Заочное тестирование по химии в рамках VII конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мельник, А. А. Заочное тестирование по химии в рамках VII конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» / А. А. Мельник. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2386/ (дата обращения: 16.11.2024).

Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится для школьников 7-11 классов с 2005 года. В рамках конкурса школьники могут пройти заочное тестирование по теоретическим вопросам выбранной темы исследования. Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою подготовку по теоретической части темы исследования, а это в свою очередь может сыграть положительную роль во время защиты работы на конференции при ответах вопросы конкурсного жюри. Кроме того, участие в заочном тестировании напоминает сдачу ЕГЭ и ГИА. Тестирование проводится на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.

В 2011-2012 учебном году школьники в рамках VII конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» проходили заочное тестирование по химии. Тест «Химия-9» прошло 20 школьников, средний балл – 42,15 (max 50), тест «Химия-11»: прошло 14 школьников, средний балл – 37,2 (max 50). Как показали результаты, у школьников вызвали затруднения некоторые задания.


Неорганическая химия


Строение атома

В задании необходимо назвать ион, которому соответствует электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6. Из перечисленных вариантов это S2– (вариант «b»). Некоторые участники тестирования указали неверный вариант «с» – Al3+. У этого иона электронная конфигурация 1s22s22p6.

Участники тестирования успешно справились с некоторыми заданиями, указав, что атомы химических элементов бора и алюминия имеют одинаковое число электронов во внешнем электронном слое, а также указав верное число электронов во внешнем электронном слое атома, ядро которого содержит 8 протонов (6).

Гидролиз солей

Как показали результаты тестирования, у школьников вызывают затруднения понятия «гидролиз по катиону», «гидролиз по аниону», «полный гидролиз». Так, в ответах участники ошибочно указывали, что гидролизуются соли: NaF, CaCl2, K2SO4, KBr. Также участники ошибочно указывали, что AgNO3 и Na2CO3 гидролизуются по катиону и аниону одновременно.

На вопрос «Каково отношение к гидролизу сульфида алюминия: …» некоторые участники выбирали ответы «не гидролизуется» и «гидролизуется по аниону». Сульфид алюминия образован слабыми кислотой и основанием, поэтому правильный ответ «гидролизуется по катиону и аниону», в другом задании некоторые участники ошибочно указали, что соли Fe2(SO4)3 и (NH4)2CO3. подвергаются полному гидролизу.

Задание «Щелочную реакцию среды имеют растворы …» имеет два правильных варианта ответа: Na2CO3 и Rb2S. Некоторые участники выбирали неверные варианты CsCl и KClO4. Карбонат натрия и сульфид рубидия образованы сильным основанием и слабой кислотой, поэтому реакция раствора щелочная. А хлорид цезия и хлорат калия образованы сильными основанием и кислотой.

Тип химической связи и тип кристаллической решетки

В задании «Веществом с ковалентной полярной связью является: …» ошибочно выбирали вещества NaBr и CaCl2, для которых характерна ионная связь.

В задании «Ионную кристаллическую решетку имеет …» из предложенных вариантов участники тестирования ошибочно выбирали ответы «хлор» и «хлорид фосфора (III)».

Степень окисления

В задании «Наименьшую степень окисления хром имеет в соединении: …» ошибочно выбирали K2CrO4, где степень окисления хрома +6, и Cr2(SO4)3, где степень окисления хрома +3 (правильный ответCrSO4, где у хрома степень окисления +2).

Многие участники неправильно вычислили степень окисления азота в гидроксиламине NH2OH, называя варианты -3 и -2. Правильный ответ: степень окисления равна (-1).

В одном из заданий участникам тестирования требовалось указать формулу соединения, в котором степени окисления химических элементов равны -3 и +1. Некоторые участники тестирования из предложенных вариантов выбрали NF3 (фторид азота). Однако, фтор является элементом с самым большим значением электроотрицательности, поэтому степень окисления фтора в соединениях равна -1, значит, степень окисления азота равна +3.

Качественный и количественный состав неорганических соединений

В одном из заданий к средним солям участники причисляли NaH2PO4 и KHS, которые относятся к кислым.

На вопрос «Химическое соединение состава K2ЭO3 образует каждый из двух элементов: …» некоторые участники тестирования ошибочно выбирали ответ «азот и сера». Действительно, существует соединение состава K2SO3, однако соединение K2NO3 не существует. Правильный ответ на этот вопрос – углерод и сера, образующие соединения K2СO3 и K2SO3.

Кислотно-основные свойства неорганических соединений

При ответе на вопрос «Верны ли следующие суждения о магнии и его соединениях? А. Магний реагирует и с кислотами, и со щелочами. Б. Оксид магния является основным оксидом» часто выбирали вариант «верны оба суждения», забывая, что магний не реагирует со щелочами. К тому же можно заметить, что два суждения явно противоречат друг другу: если бы магний реагировал и с кислотами, и со щелочами, то оксид магния также бы обладал амфотерными свойствами. В данном вопросе верным является только утверждение Б.

В задании «Общим свойством меди и железа является их способность растворяться в …» из ответов выбирали разбавленную серную кислоту и раствор щелочи. Но медь не реагирует с разбавленной серной кислотой, а со щелочью не реагируют, ни железо, ни медь. Из предложенных вариантов ответов правильным был «в азотной кислоте».

В задании «Гидроксид натрия взаимодействует с каждым из двух веществ: ...» участники ошибочно выбрали все неправильные варианты: a) MgO и HCl, b) NH3 и SO3, c) H2S и KNO3. Из предложенных вариантов ответов правильным был d: HNO3 и Al.

Химические реакции между неорганическими веществами и условия их протекания

В задании «C водой при обычных условиях реагирует …» ошибочно выбирали оксид азота (II) и оксид железа (II). Из предложенных вариантов ответов правильным был оксид азота (IV).

В одном из заданий некоторые участники утверждали, что химическая реакция возможна между NaOH и K3PO4, а другие – между HCl и Ba(NO3)2. Из предложенных вариантов ответов правильным был «между Zn и CuCl2».

В задании «Каждое из перечисленных веществ H2O и Cl2 взаимодействует с веществом: …» некоторые участники отвечали «с кислородом». Из предложенных вариантов ответов правильным был d: с натрием.

В схеме превращений некоторые школьники утверждали, что веществами «X» и «Y» могут быть соответственно b) K2SO4 и H2O и d) KCl и CO2. Из предложенных вариантов ответов правильным был c: KOH и HCl

Некоторые участники ошибочно полагали, что разбавленная серная кислота может реагировать с серебром Ag и оксидом кремния SiO2. Правильные ответы на этот вопрос – Ba(NO3)2 и Fe2O3.

В задании «И серная кислота, и гидроксид калия способны реагировать с …» участники ошибочно выбирали варианты «с водородом» и «с оксидом магния». Правильные варианты ответов – «с гидроксидом алюминия» и «с цинком»

В задании «Алюминий взаимодействует со следующими веществами …» из 4 предложенных вариантов правильными было три: Fe2O3, HNO3 (р-р) и NaOH(р-р). Единственный неправильный вариант P2O3 некоторые участники тоже выбрали.

Среди веществ, реагирующих с кислородом при обычных условиях, некоторые участники выбирали веществ кислород, а он азотом при обычных условиях не реагирует, а реагирует с натрием.

Окислительно-восстановительные реакции

В задании «Изменению степени окисления Fe+2 Fe+3 соответствует схема: …» некоторые участники выбирали вариант ответа «Fe3O4 + HI FeI2 + I2 + H2O». Это неправильный ответ, поскольку в соединении Fe3O4 железо находится в степенях окисления +2 и +3. Правильный вариант ответа b: FeCl2 + Cl2 FeCl3.

В одном из зданий некоторые участники тестирования ошибочно причисляли к окислительно-восстановительным следующие реакции: хлорида натрия (твердого) с концентрированной серной кислотой и димеризации оксида азота (IV). Остальные два ответа являлись правильными. Это реакции алюминия с разбавленной азотной кислотой и оксида марганца (IV) с соляной кислотой.

В задании «При взаимодействии CuSO4 и KI среди продуктов реакции образуются …» участники должны были выбрать «CuI» и «I2». Реакция сульфата меди и иодида калия является окислительно-восстановительной, где медь выступает окислителем, а иод – восстановителем. Некоторые участники ошибочно указывали, что образуется соединение CuI2.

В одном из заданий необходимо было выбрать из 4 вариантов химических реакций только те, в которых сера является восстановителем.

Многие участники успешно справились с этим заданием, указав 2 верных варианта, однако некоторые, наряду с верным вариантом, указали неверный.

Электролитическая диссоциация

Некоторые участники считают слабыми электролитами соляную кислоту и гидроксид натрия. Из предложенных вариантов ответов правильным была сероводородная кислота.

Скорость химических реакций

Задание, с которым большинство участников не справилось, звучит так: «С наибольшей скоростью соляная кислота взаимодействует с …». Участники выбирали варианты: с металлическим цинком, с металлическим железом, с твёрдым карбонатом железа (II) .но никто не выбрал правильный ответ: с раствором гидроксида натрия. Первые три вещества являются твердыми, соответственно реакция идет на границе твердой фазы и раствора. А в случае с раствором гидроксида натрия реакция идет в однородной (гомогенной) среде, где степень диффузии, а соответственно, и скорость реакции самая высокая.

Периодический закон и периодическая система

На вопрос: «В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса? ...» ошибочно выбирали ответ «Li, Be, B, C». Но в периоде слева направо радиус атомов уменьшается. Правильный ответ – d: F, Cl, Br, I, поскольку в группах сверху вниз радиус атомов увеличивается.

В задании «Изменение свойств от металлических к неметаллическим происходит в ряду…» все участники тестирования указали верный вариант ответа: MgAlSi.

Подробный разбор всех ошибок приведен в пособии на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru


Литература

  1. Варианты заданий олимпиад по химии Санкт-Петербурга, Пермского края, Казахстана.

  2. Тесты. Варианты и ответы централизованного тестирования, 11 класс – М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. – 337 с.

  3. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005. – 382 с.

  4. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования – М: ООО «РУСТЕСТ», 2006. – 381 с.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, участник тестирования, предложенный вариант ответов, участник, правильный ответ, вещество, ответ, заочное тестирование, разбавленная серная кислота, соляная кислота.

Похожие статьи

Программа предпрофильного курса «Информационные технологии в рекламной деятельности»

Особенности составления заданий для контроля знаний студентов по дисциплине «Тестирование программного обеспечения»

Методика контроля знаний студентов бакалавриата по дисциплине «Тестирование программного обеспечения»

Всероссийский конкурс для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» в системе образования

Программа предпрофильного курса по информатике и ИКТ «Мир информационных технологий. Профессии XXI века»

Методическая разработка занятия в рамках внеурочной деятельности по теме «Веб-квест «Я выбираю профессию»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе»

Методика изучения тестирования циклов студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения»

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Расчет и сравнительный анализ вариантов систем отопления многоквартирного жилого дома»

Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений

Похожие статьи

Программа предпрофильного курса «Информационные технологии в рекламной деятельности»

Особенности составления заданий для контроля знаний студентов по дисциплине «Тестирование программного обеспечения»

Методика контроля знаний студентов бакалавриата по дисциплине «Тестирование программного обеспечения»

Всероссийский конкурс для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» в системе образования

Программа предпрофильного курса по информатике и ИКТ «Мир информационных технологий. Профессии XXI века»

Методическая разработка занятия в рамках внеурочной деятельности по теме «Веб-квест «Я выбираю профессию»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе»

Методика изучения тестирования циклов студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения»

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Расчет и сравнительный анализ вариантов систем отопления многоквартирного жилого дома»

Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений