Современные определения экологической культуры
Автор: Дулатова Гульжан Егизхановна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 7345 раз
Библиографическое описание:
Дулатова, Г. Е. Современные определения экологической культуры / Г. Е. Дулатова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2431/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня познание мира и роли человека в нем невозможно без учета того, что всякое знание – это знание о мире, опосредованное человеком, включенное в систему его ценностных ориентаций. Возникла новая ценность – экологическая культура как мера и способ реализации сущностных сил человека в социоприродном бытии – культура нового качества, гармонизирующая отношения духа, сознания и бытия человека [6, с. 6-7]. Ниже приведенная таблица является итогом исследовательской работы проведенной мной. Цель работы: дать определение экологической культуры на современном этапе. Для анализа были взяты диссертационные, исследовательские работы, научные статьи ученых Казахстана и России занимающиеся проблемами экологического образования и воспитания.
№ |
Ф.И.О. исследователя |
Названия научной работы |
Определение |
1 |
Сыдыкова З.Е. Шымкент 2007 |
Формирование экологической культуры младших школьников с использованием инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе |
- это составная часть общемировой культуры, которая характеризуется глубоким и всеобщим осознанием себя как части природной среды, и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями. - это система знаний, умений, ценности, ориентаций человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, а также активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды [1, с. 22-23] |
2 |
Гирусов Э.В. Москва 1978 |
Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы |
- это встроенный элемент общей культуры каждого общества, начиная с первобытной стадии развития, так как социальная деятельность всегда соотносилась с требованиями жизнепригодности среды. Экологическая культура этноса – это совокупность способов адаптации людей к окружающей среде, такое состояние общества, которое отличается соразмерностью духовных и материальных ценностей; соответствием социальной деятельности требованиям жизнепригодности окружающей среды; соблюдением долга перед жизнью на Земле; выраженного в сохранении условий для развития и приумножения жизненных форм, включая и человека [2, с. 18] |
3 |
Испандиярова А.М. Шымкент 2005 |
Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения (аксиологический аспект) |
- это социально необходимое нравственное качество личности [3, с. 60] …часть общей культуры – совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой) [3, с. 68] |
4 |
Ахмадуллин Н.Р. Казань 2004 |
Формирование экологической культуры средствами физического воспитания |
- это культура отдельного человека – способ его функционирования в социоприродной системе, обусловленный сознанием конкретной личности, образом её жизни, мышления и выраженный в её отношении к окружающей среде и другим людям, в поведении [4, с. 10] |
5 |
Яковлева Е.В. Москва 1996 |
Развитие экологической культуры личности младших школьников |
Подсистемой экологической культуры являются … экологическое мышление, … экологическое сознание, … экологическая деятельность, … экологическое поведение [14, с. 25-27] |
6 |
Сагиндыкова Э.У. (на каз. языке) Алматы 2006 |
Формирование экологической культуры будущих специалистов на основе учебно-проектной деятельности (на материале региона) (перевод –Дулатова Г.Е.) |
как социальный феномен отвечает за регуляцию взаимоотношения общества и культуры [5, с. 20] (перевод - Дулатова Г.Е.) |
7 |
Пирсаидова Г.А. Астана 2007 |
Педагогические условия моделирования школьного экологического образования |
Экологическая культура личности есть сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устоичивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы [7, с. 118] |
8 |
Сальникова В.В. Тамбов 2004 |
Формирование эколо-гической культуры учащихся на основе интегративно-креа-тивного подхода в сельской мало-комплектной школе |
- это результат педагогического процесса, имеющего своей целью формирование у школьников осознанной установки на взаимодействие с природой, совокупности экологических знаний о сущности взаимодействия с природой, умений и практических навыков разумного природопользования [8, с. 18] |
9 |
Глазачев С.Н. Москва 1997 |
Экологическая культура, образование и цивилизованный выбор России |
является показателем экологического сознания, в том числе и этноэкологического сознания, как понимания, сочувствия и особо-го этноэкологического отношения к природе и деятельности в ней, что характерно как для филогенеза, так и для онтогенеза [10, с. 4] |
10 |
Глазачев С.Н. Москва 2004 |
Ноосферные идеи В.И. Вернадского и современное образование |
мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания её целостности [18, с. 16] |
11 |
Глазачев С.Н. Шалгымбаев С.Т. Москва-Алматы 2006 |
Экологическое образование: истины и ценности |
Как мера и способ реализации сущностных сил человека в социоприродном бытии – культура нового качества, гармонизирующая отношения духа, сознания и бытия человека [6, с. 6] |
12 |
Шайхеслямова К.О. Алматы 2004 |
Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естествен-нонаучного цикла |
выражается в способности людей осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности [20, с. 28] - комплексное, интегративное системно-иерархическое качество (строение) личности, основанное на единстве оценочно-когнитивного, мотивационно-ценностного, активно-деятельностного компонентов и реализуемое во всех видах человеческой деятельности, связанное с познанием, использованием и научно-обоснованным преобразованием природы и общества [13, с. 14] |
13 |
Панин М.С. Алматы - Семей 2004 |
Экологическое образование – основной фактор экологической безопасности |
Стратегия экологического образования … должна включать формирование экологической культуры, предполагающей личную ответственность человека в отношении окружающей природной среды, его собственную деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации [9, с. 383] |
14 |
Мамедов Н.М. Алматы - Москва 2004 |
Культурно-устойчивое развитие и экологическое образование |
представляет собой как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого её познания. Мерой новой культуры выступают ценности экологической этики [11, с. 27-28] |
15 |
Сайлауова Н.С. (на каз. языке) Алматы 2004 |
Формирование первичных основ экологической культуры детей в предшкольной группе детского сада (пере-вод– Дулатова Г.Е.) |
Экологический культурный человек в своих поступках рассматривая способы полезного использования природы, заботится об улучшении состояния окружающей среды, а также борется против её разрушения, загрязнения. [12, с. 14] (перевод – Дулатова Г.Е.) |
16 |
Исламова К.И. (на каз. языке) Алматы 2001 |
Формирование экологической культуры учащихся в учебном процессе (перевод – Дулатова Г.Е.) |
... это показатель личности, понимающей ценность природы, обладающей системой экологических знаний, экологическим сознанием, занимающейся экологической деятельностью, а также доброжелательно относящейся к природе [21, 14-15] (перевод – Дулатова Г.Е.) |
17 |
Боранбаев А.С. Алматы 2004
|
Историко-педагогические основы экологизации учебно-воспитательного процесса школы |
Эколого-нравственное воспитание, прежде всего, предполагает формирование у людей экологической культуры (гуманистическое мировоззрение, нравственное поведение, ценностная ориентация, сознательная потребность, экологические интересы) [15, с. 17] |
18 |
Хотунцев Ю.Л. Москва 2003 |
Проблемы формирования экологической культуры школьников |
включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за её сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление [19, с. 99] |
19 |
Яницкий О.Н. Москва 2007 |
Экологическая культура России ХХ века: очерк динамики |
- это ценностное отношение некоторого социального субъекта (индивида, группы, сообщества) к среде обитания: локальной, национальной, глобальной. [17, с. 17] |
20 |
Гирусов Э.В. Санкт-Петербург 2010 |
Восхождение к эколо-гической культуре: необходимость и сущность |
… экологическая культура – обеспечение прогресса общества в его единстве с природной средой. … экологическая культура обуславливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности (в частности, соответствие человеческой активности и такого качества природной среды, как её жизнепригодность) [16, с. 17] |
Анализируя научно-исследовательские работы, диссертационные исследования, научные статьи, а также после практических наблюдений, предлагаю дать следующее определение:
экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имееющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.
Литература:
Сыдыкова З.Е. Формирование экологической культуры младших школьников с использованием инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе: дисс. ... канд. пед. наук. – Шымкент, 2007. – 23 с.
Гирусов Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы: автореф. дисс. ... канд. философ.наук.- М., 1978. – 18с .
Испандиярова А.М. Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения (аксиологический аспект): дисс. ... канд. пед. наук. – Шымкент, 2005. – 60 с.
Ахмадуллин Н.Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания: автореф. дисс. ...докт.пед. наук. – Казань, 2004. – 10 с.
Сагиндыкова Э.У. Формирование экологической культуры будущих специалистов на основе учебно-проектной деятельности (на материале региона): дисс. ... канд. пед. наук. – Алматы, 2006. – 20 с.
Глазачев С.Н., Шалгымбаев С.Т. Экологическая культура и образование: опыт России и Казахстана. – Алматы, Қазақ университеті, 2006. – 6 с.
Пирсаидова Г.А. Педагогические условия моделирования школьного экологического образования: дисс. ... канд. пед. наук. – Астана, 2007. – 118 с.
Сальникова В.В. Формирование экологической культуры учащихся на основе интегративно-креативного подхода в сельской малокомплектной школе: автореф. дисс. ...канд.пед. наук. – Тамбов, 2004. – 17 с.
Панин М.С. Казахстанское образование: вгляд ученого, педагога, руководителя. – Алматы, Раритет, 2009. – 383 с.
Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизованный выбор России // Наука и школа. – 1997. - №3 – 4-11 с.
Мамедов Н.М. Культурно-устойчивое развитие и экологическое образование // В сб. мат. Международной научно-методической конференции посвященной Году России в Казахстане и 70-летию КазНУ им. аль- Фараби. – Алматы, КазНУ им. аль-Фараби. – 2004. – 27-28 с.
Сайлауова Н.С. Формирование первичных основ экологической культуры детей в предшкольной группе детского сада: дисс. ... канд. пед. наук. – Алматы, 2004. – 58-62 с.
Шайхеслямова К.О. Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естественнонаучного цикла: автореф. дисс. ...докт.пед. наук. – Алматы, 2004. – 14 с.
Яковлева Е.В. Формирование экологической культуры средствами физического воспитания: дисс. ... канд. пед. наук. – Москва, 1996. – 25-27 с.
Боранбаев А.С. Историко-педагогические основы экологизации учебно-воспитательного процесса школы: автореф. дисс. ...канд.пед. наук. – Алматы, 2004. – 17 с.
Гирусов Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. – Санкт-Петербург, 2010. - №3 (117). – 7 с.
Яницкий О.Н. Экологическая культура. Очерки, взаимодействия науки и практики. – Москва, Наука, 2007. – 7 с.
Глазачев Э.В. Современное общество и экологическое образование: ценности,профессиональная ориентация, деятельность // В сб. мат. Международной научно-методической конференции посвященной Году России в Казахстане и 70-летию КазНУ им. аль-Фараби. – Алматы, КазНУ им. аль-Фараби. – 2004. – 16 с.
Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования экологической культуры школьников // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. – Москва, 2003, №2. – 99 с.
Шайхеслямова К.О. Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естественнонаучного цикла: дисс. ...докт.пед. наук. – Алматы, 2004. – 28 с.
Исламова К.И. Формирование экологической культуры учащихся в учебном процессе: дисс. ... канд. пед. наук. – Алматы, 2001.