Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы становления личности
Авторы: Логачева Наталья Викторовна, Плындина Елена Федоровна, Козырева Ольга Анатольевна, Чернышенко Святослав Павлович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 2768 раз
Библиографическое описание:
Логачева, Н. В. Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы становления личности / Н. В. Логачева, Е. Ф. Плындина, О. А. Козырева, С. П. Чернышенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2429/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Система образования, просвещения, спорта и культуры
неустанно совершенствует свои педагогические средства в постановке и
решении проблем социализации, саморазвития и самореализации
обучающихся, но, к сожалению, в таком поиске зачастую отсутствует
связь данных явлений, и моделируемые средства, методы, формы,
технологии, принципы, закономерности, тенденции и условия
эффективности могут быть реализованы в очень натянутых правилах
отображения и описания явлений или процессов, механизмов или
средств, качеств или ценностей, эталонов или продуктов, поэтому мы
попытаемся полисистемно рассмотреть спектр дефиниций данных
категорий современной педагогики, фасилитирующих понимание связей
социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро-
и мегасредах.
- Начнем свой поиск с категории «социализация», – данное явление полидифинитно, многогранно, антропологически и ситуативно обусловлено, создает предпосылки для понимания общественных отношений и моделей социального, социально-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия. Если в предельном гносеологическом смысле раскрывать феноменологию категории «социализация», то можно отметить, что это наиважнейшая функция пространства, сохраняющая и реконструирующая нормы и эталоны культуры и этики, в визуальном проявлении которой происходит оценка обществом человека, индивида, субъекта, личности, т.е. принятие или отторжение его и его ресурсов уникальной жизнедеятельности, рассматриваемых как совокупности ценностей и продуктов микро-, мезо-, макро- и мегасреды.
- Принятие или непринятие обществом каждого конкретного человека всегда связано с историко-культурным наследием нашей и зарубежной педагогики и литературы, искусства и культуры, спорта и науки, кроме того, опыт деятельности отображает проблему и результат включения человека, индивида, субъекта, личности на различных этапах его становления и развития в деятельность и общение, согласованно и гибко трансформирующих модели поведения и преобразования объективной реальности. Можно привести пример, описанный в рассказе «Беглец», когда мальчик за несколько монет сначала прячет от полиции беглеца, затем за большее их количество продает его полиции и возвращает монеты, которые он брал за его спасение от преследователей. Описание данного факта с позиции современной аксиологии не так ярко и проникновенно, как это сделано в прозе мастера слова, но вот о расплате, которую получил мальчик можно подумать с различных граней современной системы воспитания и перевоспитания, т.к. отец отвел своего сына в лес и застрелил. Спорна проблема воспитания и перевоспитания подростков. Ранее был один единственный ответ – око за око, жизнь за жизнь, ведь второго шанса не бывает. Современная педагогика оспаривает данное направление в русле гуманистических идей воспитания и перевоспитания личности, но следует отметить, что на биологическом уровне человек закрепляет стереотипы поведения и, как любое живое существо, придерживается той грани, которая была успешна или от нее была получена порция удовольствия как самого важного наркотика жизни. Отсюда и объяснение всех привычек, нарушений в развитии и деструкций внутреннего и внешнего генеза.
- Позитивное, нейтральное и негативное проявление любого качества и свойства, чувства и мысли предопределяет путь развития личности. По словам Макаренко А.С. – хороший педагог обходится без метода наказания, а принцип относительности наказания объективно предопределяет выбор развития, социализации и самореализации личности, т.е. для одного человека то же самое слово, дело, результат – это наказание, а для другого – значимое событие. Например, отличнику ставят «3» или «4», – он вряд ли обрадуется данным оценкам и отметкам. Но если двоечнику поставить аргументированно и заслуженно «3», а уж тем более «4», то не будет границ радости. То же самое явление наблюдается в различных областях социального и профессионального взаимодействия. Саморазвитие и самореализация связаны с моделями, функциями, типами, условиями, тенденциями и пр. социализации личности.
- Самореализация – полидефинитная категория, выступающая в различных направлениях и качествах:
- - процесс полноценного, продуктивного саморазвития в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, системно трансформирующий различные внутренние (личностно обусловленные) и внешние (обусловлены норами и эталонами социальной среды) особенности проявления чувств, эмоций, мыслей, а также самочувствия и креативного, полноценного, ситуативно и энергетически обусловленного самовыражения в различных направлениях науки, искусства, спорта и пр.;
- - механизм социализации личности в контексте самосохранения и саморазвития;
- - результат самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, ситуативно предопределяющий получения продукта жизнедеятельности человека, индивида, субъекта, личности и пр.
- Начнем свой поиск с категории «социализация», – данное явление полидифинитно, многогранно, антропологически и ситуативно обусловлено, создает предпосылки для понимания общественных отношений и моделей социального, социально-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия. Если в предельном гносеологическом смысле раскрывать феноменологию категории «социализация», то можно отметить, что это наиважнейшая функция пространства, сохраняющая и реконструирующая нормы и эталоны культуры и этики, в визуальном проявлении которой происходит оценка обществом человека, индивида, субъекта, личности, т.е. принятие или отторжение его и его ресурсов уникальной жизнедеятельности, рассматриваемых как совокупности ценностей и продуктов микро-, мезо-, макро- и мегасреды.
Таблица 1
Место учебы/ |
СОШ, ООШ |
Система НПО, СПО |
Вузы |
Спорт – работа |
Количество, чел. |
39 |
9 |
1 |
2 |
Относительный результат, % |
76,47 |
17,65 |
1,96 |
3,92 |
Таблица 2
Продолжительность занятий л/а |
Меньше года |
От года до двух лет |
От 2-х до 4-х лет |
Более 4 лет |
Количество, чел. |
17 |
13 |
14 |
7 |
Относительный результат, % |
33,33 |
25,49 |
27,45 |
13,73 |
Таблица 3
Какие достижения в л/а Вы имеете? |
Нет разрядов |
Есть разряды |
Количество, чел. |
12 |
39 |
Относительный результат, % |
23,53 |
76,47 |
- В таблице 3.1 представлено распределение обучающихся, имеющих разряды.
Таблица 3.1
Достижения в л/а |
Город |
Область |
Регион |
Россия |
КМС |
Количество, чел. |
10 |
17 |
4 |
6 |
6 |
Относительный результат в выборке (39 чел.) |
25,64 |
43,59 |
10,26 |
15,38 |
15,38 |
Относительный результат в совокупности (51 чел.) |
19,61 |
33,33 |
7,84 |
11,76 |
11,76 |
Таблица 4
Кто порекомендовал заниматься л/а? |
Педагоги |
Родители и другие родственники |
Друзья |
Сам и другие лица |
Переход из другого вида спорта |
Количество, чел. |
20 |
12 |
10 |
8 |
1 |
Относительный результат, % |
39,21 |
23,53 |
19,61 |
15,69 |
1,96 |
Таблица 5
Что Вам нравится в л/а? |
Что-то нравится |
Нейтрально |
Нет любимого в л/а |
Количество, чел. |
50 |
0 |
1 |
Относительный результат, % |
98,04 |
0 |
1,96 |
Таблица 6
Что Вам не нравится в л/а? |
Не нравится |
Нейтрально |
Нет нелюбимого в л/а |
Количество, чел. |
25 |
0 |
26 |
Относительный результат, % |
49,02 |
0 |
50,98 |
Таблица 7
Какими видами спорта Вы занимались кроме л/а? |
Л/а – единственный вид спорта |
2 вида спорта |
Количество, чел. |
10 |
41 |
Относительный результат, % |
19,61 |
80,39 |
- Рассмотрим распределение данных анкетного материала [2], проведенного со спортсменами-легкоатлетами в гендерной выборке – мужской совокупности респондентов города Н***. Всего в анкетировании было задействовано 130 человек – это вся совокупность занимающихся на легкоатлетическом манеже, из них нас будут интересовать 51 обучающийся (юноши). Таблицы 1-15 содержат материал об абсолютном и относительном распределении исследуемых явлений у молодых людей, занимающихся легкой атлетикой.
Таблица 8
Чем Вы занимаетесь в свободное время? |
Спорт |
Учеба |
Помощь |
Культура |
Чрезмерно занят |
Отдыхаю |
Количество, чел. |
17/12 |
21 |
1 |
2 |
3 |
12 |
Относительный результат, % |
33,33/ |
41,18 |
1,96 |
3,92 |
5,88 |
23,53 |
Таблица 9
Количество тренеров |
1 |
2 |
3 |
Количество, чел. |
32 |
12 |
7 |
Относительный результат, % |
62,75 |
23,53 |
13,72 |
Таблица 10
Что Вы знаете об истории л/а? |
Ничего |
Мало |
Много |
Количество, чел. |
27 |
7 |
17 |
Относительный результат, % |
52,94 |
13,72 |
33,33 |
Таблица 11
Ваши любимые предметы в школе |
Количество, чел. |
Относительный результат в выборке, % |
Биология |
6 |
11,77 |
География |
3 |
5,88 |
ИЗО |
2 |
3,92 |
Иностранный язык |
6 |
11,77 |
Информатика |
4 |
7,84 |
История |
8 |
15,69 |
Литература |
3 |
5,88 |
Математика |
14 |
27,45 |
Музыка |
2 |
3,92 |
ОБЖ |
1 |
1,96 |
Обществознание |
4 |
7,84 |
Русский язык |
10 |
19,61 |
Технология |
2 |
3,92 |
Труд |
1 |
1,96 |
Физика |
10 |
19,61 |
ФК |
26 |
50,98 |
Химия |
8 |
15,69 |
Черчение |
1 |
1,96 |
Нет любимых предметов |
2 |
3,92 |
Таблица 12
Вы считаете себя успешным человеком? |
Да |
Нет |
Нет ответа |
Не очень, не знаю |
Количество, чел. |
38 |
4 |
3 |
6 |
Относительный результат, % |
74,51 |
7,84 |
5,88 |
11,77 |
- Следует обратить внимание на появление результатов, приведенных в таблицах 8, 11, 12, выделенных фоном. Это тот контингент, с которым необходимо работать в социальном конгломерате непринужденных бесед, игр, библиотерапии, арт-терапии и прочих методов и средств современной психолого-педагогической системы научного знания, фасилитирующих поиск своего «я», реконструкции модели самореализации, самосохранения, самоопределения и социализации. Кроме того социально востребованная личность и устойчивая к различным стрессам в обществе не рождается – необходимо создавать условия для социализации, саморазвития, самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, преобразующих опыт деятельности и сознания, предопределяющих развитие личности и уникальности в поиске и решений противоречий, связанных с классической цепочкой «хочу – могу – надо – есть».
Таблица 13
Занятия легкой атлетикой одобряют Ваши родители и друзья/подруги? / Причина ответа |
Одобряют |
Нет |
Пропуск ответа |
|||
|
% |
|
% |
|||
ЗОЖ |
7 |
13,72 |
1 |
1,96 |
4 |
7,84 |
Слава |
3 |
5,88 |
0 |
0 |
||
Занятость свободного времени |
5 |
9,8 |
1 |
1,96 |
||
Интересно / нравится |
8 |
15,69 |
0 |
0 |
||
Нравится тренер |
2 |
3,92 |
0 |
0 |
||
Большой спорт |
2 |
3,92 |
0 |
0 |
||
Нет причины, не знают |
21 |
41,18 |
0 |
0 |
||
Н ни друзей |
0 |
0 |
2 |
3,92 |
||
Дисциплина |
3 |
5,88 |
0 |
0 |
||
Повышает уровень развития |
4 |
7,84 |
0 |
0 |
||
Требование родителей |
1 |
1,96 |
0 |
0 |
Таблица 14
У Вас есть друзья или подруги, занимающиеся л/а? |
Да |
Нет |
Количество, чел. |
46 |
5 |
Относительный результат, % |
90,2 |
9,8 |
Таблица 15
Что бы Вы порекомендовали тому, кто сомневается в выборе л/а своим видом спорта? |
Да |
Нет |
Нет ответа |
Количество, чел. |
21 |
7 |
23 |
Относительный результат, % |
41,18 |
13,72 |
45,1 |
- Легкая атлетика – не единственный вид спорта (хотя его королева), не единственный вид занятий (хотя спорт как вид занятий наиболее оптимален в подростковом выборе), но мы показали особенности и необходимость социализации, саморазвития, самореализации, доказательно объяснили необходимость помощи педагогов в ориентации выбора у обучающихся средств самовыражения и моделей социализации и самореализации.
- Литература:
- Легкая атлетика – не единственный вид спорта (хотя его королева), не единственный вид занятий (хотя спорт как вид занятий наиболее оптимален в подростковом выборе), но мы показали особенности и необходимость социализации, саморазвития, самореализации, доказательно объяснили необходимость помощи педагогов в ориентации выбора у обучающихся средств самовыражения и моделей социализации и самореализации.
- Козырева, О.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
- Логачева, Н.В. Анкета в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога / Н.В. Логачева, О.А. Козырева, В.В. Худышкина // Теория и практика педагогической науки: традиции, проблемы, инновации: материалы Международной научно-практической конференции в 3-х. ч. – Ч. 3. – Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2012. – С.100-102.