Возможность моделирования определений категории «воспитание» в структуре продуктивной педагогики
Авторы: Галева Екатерина Андреевна, Петухова Надежда Александровна, Козырева Ольга Анатольевна, Стройкина Любовь Владимировна, Тальвер Никита Юрьевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Возможность моделирования определений категории «воспитание» в структуре продуктивной педагогики / Е. А. Галева, Н. А. Петухова, О. А. Козырева [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2436/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Система ценностей и качеств, формируемая в
современных условиях получения образования не однородна по своей
основе, в ней нет того остова или стержня, который бы связал все
разрозненные теории и концепции, предопределяющие становление и
формирование личности в среде и деятельности. Моделируемые и
реализуемые теории и концепции, фасилитирующие понимание
необходимости единства, не находят целостного феномена, описывающего
все составляющие продуктивной педагогики в контексте ее
состоятельности и универсальности. Один из феноменов, раскрывающий
такого рода модели – культура самостоятельной работы (КСР)
педагога. Показатели сформированности КСР педагога нами могут быть
сформулированы в следующем составе: продуктивность,
креативность, востребованность, конкурентоспособность,
состоятельность, здоровьесбережение,
устойчивость, гибкость, активность,
интерферентность, профессионализм. Данный
список можно продолжать, но мы докажем, что все нами выше выделенные
показатели сформированности можно свести к одному –
продуктивности в широком смысле толкования этого феномена. А далее
приведем примеры моделируемых дефиниций категорий «воспитание»
как одной из попытки доказательств состоятельности идей
продуктивности и продуктивной педагогики в целом. Начнем
рассмотрение показателей сформированности с первого –
продуктивности. Продуктивность
– это качество, в структуре которого есть определенный
продукт, являющийся следствием практической, рациональной или
иррациональной деятельности. Продукт отражает своего создателя по
различным аспектам моделирования, апробации и внедрения. Качество
продукта зависит от креативности автора-создателя, от
востребованности на рынке сбыта и использования или же от
практической необходимости самому автору (особенно часто появляется
продукт высокого качества у людей, имеющих определенную социальную
деформацию, лежащую в поле их личностного становления и развития;
например, у матери погибает в воинской части ребенок, и она
становится лидером в организации помощи военнослужащим, нуждающихся
в защите от не регламентированных отношений; другой пример – у
ребенка в детстве были проблемы с обучением, он заканчивает школу,
поступает в педвуз, решает данную проблему своим, авторским
учебником или технологией и пр.). Итак, креативность
напрямую связана с продуктивностью, поэтому мы можем не исследовать
различными разработками степень, уровень сформированности данного
качества-показателя, к тому же А. Эйнштейна в детстве педагоги
признавали умственно отсталым ребенком. Данный факт показывает, что
методики выявления умственного развития через тесты в некотором роде
несостоятельны, а большое количество расчётного материала не
приносит науке пользы, кроме как обучению субъектов педагогической
деятельности математическими расчетами большого количества с
использованием программного обеспечения. Приведем еще один довод,
который может нам помочь в устранении данного критерия – это
продукты творчества различных детей примерно одного возраста, одного
уровня обученности и культуры. Все они хороши, но самый лучший для
родителя – это продукт его ребенка – продолжения не
только его генетического кода, но и культуры, без которой истинного
нет человека, личности, рожденной средой и собственными позициями в
формировании социальных и профессиональных ориентиров.
- Востребованность как критерий сформированности КСР – это социально обусловленный фактор конкурентоспособности продукта деятельности и услуг, поставляемых или субъектом труда, или субъектом культуры, науки, учреждения, системы учреждений или общества в целом. Пример такого рода может быть в объяснении практической необходимости, например, учебников нового поколения, которые в свою очередь могут быть созданы даже энтузиастами (очень странный факт, ведь мы говорим о профессионализме в трудовой деятельности), но без экономического финансирования они останутся истерической фикцией, с течением времени отмирающей из-за несостоятельности законодательной базы и регулирования отношений в системе образования. В качестве энтузиастов могут быть студенты, уровень знаний и способностей которых соответствует индивидуальному или субъектном уровню сформированности КСР педагога. Примером является моделирование электронных учебников студентами вуза [2]. Кроме всего прочего, востребованность определённых продуктов бывает изначально индивидуальна, а затем данное средство распространяется на широкий круг субъектов общества.
- Параллельно с востребованностью лежит такой феномен в сформированности КСР педагога, как конкурентоспособность. Конкурентоспособность определенного моделированного средства или субъекта профессии на рынке труда обусловлена рядом факторов: уровнем культуры; уровнем материального обеспечения социальной среды; уровнем сформированности ценностей и моделей поведения, преобразования объективного в самом человеке и вне его; престиже того или иного рода занятий, прямо или косвенно связанных с предложением товара или услуги, и пр. Приведем такой пример, педагог открывает авторскую школу, финансирование которой осуществляется из 50% из средств государства, а 50% из средств из средств саморазвития данной школы. Укомплектование школы может быть осуществлено на основе конкурентоспособных механизмов управления качеством укомплектования кадрами данного учреждения, но субъект-субъектные отношения превыше всего в таком заведении, и выбор всегда лежит на личных симпатиях, а не на результатах представляемой деятельности субъектами-соискателями. Неправоту данного решения доказать не возможно, т.к. отвечает целиком и полностью данной школы – директор. Субъективизм отношений в педагогической деятельности несомненен. Можно его высмеивать, можно пытаться пресекать, но он был, есть и будет. В качестве доказательства нецелесообразности такой работы можно привести пример, описываемый С.Я. Маршаком в одном из своих произведений задает вопрос: «Кого из поэтов Вы любите?». Получает ответ «М.Ю. Лермонтова». Все педагогические акты, описываемые в данном произведении сводятся к тому, что задавший вопрос пытается сказать ребенку, что тот не должен перестать любить М.Ю. Лермонтова, он должен полюбить А.С. Пушкина. Неправота таких действий объективна. Нельзя заставить полюбить силой, хотя эффективность таких мер историей доказана не раз. Но гуманная, толерантная педагогика не должна ломать чувства ребенка, она должна стимулировать их гуманное расширение и обогащение. В таком контексте мы опустим из поля рассмотрения критериев сформированности КСР педагога и востребованность, и продуктивность – они включены в определённой степени в продуктивность, и нас в нашем исследовании не будет интересовать субъективная сторона данного вопроса и психологические механизмы регулирования проблем, дилемм и противоречий, возникающих в такого рода отношениях.
- Не маловажен такой показатель, как здоровьесбережение в сформированности КСР педагога. С точки зрения психологии творчество – это продукт определенного недуга, заболевания, болезни, – духовных, нравственных переживаний, иногда ломки, бессонных ночей, потери интересов, связанных с теми, которые не зациклены на решаемой проблеме и пр. Мы принимаем такую позицию, т.к. творчество всегда связано с индивидуальным развитием организма, опыт деятельности «премудрого пескаря» остается за пределами нашего внимания, хотя и он вправе поступать так, как сочтет нужным. Каждый выбирает – своё. Педагогика ненасилия имеет такую возможность, примером данного факта являются в нашей стране школы вальфдорской педагогики, реализующие идеи воспитания и обучения безотметочного характера, где все предметы ведет один педагог до 9 класса, а экзамены у обучающихся присутствуют только при переходе из одного класса в другой. В соответствии с вышесказанным критерий здоровьесбережения актуален, но в реальных современных условиях не может быть принят из-за норм культуры и общества, стоящих на различных позициях воспитания, обучения, получения образования, социализации и самореализации.
- Устойчивость как критерий сформированности КСР педагога – уникален. Устойчивость профессиональных интересов и стиля педагогической деятельности объективна, но, к сожалению, нет и не будет методов и средств, определяющих объективно степень устойчивости субъектов труда и общения. В доказательство выше сказанному можно привести работу В. Франкла «Человек в поисках смысла», в которой он приводит примеры, что в концлагере одни вели себя как последние животные, а другие проявляли ни смотря ни на что гуманизм, сострадание, толерантность. Кроме того, любое исследование, наносящее вред здоровью человека не может быть одобрено в современных условиях ни педагогикой, ни психологией.
- Гибкость как критерий сформированности КСР педагога как никогда актуален, т.к. лояльность, тактичность, внимательность, сострадание, гуманизм, требовательность, профессионализм, своевременность, учет индивидуальных особенностей развития личности и требования общества и времени – незыблемы в толковании идей современной педагогики. Но, к сожалению, в условиях деформаций, связанных с низкой оплатой труда, отсутствием уважения к профессии «педагог», различными проблемами личностного и социального уровней нам не удастся объективно отразить гибкость в работе педагога с высоким и профессиональным уровнем сформированности КСР педагога.
- Следующим критерием сформированности КСР педагога является – активность. Продукт всегда является результатом определенной активности субъекта труда и общения. У различных людей различная степень активности, трудоспособности, утомляемости, они по-разному восстанавливают свои силы и уровень усталости в различных условиях различен. Мы не ставим своей задачей исследовать взаимосвязь активности субъекта деятельности и возможностей формирования КСР на этапах унификации уровней КСР, т.к. все индивидуальные различия нигилируются в продукте деятельности. Поэтому активность мы будем рассматривать как результат продуктивности и состоятельности.
- Профессионализм – это то свойство личности, которое нами будет рассмотрено с позиции успешности, продуктивности профессиональной деятельности, любое участие в конференции, выставках, смотрах и пр. – уже является показателем профессионализма. Мы не ставим задачей своего исследования отразить уровни профессионализма и уровни сформированности КСР, т.к. данное сравнение нарушает главный принцип современной гуманной педагогики – принцип несравнения результатов и самих людей.
- Стоит отметить, что педагог в различных условиях, в разных микро-, мезо-, макро- и мегагруппах может быть на каком-либо одном уровне сформированности КСР педагога, при изменении условий педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия – происходит изменение и уровня сформированности КСР педагога.
- Итак, попытаемся привести несколько дефиниций категории «воспитание», моделированных в структуре занятий курса «Теория и методика воспитания».
- Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это ресурс антропологического поля, системно трансформирующий, реконструирующий и ретранслирующий системы ценностей и ценностных ориентаций, модели поведения, социализации и самореализации в полисубъектном пространстве в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах, который обеспечивает сохранение и приумножение моральных и материальных благ в обществе (Тальвер Н.Ю. – 2011/2012 уч.г.).
- Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это процесс становления человека в социальном пространстве, где в результате восприятия объективных условий и результатов социального взаимодействия и преобразований полисистемного генеза выделяются полисубъектные и субъект-объектные отношения и модели преобразования объективной действительности, обеспечивающие гармонизацию многогранной, многоплановой, многофункциональной деятельности человека как единицы антропосистемы и ее творца, как продукта антропосистемы и ее смысла, как результата деятельности человека и его ресурса (Галева Е.А. – 2011/2012 уч.г.).
- Литература:
- Востребованность как критерий сформированности КСР – это социально обусловленный фактор конкурентоспособности продукта деятельности и услуг, поставляемых или субъектом труда, или субъектом культуры, науки, учреждения, системы учреждений или общества в целом. Пример такого рода может быть в объяснении практической необходимости, например, учебников нового поколения, которые в свою очередь могут быть созданы даже энтузиастами (очень странный факт, ведь мы говорим о профессионализме в трудовой деятельности), но без экономического финансирования они останутся истерической фикцией, с течением времени отмирающей из-за несостоятельности законодательной базы и регулирования отношений в системе образования. В качестве энтузиастов могут быть студенты, уровень знаний и способностей которых соответствует индивидуальному или субъектном уровню сформированности КСР педагога. Примером является моделирование электронных учебников студентами вуза [2]. Кроме всего прочего, востребованность определённых продуктов бывает изначально индивидуальна, а затем данное средство распространяется на широкий круг субъектов общества.
- Козырева, О.А. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.
kuzspa.ru