Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога / О. А. Козырева, Д. М. Зорина, Я. А. Юркова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2435/ (дата обращения: 17.10.2024).

Современная педагогика, как всё наше общество, пытается решать возникающие проблемы традиционными средствами и средствами инновационной теории и практики, связь которых несомненна и ошибки в выявлении закономерностей и решении в поле необъективного чреваты гибелью как решающего, решаемых, так и общества в целом. Таких ошибок в педагогике было немало и примеров данного феномена в полисубъектном пространстве значительно больше, чем их антиподов, в художественных произведениях литературы XX века остались такие слепки времени, как «Малышок» (А. Ликстанов), «Два капитана» (В. Каверин), «Автономное плавание» (В. Устьянцев). Исправление ошибок, недочетов и других несоответствий – сложная работа, – значительно легче сделать хорошо и качественно с первого раза. Ошибка родителей и педагогов в таком вопросе не решаема – они пытаются облегчить участь своего чада и всё делают сами, в таком акте есть добродетель, которая, в конечном счете, может диаметрально отразить адаптированность опекаемого. Нестабильная система ценностей ставит личность на тропу блуждания в потемках и без поводыря. Анализ поведения персонажей с точки зрения различных устоев уникален, природа воспитания берет свои трофеи и высмеивает взятое с позиции времени, описываемого в произведении. Мы, чувствуя несколько смыслов и понимая содержание произведения, примеряем различные модели, а уже при встрече с ними в реальном, изменяющемся мире – способны действовать согласно нормам морали, этики, законности, честности, порядочности, гуманизма.
Педагогика сотрудничества начинается с раннего детства. Так, изначально в семье закладываются основы совместной деятельности, а затем через семь лет – данный процесс проходит свой виток в новых для субъекта деятельности условиях – в школе. Какие обязанности, нормы, модели поведения получил ребенок в семье – тем он и щедр, то он и вносит в коллектив. Педагог создает условия для становления каждой личности. Затем высшая школа – и всё повторяется. Новые условия, новые модели и отношения – новые результаты личной и совместной деятельности.
В таком контексте хотелось бы остановиться на феномене «культура самостоятель­ной работы» (КСР), отразить модели и дефиниции в структуре изучаемых процессов, явлений, механизмов и отношений, опосредованных нормами современных категориальных структур, описывающих возможности социального поля и достижений в нем субъекта и/или групп.
КСР – это система объективных, ситуативно и личностно трансформируемых стереотипов поведения и векторов самоопределения, самосовершенствования, самореализации, адаптации и социализации в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, опосредованных нормами и эталонами культуры и этики. Будучи гносеолого-герменевтической единицей антропологического пространства, модели формирования КСР и уровень сформированности КСР предопределяют результативность и продуктивность в различных видах деятельности и общении.
В процессе изучения разделов современной педагогики в вузе уделяется немалое значение формированию КСР. Одним из примеров такого рода деятельности в системе знаний и норм педагогики сотрудничества мы хотели бы проиллюстрировать на примере моделирования дефиниций категории «воспитание», «социализация», «саморазвитие», «самореализация», «самосовершенствование».
Воспитание с точки зрения научного подхода – это механизм решения познавательных, репродуктивных (генетико-биологических), социальных, профессиональных и досуговых задач неустанно развивающимся субъектом социокультурной среды через соотношение их с эталонами нравственности, здравого смысла, здоровьесбережения, фасилитирующих формирование моральных взглядов, представлений об окружающем мире и внутреннем мире человека, моделей поведения, мировоззрения, преобразования объективного и создания нового знания как зеркала науки, искусства, деятельности, общения и культуры (Рамазанова К.А. – 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм, фасилитирующий получение оптимальных или в некоторых ситуациях максимальных результатов в деятельности и общении субъекта науки, культуры, искусства, спорта и прочих составляющих и характеристик антропологического пространства, создавшего человека смыслом, ценностью и вершиной всех социокультурных преобразований (Рамазанова К.А. – 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это механизм социокультурной среды, позволяющий выявлять, формировать, ретранслировать сущность, природу и условия формирования ценностей, их место в жизни субъекта учения, труда и культуры, в современных условиях опосредован гуманистической парадигмой пространства и культуры, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, т.к. от способов, средств и условий решения задач и проблем субъектов общества зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему (Рамазанова К.А.– 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения синергетического подхода – это социокультурный механизм, фасилитирующий выявление и проведение различных направлений научных исследований и культурно-исторических актов и норм жизнедеятельности и жизнеобеспечения, способствующих формированию гармонично-развитой личности, её способностей к самоопределению, самоорганизации, самореализации, самосовершенствованию, взаимодействию и общению в различных социально-направленных, гуманных сообществах и объединениях людей, ставящих своею целью создание и реализацию свободного гуманно-нравственного пространства, учитывающего систему ограничений субъектов общества и этико-эстетические нормы развития и функционирования различных объединений людей (Рамазанова К.А. – 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения системного подхода – это механизм отражения в сознании субъекта культуры и деятельности свойств, объектов и их отношений, фасилитирующих решение различных задач и проблем жизнедеятельности и общения, создающих и реализующих предпосылки раскрытия задатков, способностей, различных направленностей, качеств и свойств личности, создающей и реализующей программу своего развития в генетико-биологическом, социокультурном, профессионально-этическом направлениях саморазвития, самореализации и взаимодействия (Рамазанова К.А. – 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это процесс развития и формирования у субъекта социальной среды духовных, религиозных, мистических, сверхъестественных и прочих эзотерических представлений об окружающей действительности и выбор индивидуальной модели отношения к ним, опосредованный такими социальными и социально-профессиональными феноменами, как самосовершенствование, самореализация, рефлексия, культура и этика (Шмелев И.С. – 2010/2011 уч.г.).
Самосовершенствование – это процесс независимого, личного выбора субъектом деятельности и социальной среды системы методов, средств, условий, качеств, показателей, технологий саморазвития, самовоспитания, самообучения, самообразования, фасилитирующих нахождение путей реализации цели преобразование внутреннего мира, обеспечивающих качественные и количественные изменения в таких системах отсчета, как личный рост в различных областях, искусства, спорта и т.д., способности, дарования, модели познания и преобразования объективной действительности, высшие чувства, культурологические, мультисредовые, эзотерические компоненты сформированности личности и пр. (Зорина Д.М. – 2011/2012 уч.г.).
Самореализация – это механизм и процесс нахождения и претворение своего неповторимого пути развития в микро-, мезо-, и макро- и мегамасштабах, опосредован системой постановки и решения психолого-педагогических, мультисредовых, коммуникативно-деятельностных, социокультурных, эзотерических и прочих противоречий и проблем, задач и дилемм, прямо и косвенно касающихся человека, включенного в активный и опосредованный процесс познания и преобразования объективной реальности (Зорина Д.М. – 2011/2012 уч.г.).
Социализация – это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе и индивидуально значимых или допустимых человеком, активно и ситуативно, предметно и опосредованно включенным в процесс познания социальных, профессиональных и полисубъектных взаимоотношений, стимулирующих результат одобрения или принятия, включения и активизации деятельности личности в культурно-исторических отношениях (Зорина Д.М. – 2011/2012 уч.г.).
Самореализация – процесс построения и преобразования, ретрансляции и модификации антропологически обусловленной модели личного и профессионального роста, где система антропологического знания предопределяет выделение и сохранение норм, ценностей, моделей, качеств, векторов, матриц, отношений, связей, условий и пр. ресурсов и ограничителей познания и преобразования среды и ее субъекта, предопределяющего исход описываемых выше явлений и феноменов (Юркова Я.А. – 2011/2012 уч.г.).
Уровень сформированности КСР педагога – показатель его состоятельности не только в профессиональном плане, но и возможность самореализации в различных направлениях деятельности и общения, а моделирование – метод и средство формирования и развития КСР в условиях повышения роли и качества самостоятельной работы и самостоятельности в системе непрерывного профессионального образования.
Моделирование как метод и средство формирования и развития КСР у будущих педагогов имеет ряд преимуществ:
  • выявление и осознание спектра аксиакмеологических структур личности в процессе полисубъектных взаимоотношений, опосредованных социокультурными нормами, традициями и потребностями;
  • формирование и развитие интереса и мотивации к проблемам изучаемого курса и педагогики в целом;
  • формирование сферы профессионально-педагогического творчества и сотрудничества, опосредованной социальным заказом и индивидуально-личностным развитием студента;
  • развитие профессионально-педагогического мышления, профессионально-педагогической культуры и компетенций посредством практико ориентированной работы со студентами;
  • повышение качества обучения и научно-исследовательской деятельности студентов при учете их уровня развития общекультурных и профессиональных компетенций.
Моделирование инновационных средств с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия осуществляется не только студентами, но и педагогами, организующими процесс педагогического взаимодействия в вузе (реализация идей сотрудничества и сотворчества), так была разработана совокупность учебно-методических пособий по организации педагогической практики, где одним из приложений является электронное приложение (CD), на котором представлены лучшие творческие проекты студентов Кузбасской государственной педагогической академии по планированию и организации воспитательной, социально-педагогической, профориентационной работы [1-3].
В заключение хотелось бы отметь, что моделирование как социально-педагогичес­кое явление многогранно и полифункционально, а для будущих педагогов – это единственное средство формирования и развития КСР, а единство моделирования и эксперимента – средство формирования и развития профессионально-педагогической культуры, отражающей запросы, традиции и перспективы развития общества и индивидуальные стремления и способности личности обучающейся, устойчивой, состоятельной, креативной, мобильной и востребованной. В таких условиях происходит формирование КСР, профессионально-педагогической культуры и становление личности в полном смысле данного феномена в системе полисубъектных и субъект-объектных связей и отношений, предопределяющих результаты сотрудничества, сотворчества, самосовершенствования и самореализации.

Литература:
  1. Козырева, О.А. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.
  2. Кундозерова, Л.И. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 – "Физическая культура" (педагогический компонент): учебное пособие для студентов специальности 033100 – "Физическая культура", квалификации – "педагог по физической культуре" / Л.И. Кундозерова, О.А. Козырева, Л.Ф. Михальцова. – Новокузнецк: КузГПА, 2008. – 65 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–395–0.
  3. Козырева, О.А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – 2-е изд. доп. и перераб. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. – 121 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–553–4.
Основные термины (генерируются автоматически): средство формирования, модель поведения, профессионально-педагогическая культура, феномен, социокультурная среда, современная педагогика, совместная деятельность, самостоятельная работа, самореализация, развитие, антропологическое пространство, педагогическое взаимодействие, педагог, отношение, культура, зрение, воспитание.

Похожие статьи

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов

Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Похожие статьи

Возможности метода проектов в процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов

Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога