Мониторинг требований профессиональных стандартов, квалификационных характеристик и требований ФГОС по профессиям и специальностям горной отрасли
Авторы: Попов Иван Павлович, Сьянова Татьяна Юрьевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 1459 раз
Библиографическое описание:
Попов, И. П. Мониторинг требований профессиональных стандартов, квалификационных характеристик и требований ФГОС по профессиям и специальностям горной отрасли / И. П. Попов, Т. Ю. Сьянова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2420/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблемы подготовки и подбора профессиональных кадров, чьи знания, умения и компетенции, то есть уровень квалификации, наиболее точно соответствует требованиям производства, сохраняют актуальность уже не один десяток лет. Необходимость создания и внедрения в практику новых более эффективных и надежных подходов и методов действия и регулирования в данной сфере определяется возрастающей значимостью человеческого капитала в преодолении социально-экономических проблем современного общества. К таким проблемам относятся: ускорение темпов обновления производства, что приводит к быстрому «устареванию» полученных квалификаций и требует их постоянного обновления; усиление миграционных процессов, в результате чего в развитых странах увеличивается доля населения с низким уровнем квалификации, усиливается социальное расслоение общество и его дестабилизация; появление новых глобальных рисков и угроз (экологические проблемы, борьба с терроризмом и др.), преодоление которых требует значительных финансовых расходов и, следовательно, приводит к сокращению средств, выделяемых на решение других проблем. Анализ зарубежного опыта показывает, что развитые страны ведут целенаправленную и последовательную работу по формированию целостной системы обеспечения устойчивого социально-экономического развития, в основе которой лежит формирование партнерских взаимовыгодных отношений между различными сферами общества. Создание конструктивных механизмов взаимодействия сферы труда и сферы образования, повышающих эффективность и снижающих издержки (временные, финансовые, человеческие и др.) процесса подготовки и использования профессиональных кадров, является одним из элементов такой системы.
В течение последних 20 лет деятельность по разработке, совершенствованию и широкому внедрению в практику профессиональных стандартов развивается в мире по нескольким направлениям. Во-первых, происходит движение от локальных отраслевых систем стандартов к формированию общенациональных систем. Эта тенденция отмечается в таких странах как, Австралия, Канада, Великобритания, США, Германия, Япония, Нидерланды, Чили, Малайзия, Филиппины, Турция, Румыния и др. Во-вторых, разрабатываются новые подходы и методы формирования и использования профессиональных стандартов. Проблемы обеспечения качества рабочей силы, формирования эффективных механизмов ее поддержания и повышения, взаимодействия сферы труда и сферы образования имеют большое значение для России. Политический и социально-экономический кризис 90-х годов прошлого века привели к демонтажу действующей системы обеспечения качества рабочей силы. И сегодня наша страна стремиться создать механизмы, эффективно работающие в условиях рынка, заменив ими методы, используемые в плановой экономике.
Использование профессиональных стандартов, по мнению зарубежных политиков, практиков, экспертов и исследователей, вносит значимый (весомый, важный) вклад в развитие и функционирование, как сферы труда, так и сферы образования.
В сфере труда профессиональные стандарты содействуют:
формированию и поддержанию высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующего потребностям производства и, следовательно, обеспечивают повышение производительности и конкурентоспособности;
определению и формулированию потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке;
эффективному, обоснованному подбору кадров и проведению «внутрифирменного» профессионального обучения;
проведению проверки, аттестации и сертификации квалификаций;
развитию мобильности рабочих кадров и др.
В сфере образования профессиональные стандарты используются при:
разработке программ профессиональной подготовки, методов оценки, сертификации и аккредитации всех видов профессионального обучения, отвечающих (наиболее полно, точно) соответствующих потребностям экономики;
обеспечении сопряженности образовательных программ разного уровня и вида и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, построения эффективной и гибкой системы, способной быстро и адекватно отвечать на изменения в социально-экономической сфере.
Использование профессиональных стандартов позволяет:
работодателям:
повышать производительность, улучшать качество производства (продуктов) и услуг и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
снижать затраты на подбор кадров и проведение внутрифирменного обучения;
эффективно обновлять (повышать) знания, умения и компетенции сотрудников;
работникам:
определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке;
определять и реализовать четкие и ясные пути карьерного роста;
получать рекомендации для прохождения сертификации/аккредитации;
повышать свою мобильность в рамках национальной экономики [5].
Профессиональный стандарт (ПС) (англ: professional/occupational standard) – документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников [6]. Профессиональный стандарт является многофункциональным нормативным документом, предназначенным для:
- проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;
- формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;
- решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);
- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.).
Основными пользователями профессиональных стандартов являются:
- руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
- специалисты, разрабатывающие государственные образовательные стандарты и профессиональные образовательные программы;
- психологи и профконсультаты, оказывающие населению услуги в области профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры.
Профессиональный стандарт формируется на основе следующих принципов:
- учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям работников;
- представление в стандарте основных трудовых функций по видам экономической деятельности (областям профессиональной деятельности);
- вертикальная интеграция в виде экономической деятельности (области профессиональной деятельности) всех квалификационных уровней;
- учет образцов лучшей практики, опыта успешных компаний, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее [4].
Профессиональные стандарты формулируются как результаты обучения, основаны на анализе трудовой деятельности и описывают компетенции, необходимости для ее выполнения. По сути, профессиональный стандарт подробно описывает требования к основным функциям, выполняемые работниками на производстве. В РФ за период с 2009-2011 гг. были утверждены профессиональные стандарты (по сути, в статусе национальных) по профессиям и специальностям по следующим отраслям: авиастроению, информационным технологиям, гостеприимству, индустрии питания, монтажу каркасно-обшивных конструкций, управление организацией. В процессе обсуждения находятся профессиональные стандарты по сервису (визаж, ногтевой сервис, парикмахер, портной, косметолог) и профстандарты ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (специалист по информационным системам, системный администратор). Профессиональные стандарты по горному профилю к настоящему моменту находятся в разработке.
Квалификационные характеристики профессий НПО и специальностей СПО определены Едиными тарифно-квалификационными справочником по профессиям и специальностям горного профиля (ЕТКС) выпуск 4, утвержденный постановлением Министерством труда РФ от 12 августа 2003 г. № 61 [2].
Тарифно-квалификационная характеристика каждой профессии имеет два раздела. Раздел «Характеристика работ» содержит описание работ, которые должен уметь выполнять рабочий. В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять.
В тарифно-квалификационных характеристиках приводится перечень работ, наиболее типичных для данного разряда профессии рабочего. Этот перечень не исчерпывает всех работ, которые может и должен выполнять рабочий. Работодатель может разрабатывать и утверждать с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников дополнительный перечень работ, соответствующих по сложности их исполнения тем, которые содержатся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов. Кроме работ, предусмотренных в разделе «Характеристика работ», рабочий должен выполнять работы по приемке и сдаче смены, уборке рабочего места, приспособлений, инструментов, а также по содержанию их в надлежащем состоянии, ведению установленной технической документации.
Наряду с требованиями к теоретическим и практическим знаниям, содержащимся в разделе «Должен знать», рабочий должен знать: правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности; правила пользования средствами индивидуальной защиты; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте; виды брака и способы его предупреждения и устранения; производственную сигнализацию.
Рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии. В связи с этим работы, приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило не приводятся. Тарифно-квалификационные характеристики разработаны применительно к восьмиразрядной тарифной сетке. Разряды работ установлены по их сложности без учета условий труда (за исключением экстремальных случаев, влияющих на уровень сложности труда и повышающих требования к квалификации исполнителя). Например, «Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования» согласно данным ЕТКС предусматривает 3-7 разряды, при этом, для 6 и 7 разряда необходимо наличие среднего профессионального образования (т.е. наличие диплома об окончании учреждения СПО).
Рассмотрим квалификационные характеристики для рабочего по профессии «Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования» 3 разряда согласно ЕТКС.
Характеристика работ. Монтаж, демонтаж, заземление, ремонт, опробование и техническое обслуживание электрической части простых машин, узлов и механизмов, средств сигнализации и освещения, распределительных, абонентских кабельных и телефонных сетей. Ремонт и монтаж воздушных линий электропередач, установка грозозащиты. Передвижка опор линий электропередачи. Замена и подключение контрольно-измерительных приборов: амперметров, вольтметров, манометров. Замер силы тока, напряжения в цепях переменного и постоянного тока низкого напряжения. Устройство заземляющих контуров. Вулканизация гибких кабелей, нанесение надписей. Зарядка аккумуляторных батарей, доливка и замена электролита. Навеска сигнальных устройств, смена электроламп, электрических патронов. Осмотр и ремонт электротехнического оборудования неавтоматизированных ламповых. Осмотр и текущий ремонт электродвигателей переменного тока низкого напряжения. Выполнение стропальных работ.
Должен знать: назначение, технические характеристики обслуживаемых машин, электроаппаратуры, нормы и объемы их технического обслуживания; основы электротехники, монтажного дела; устройство и правила технической эксплуатации низковольтных электроустановок; схемы первичной коммутации распределительных устройств и подстанций, силовой распределительной сети; технические требования, предъявляемые к эксплуатации обслуживаемых машин, электроаппаратов; порядок монтажа силовых электроаппаратов, несложных металлоконструкций и механизмов; инструкцию по монтажу сухих разделок бронированных кабелей; назначение и правила пользования контрольно-измерительными приборами и инструментом; правила допуска к работам на электротехнических установках; правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока; наименование и расположение оборудования обслуживаемого производственного подразделения; системы и правила действия световой, звуковой и другой сигнализации в шахте; правила приема и подачи звуковых и видимых сигналов; правила бирочной системы.
При выполнении работ под руководством электрослесаря по обслуживанию и ремонту оборудования более высокой квалификации – 2-й разряд.
Теперь сравним требования к выпускникам по данной же профессии 130401.01 Ремонтник горного оборудования (Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования и Слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования) согласно ФГОС третьего поколения:
Область профессиональной деятельности выпускников: монтаж, демонтаж, ремонт, наладка и техническое обслуживание электрической и механической части горных машин, аппаратуры, оборудования воздушных линий электропередач, применяемых в шахтах, рудниках, карьерах, угольных разрезах, на обогатительных фабриках.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: контрольно-измерительные приборы; заземляющие контуры; аккумуляторные батареи; гибкие кабели; такелажные и стропальные работы; линии электропередач; горные машины; электрические машины, аппараты и приборы; технические требования.
Обучающийся по профессии Ремонтник горного оборудования готовится к следующим видам деятельности:
монтаж, демонтаж, ремонт, опробование и техническое обслуживание механической части машин, узлов и механизмов, распределительных устройств.
технической обслуживание, ремонт и монтаж электрической части машин, узлов и механизмов, средств сигнализации и освещения, распределительных, абонентских кабельных и телефонных сетей, оборудования высоковольтных подстанций [3].
Таким образом, при сравнении характеристики работ согласно ЕТКС и ФГОС нового поколения к одной и той же профессии, очевидно, что требования ЕТКС расписаны более подробно и шире, нежели во ФГОС третьего поколения. В этой связи очевидна необходимость сопряжения профессиональных и образовательных стандартов. По мнению руководящих и педагогических работников системы профессионального образования, в тех отраслях, где профессиональные стандарты уже существуют, требования работодателей во ФГОС представлены более полно и системно [1].
Литература:
Андреева В.Н. Профессиональные стандарты: зарубежный опыт, разработки и применения // Приложение к ж-лу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 4. С. 104.
Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: «Общие профессии горных и горнокапитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых»; «Агломерация руд»; «Добыча и обогащение горнохимического сырья»; «Добыча и обогащение строительных материалов»; «Добыча и переработка торфа»; «Переработка бурых углей и озокеритовых руд»: постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. № 61.
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 130401.01 Ремонтник горного оборудования: приказ Минобрнауки РФ от 20.04.2010 № 404.
Положение о профессиональном стандарте: утверждено Распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г. М., 2007.
Прянишникова О. Д., Лейбович А. Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта. – Режим доступа: www.nark-rspp.ru.
Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. М.: ФИРО, 2010.