Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Самсоненко, И. В. Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом / И. В. Самсоненко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2373/ (дата обращения: 17.10.2024).

«Моя малая родина…

У каждого человека она своя,

но для всех является той,

путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое, если не сказать все!»

В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда

Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?

Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если самим не проникнуться этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.

Проанализировав свои знания о городе, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны. Поэтому поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.

Для достижения этой цели решала следующие задачи:

– организовала развивающую среду в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музеи в группе, макеты и карты детского сада с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.

– через разные виды деятельности формировала любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Лабинска.

– знакомила детей с достопримечательностями Лабинска, развивала желание как можно лучше узнать свой город.

– развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу; способствовала становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.

– воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.

– воспитываю бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам; побуждаю детей сохранять красоту города для будущих поколений.

При построении системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников учитывала следующие принципы:

Принцип дифференциации. Создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, ; в естественном включении краеведческого материала в региональную программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Лабинска(с его малой Родиной).

Для реализации системы работы разработала перспективный план.

Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней, в старшей и подготовительной группах.

Начиная работу в средней группе, поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Многие заинтересованные семьи приняли участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно, родословная нашей семьи». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.

На этом же этапе происходит знакомство с казачьими пословицами, загадками. Обращаю внимание на предметы казачьей одежды, быта. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной музыкой, поют кубанские песни, играют в игры народного характера (« Перетяжка», «веревочка»). Используют дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор)

• Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, города, с удовольствием готовятся к ним.

• самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.

На втором этапе в старшей группе закрепляем знания полученные детьми в средней группе, а так же знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».

В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.

На занятия по ознакомлению с природой своего города дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Совместно с родителями организовываются экскурсии. В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.

Работа по воспитанию патриотизма, становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители моих воспитанников стали не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, были поставлены задачи сформировать у них более точные и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России.

Большую помощь оказали опять-таки родители в оформлении мини-музея «Наша Родина – Россия». Мини-музей привлекает ребенка к данной теме своей доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города (это участие в конкурсе рисунков ко Дню города, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс «Моя любимая песня», не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): малая Родина, ребенок, детский сад, город, родной город, семья, бережное отношение, вид деятельности, подготовительная группа, Россия.

Похожие статьи

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края

Формирование патриотических чувств на основе знакомства детей с родным краем

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе

Похожие статьи

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края

Формирование патриотических чувств на основе знакомства детей с родным краем

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе