Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях
Автор: Земскова Юлия Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 1897 раз
Библиографическое описание:
Земскова, Ю. А. Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях / Ю. А. Земскова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2392/ (дата обращения: 16.11.2024).
Интерес к традиционной культуре народов, к их языкам, обычаям, обрядам, истории за последние два десятилетия необычайно возрос в нашей стране. Это явление имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические национальные причины. Мысль о том, что без всестороннего развития прошлого не может быть понятно настоящее, тем более будущее.
История народа, его традиции, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Глубоко познав свои истоки, легче будет ответить и на самый главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно-нравственного воспитания детей, как действовать?
Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает, повысит интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Детский сад начал работу на конкретных исторических событиях, героических примерах, на народных традициях и правилах, по которым жила Кубань. Но при этом помнили и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживали связь между старинным и днём настоящим, давали понять ребёнку, что он хозяин своей Родины, что здесь его дом, близкие и дорогие люди, что нужно любить свой край, всё что живёт и радуется вместе с ним.
Ознакомление детей с историей и культурой Кубани проходили через все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. В подготовке к занятиям принимали активное участие родители воспитанников. На занятиях знакомили детей с историей заселения Кубани, с народными обычаями и праздниками, с историей возникновения родного города, а также с символикой края. В процессе занятий дети учатся не только понимать и любить свой край, но и заботиться о природе, быть её защитником. Полученные знания ребята отражали в продуктивной деятельности.
Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Мной и родителями была проделана работа по оформлению макета кубанского подворья, собрана коллекция глиняной посуды. Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.
По просьбе родителей была организована выставка совместных работ детей и родителей на тему «Кубанские мастера».
После ознакомления детей с символикой Кубани, я предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи или поселка, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою инициативу.
Практика показала, что родители и дети, стремясь подчеркнуть особенности своей семьи, своего рода, не ограничиваются полученной информацией. Гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию.
На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли.
К развлечениям, посвященным обрядовым праздникам, родители приносили выпеченные дома хлебные изделия – блины на Масленицу, колядки – на Рождество, куличи, жаворонки – на Пасху. В благодарность родители получали самые разнообразные призы – поделки, выполненные их детьми.
В повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные кубанские подвижные игры с пропеванием слов, что тренировало речь детей и параллельно знакомило с особенностями народной речи. Дети включались в игры, которые давали возможность им побыть в роли лидера-водящего.
Эти игры способствовали раскрытию эмоциональных, интеллектуальных и творческих способностей, развивала гибкость характера, решительность, помогала справиться с трудными ситуациями. Игры развили у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу, сострадание, дети научились радоваться успехам других. Благодаря родителям, пополнили атрибуты к народным кубанским играм.
Детский сад работает в тесном контакте с краеведческим музеем города. Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Выход в музей и экскурсии по городу целесообразно проводить с родителями.
При посещении музея и экскурсий по городу дети узнают много нового и интересного о его истории, исторических зданиях, знакомятся с бытом, костюмами казаков, с их песнями, творчеством кубанских поэтов. Систематически организуем встречи детей с интересными людьми нашего города: поэтами, художниками, народными умельцами, ветеранами войны и труда.
Детский сад получает консультативную помощь от представителей православного духовенства. Совместно с родителями и педагогами детского сада интересно проходят экскурсии в храм.
А вся работа по воспитанию детей на казачьих традициях началась с родительского собрания, на котором говорили с родителями о необходимости знаний своих корней, умении разбираться в родственных связях, уметь сохранять и трепетно относится к генеалогии рода, уметь составлять родословное древо. Пришлось учить родителей выполнять эту работу, чтобы они включились в нее, и смогли, в свою очередь помочь своему ребенку. Результатом этой непростой работы стало занятие «Моя семья», на котором были составлены генеалогические древа. Все работы получились оригинальными, разными, это позволило сравнить и заинтересовать родителей на будущее сотрудничество.
Поэтому мы сделали вывод, что:
1. Активизируя работу родителей, мы провели для них семинар-практикум, в котором основное внимание обратили на формирование положительно насыщенного образа родного дома.
2. Привлекли родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
3. Организовали консультации и подготовили материалы по следующим темам: «Родословная семьи», «Семейные праздники и традиции», «Семейный досуг».
4. Привлекли родителей к организации и проведению групповых развлечений, викторины: «Дом моей мечты», «Добрых рук мастера».
5. Оформили выставки творческих работ детей и их родителей по теме проекта «Традиции и быт казаков».
Использовали авторский подход к построению предметно-развивающей среды. На базе детского сада создан мини-музей «Кубанская горница». Во всех наших проектах родители были активными участниками.
С помощью родителей сшили прекрасные костюмы, которые еще больше воодушевляли детей. Дети, через песню, откликнулись своею любовью к родному краю богатому фольклором, славным казачьим традициям. Когда познакомили детей с историей нашего края, дети узнали, почему казачий язык похож на русский, украинский и белорусский говор.
Была прекрасно оборудована казачья комната. Теперь не осталось ни одного равнодушного к нашим кубанским песням.
Мы поставили перед собой задачу продолжать формировать нравственно-патриотические чувства у воспитанников, используя народное искусство.
Такая связь с семьей меня очень радовала, знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей.
Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.