Функции формирования культуры самостоятельной работы педагога и моделирование определений категории «воспитание»
Авторы: Фролов Николай Вячеславович, Козырева Ольга Анатольевна, Варинов Владислав Владимирович, Галынин Артем Александрович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 823 раза
Библиографическое описание:
Фролов, Н. В. Функции формирования культуры самостоятельной работы педагога и моделирование определений категории «воспитание» / Н. В. Фролов, О. А. Козырева, В. В. Варинов, А. А. Галынин. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2437/ (дата обращения: 19.12.2024).
- Остановимся подробнее на функциях формирования
культуры самостоятельной работы (КСР) педагога в условиях
непрерывного профессионального образования:
- Сциентическая – позволяет выявлять общие и частные закономерности самосовершенствования и самореализации педагога, моделировать и апробировать ситуативно, личностно, социально и профессионально значимые педагогические средства на протяжении всего цикла жизнедеятельности человека, индивида, субъекта, личности. Сциентическая функция обеспечивает формирование ЗУН-ов, СУД-ов, ценностей и моделей социализации, адаптации, самореализации, самосовершенствования, взаимодействия, качеств личности педагога, необходимых в современном воспитательно-образовательном и культурно-историческом пространстве. Сциентическая функция в себе содержит три составляющие:
- Дескриптивная – позволяет характеризовать КСР педагога как педагогический феномен, фасилитирующий описание и формирование всех процессов и направлений, связанных с самосовершенствованием и самореализацией в поле деятельности и общения педагога в микро-, мезо-, макро- и мегасредах. Системно и полисистемно раскрывает возможности данного феномена в деятельности и общении, строящих свои перспективы в обусловленной системе понятий, качеств, моделей. Например, – современная компетентностная модель выпускника или до нее – личностно ориентированное обучение, воспитание и образование как парадигмы становления профессионала и всесторонней развитой личности и пр. Дескриптивная функция (другими словами – описательная) – это форма представления научного знания в символьно-знаковом виде (совокупность словесно-логических и структурно-логических моделях) в структуре терминологического языка той или иной науки, системы отсчёта, правил отношений, моделей преобразования и подобия, сравнения и обобщения, изучения и объяснения, преломления, сжатия и развертывания феноменологических нюансов изучаемого явления. В нашем случае – КСР педагога – это совокупность авторских дефиниций, моделей, технологий, публикаций в соавторстве, педагогических прогнозов и предпосылок для формирования профессионально-личностного опыта.
- Прогностическая – позволяет моделировать новые грани и возможности для педагогической теории в интерпретации возможностей и перспектив самосовершенствования и самореализации педагога. Прогностическая функция в структуре изучения и формирования КСР – это всегда результат сформированности КСР педагога, его умственного и нравственного труда, т.к. гуманизации в нами рассмотренном ракурсе обеспечивает понимание природы способностей человека как объективной единицы, индивида, субъекта, личности. В толковании особенностей распределений Гаусса можно отметить, что КСР педагога – это продукт среды и деятельности самого человека. Возможность роста – объективна, но не у всякого субъекта она возможна во всех плоскостях науки, искусства, творчества, спорта, религии и пр. Особенность нормального и аномального формирования человека обусловлена последствиями, описанными в виктимологии. Гуманизм в формировании КСР объективно позволяет получать наивышайшие достижения в области продуктов антропологического генеза. Прогностическая функция необходимо для самосохранения любого живого организма в системе отношений и изменений, таким образом, если человек перестал строить прогнозы на будущее и настоящее – его можно признать в социально-биологическом плане – больным, а больное или отмирает, или выздоравливает, что и случается с нашим обществом – тотальное уничтожение всего того, что создавало и в синергетическом поле до сих пор создает Россию. Были величайшие умы патриотами и учеными, педагогами и практиками, они были людьми в полном смысле этого феномена, для примера назовем несколько фамилий – С.О. Макаров – один из отцов военно-морской педагогики, А.С. Попов – изобретатель радио – отец радиопромышленности и связи, К.Д. Ушинский – отец русской дидактики, Д.И. Менделеев – отец химии, К.Э. Циолковский и С.П. Королев – отцы советской космонавтики и т.д. Педагогика создает предпосылки для появления таких гениев, но всегда ли она их оставляет ими? Проблемы педагогики и проблемы сформированности КСР неоднозначны, но однозначно – прогностическая функция обеспечивает объективное получение результатов.
- Методологическая – позволяет разрабатывать и апробировать новые методологические подходы в поиске и реализации основной модели «Know How» в решении противоречий, связанных с самосовершенствованием и самореализацией педагогов. КСР педагога как педагогический феномен изучен не полностью, широта охвата теоретических и практических наработок затрагивают область профессиональной и общей педагогики, но отраслей педагогической теории и практики значительно больше и опыт, и теория формирования КСР в каждом конкретном случае – стечение обстоятельств и наложения личностных и субъектных проявлений активности и взаимодействия в системе решения основного противоречия «хочу – могу – надо – есть». Таким образом, данная функция позволяет изучить и процесс, и качество, и феномен КСР педагога. Опыт философии в реализации основ педагогической теории и практики существенно повышает уровень отдачи субъектов труда и качество процессов педагогического генеза, т.к. это является следствием теории формирования интеллектуальных возможностей человека и увеличения жизни в гармонии и мире интеллектуального труда это являлось следствием из опыта, проводимого американскими учеными над крысами. Примерно одинаковых по всем параметрам крыс с рождения отбирали для эксперимента. Одну группу крыс помещали примерно в схожие типовые условия их существования, другую группу крыс – обучали разным трюкам, дрессировали по наработанным программам, обеспечивающим формирование интеллектуальных проявлений во внешней среде. В результате эксперимента было выявлено, что крысы дрессированные жили дольше, чем крысы, помещенные в обыкновенные условия. А анатомирование показало, что кора головного мозга была практически сплошной (без извилин) у крыс, проживавших в стандартных условиях и с наличием глубоких, множественных извилин у крыс, живущих в специальных лабораторных исследованиях. Несомненно, что человеческая природа значительно сложнее, но древние говорили, что кто живет сердцем – тот от сердца и умрет, кто живет животом – тот от живота и умрет… (имеется в виду, – в первом случае – сердечные переживания, во втором случае – переедания, еда у данной категории является единственным смыслом жизни). Опыт древнего мира религиозного происхождения учит нас отпускать тяготения различной природы. Множественные притчи этому свидетельство. Слепки сформированности КСР педагога обычно берутся с реальных людей в нормальных условиях жизнедеятельности и дополняются всевозможными педагогическими изысками, в таком поиске может получиться педагогическая амфибия, а может быть получена несостоятельность как кара или же педагогическое стихийное бедствие, поражающее нас своей болезнью и неизбежностью (например, за классное руководство оплата повышена до 1 000 рублей, но отчеты по ее результатам превышают давно запредельные рамки разумного, другой пример, – введение ЕГЭ понизило качество процессов образования и результат его – обученность, свидетельством может быть непопадание в сотку лучших университетов МГУ и пр.).
- Социально-адаптивная – позволяет реализовывать условия и модели социально-педагогического взаимодействия в системе полисубъектных отношений. Социально-адаптивная функция формирует ряд компетенций педагога, раскрывающих особенности организации педагогического взаимодействия в русле идей компетентностного, деятельностного, полисистемного и мультисредового и других подходов. Опишем объективные особенности социально-адаптивной функции в трех составляющих:
- Поисковая – позволяет реализовывать условия и модели поиска оптимальных условий деятельности и общения в среде как необходимых условий для самосовершенствования и самореализации личности педагога.
- Ценностно-целевая – позволяет реализовывать условия и модели постановки целей и выбора средств в широком педагогическом смысле для формирования ценностных аспектов самосовершенствования и самореализации педагога в деятельности и общении. Выбор целей и репродуцирования ценностей гуманизма является одной из составляющих данной функции в структуре формирования КСР педагога. Объектные потребности и проблемы общества всегда появляются на арену педагогической действительности после реализации поиска (поисковая функция), ценностно-целевая функция старается стабилизировать систему на любом этапе изменений общедоступными условиями и средствами антропологического продуктивного взаимодействия, в таком контексте КСР педагога – дополнительная социально-профессиональная страховка, где качество образования – это уверенность в будущем и состоятельность и стабильность в реальности.
- Продуктивно-персонифицированная – позволяет реализовывать условия и модели становления человека, индивида, субъекта, личности в среде и деятельности, предопределяющих реализацию показателей сформированности КСР как векторов самосовершенствования и самореализации (продуктивность, креативность, востребованность, конкурентоспособность, состоятельность, здоровьесбережение, устойчивость, гибкость, активность, интерферентность, профессионализм).
- Профессионально-акмеологическая – позволяет реализовывать условия и модели профессионального роста и самореализации в условиях системы ограничений и возможностей пространственно-временного генеза:
- Компетентностная – позволяет реализовывать условия и модели самосовершенствования и самореализации педагога в контексте трансформации и реализации условий непрерывного профессионального образования, сосредоточенных в модели «образование через всю жизнь» и реализованных в ФГОС ОО, СПО, ВПО.
- Саморазвития – позволяет реализовывать условия и модели самосовершенствования и самореализации педагога в контексте возможностей и ограничений саморазвития человека, индивида, субъекта, личности.
- Взаимодействия – позволяет реализовывать условия и модели самосовершенствования и самореализации педагога в среде полисубъектных, групповых, межгрупповых отношений, стимулирующих преумножение материальных и моральных благ и богатств нашего государства и народа.
- Феномен КСР педагога в генезисе формирования
компонентов, уровней сформированности критериев, показателей,
моделей, методов, средств и форм диагностики в едином многомерном
образовании представляющем собой функциональную систему и
многомерную модель. В связи с этим, можно выделить закономерности
формирования КСР педагога определяется возможностью результативного
(успешного, продуктивного) моделирования и внедрения результатов
моделирования в деятельность, является функцией:
интеллектуального развития; мотивации
деятельности; здоровья; уровня притязаний личности; самооценки;
микро-, мезо-, макро- и мегастимулирования в системе ограничений и
возможностей: спрос-предложение, возможности-способности,
потребности-соцзаказ и пр.; социального статуса в микро-, мезо-,
макро-, мега- и мультисредах, трансформирующего модели отношений и
преобразований личности с детства на протяжении всей жизни.
- Таким образом, в доказательство выше сказанного хочется привести следующее определение категории «воспитание»: воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это ситуативно и дихотомически обусловленный процесс формирования личности с целью развития способностей, формирования и реконструкции модели познания и преобразования объективной реальности, системно трансформирующий возможности личности в структуре ее устойчивости в среде, культуре, деятельности, общении и религиозно-этических взаимоотношениях, опосредованных пространственно-временными ограничениями, полисубъектными предпочтениями и непредвиденными, неизученными особенностями окружающей среды (Фролов Н.В.).
- Литература
- 1. kuzspa.ru
- Таким образом, в доказательство выше сказанного хочется привести следующее определение категории «воспитание»: воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это ситуативно и дихотомически обусловленный процесс формирования личности с целью развития способностей, формирования и реконструкции модели познания и преобразования объективной реальности, системно трансформирующий возможности личности в структуре ее устойчивости в среде, культуре, деятельности, общении и религиозно-этических взаимоотношениях, опосредованных пространственно-временными ограничениями, полисубъектными предпочтениями и непредвиденными, неизученными особенностями окружающей среды (Фролов Н.В.).