Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду
Авторы: Ильина Людмила Николаевна, Посохова Галина Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 13989 раз
Библиографическое описание:
Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2427/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности, духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания.
Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [2].
С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).
Наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси» [2], Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» [1], М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» [4], М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» [3], Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».
Многовариантность решения проблемы будет зависеть от направленности работы ДОУ, выбора той или иной программы или технологии, от профессионализма педагогов. Авторы в своих работах указывают на использование:
1. личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.
2. интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка, ориентированные на новые модели организации деятельности.
Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды познавательной и творческой деятельности, разнообразные игры: дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления познавательной и речевой деятельности. Механизмом интеграции является образ, созданный средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности.
Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребёнку возможности:
реализовать свой творческий потенциал, поскольку на занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и премудрости жизни;
в интересной игровой форме обогатить свой жизненный опыт;
сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками;
воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.
Интеграция происходит по нескольким направлениям.
1. Социальный мир:
систематизация, углубление и усвоение детьми вечных ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла;
формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).
2. Развитие речи:
расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи;
совершенствование грамматической структуры речи.
3. Продуктивная деятельность:
реализация впечатления, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках, в играх-драматизациях;
реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности.
Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.
Специально организованная система образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как субъекту деятельности. Комбинация известных технологий, использование интегрированного подхода позволили усовершенствовать педагогический процесс по разделам программы «Детство»: «Социализация», «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация».
Приступая к работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста необходимо опираться на:
содержание программы «Детство», где определен эмоционально-практический путь познания, где малыш с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, где он стремится к активной деятельности;
учёт возрастных, индивидуальных и психологических особенностей;
положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и ребёнком;
постоянную смену видов деятельности, методов и приёмов работы, форм организации;
обязательное использование наглядности.
С целью наилучшего усвоения материала, для достижения количественных и качественных показателей, важно определить ряд задач:
знакомить детей с общим недоразвитием речи с окружающим миром на примере ближнего социального и природного окружения, помочь ему осознать своё место в нём;
развивать интеллект и речь детей с ОНР, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, стране;
способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;
учить ориентироваться в социальной среде обитания.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания в группе компенсирующей направленности с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:
«позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Всё это способствует развитию базовых качеств личности, воспитанию любви к своему Отечеству, формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности правильному развитию микроклимата в семье, исключает перегрузку педагогического процесса, что в целом способствует реализации направлений программы развития детского сада и повышению качества дошкольного образования.
В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.
Литература:
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М: АРКТИ, 2004.
Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2003.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003.