Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста
Автор: Тюкавкина Наталья Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 3099 раз
Библиографическое описание:
Тюкавкина, Н. В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста / Н. В. Тюкавкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2439/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современный период истории России можно охарактеризовать как время смены ценностных ориентиров. Сегодня, в обществе явно ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного конструктивного социального поведения.
Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества [3, с.5].
Начальная школа, как основа образования, так же претерпевает значительные изменения, в том числе и в организации воспитательного процесса. Поэтому встает вопрос о необходимости пересмотра существующих форм и методов воспитания и возможно их качественное преобразование. Стоит четко определить, что начальная ступень образования – это фундамент сохранения национальной культуры и важное условие социализации личности.
Исходя из факта полиэтничности и наличия разнообразия культур России, учебно-воспитательный процесс в современной школе, в том числе и на начальной ступени, должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур.
Таким образом, на первый план выходит проблема этнокультурной социализации личности ребенка.
Этнокультурная социализация включает в себя этническую и культурную социализацию. Два этих феномена социализации неразрывно связаны между собой.
Культурная социализация – это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни через посредство социализационных институтов культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций, этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных предпочтений – в итоге: формирования культурных картин мира, – позволяющий индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества [5, с. 185].
Этническая социализация (этнизация) – это процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит [5, с. 188].
Поэтому принцип сочетания последовательного изучения культур: от освоения культуры родного народа (этническая социализация) к приобщению к культуре ближайшего окружения, а затем к ознакомлению с мировой культурой (культурная социализация), должен стать определяющим в организации педагогического процесса [6, с. 2].
С этой целью необходимо определить особенности и этапы становления этнической идентичности, составляющую основу этнической и являющуюся компонентом культурной социализации.
Жан Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:
1) 6-7 лет. В этом возрасте ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна или этническая группа;
2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык;
3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
Этнопсихологи утверждают, что последовательность становления этнической идентичности обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной этнической группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить три стадии в становлении этнической идентичности младшего школьника:
1. Самоопределение, то есть выделение себя как члена этнической группы.
2. Включение в свою «Я-концепцию» общих характеристик этнической группы и усвоение характерных для этнической группы ценностей и норм.
3. Усвоенные ценности и
нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами
социального поведения личности младшего
школьника.
Первой социальной группой, принадлежность к которой осознает младший школьник, является семья. Этническая метка, получаемая детьми на начальных стадиях формирования их представлений о себе от ближайшего социального окружения и включенная ими в свою «Я-концепцию», пока еще никак не соотносится с ценностями, нормами, традициями и культурой данного этноса.
На второй стадии становления этнической идентичности личности младшего школьника наблюдается освоение ценностей и норм этнической общности, которые в дальнейшем определяют его поступки и линию поведения. На этой стадии «важнейшую роль играет социокультурный контекст. В ней необходимо выделить аспект преемственности, означающий, что через восприятие норм и ценностей, воспроизводимых в историческом прошлом и этнической реалии настоящего, происходит положительная идентификация с этнической группой» [2, с.46].
Овладение компонентами этнической культуры младшим школьником достигает полноты в том случае, когда знания, убеждения и взгляды ребенка находят воплощение в соответствующих его поступках и поведении, отвечающих этнокультурным нормам, то есть традициям, обычаям своего народа. В этом случае усвоенные детьми младшего школьного возраста ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами их социального поведения, что является показателем третьей стадии становления этнической идентичности личности младшего школьника.
Психологи считают, что младший школьный возраст – это «возраст впитывания, повышенной восприимчивости и внимательности, игрового отношения к действительности» [4, с.39]. Исходя из этого, мы считаем младший школьный возраст важнейшим этапом в развитии этнокультурной социализации.
Процесс социализации ребенка, когда происходит усвоение отношений и ном, принятых старшими поколениями, во многом обуславливается именно семейными традициями и обычаями, как регуляторами его поведения [1, с.106]. Именно семья является первоосновой, жизненно необходимой социальной средой, определяющей пути развития личности в целом.
Чтобы каждый ребенок мог приобщиться к культурному наследию своего народа, познать его жизненную философию, необходимо в условиях семьи обеспечить получение полноценной информации о себе, как члене определенной этнической общности, помочь каждой семье привить детям любовь к национальной культуре, искусству и мастерству своих предков, последовательно воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, обычаев и традиций народа.
Таким образом, основным направлением деятельности педагога в развитии этнокультурной социализации становиться установление сотрудничающего взаимодействия с семьей.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, а так же исследовании педагогического опыта по проблеме, нами была разработана система работы с семьей, направленная на развитие этнокультурной социализации младших школьников.
Целью работы стало вовлечение семьи в воспитательный процесс класса. В рамках данной работы родителями совместно с детьми реализуются информационно-творческие проекты, проводятся совместные классные часы и мастер-классы по традиционным ремеслам, а так же совместные народные праздники, организуются выставки, презентации проектов. Примерное планирование работы, направленной на развитие этнокультурной социализации представлено в таблице 1.
Таблица 1
Фрагмент системы работы, направленной на развитие этнокультурной социализации
2 класс |
||||
№п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Цель |
Содержание |
1 |
Диагностика содержательных характеристик идентичности личности. Диагностика самооценки личности. |
Сентябрь |
Выявление сформированности Я-концепции и самоотношения |
Модификация методики М. Куна «Кто Я?» Методика Дембо-Рубинштейн. |
2 |
Родительское собрание – круглый стол «Семья - основа российского общества» |
Сентябрь – октябрь |
-Определить значимость участия семьи в жизни классного коллектива, школы, общества. -Привлечь родителей к проблеме семейного воспитания, воспитанию семейных ценностей. |
Основные цели и направления духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе. О значении семейного воспитания в социализации ребенка. Анкетирование «Воспитание ребенка в нашей семье». Планирование сотрудничества семьи и классного коллектива, школы. |
3 |
Подготовка и защита на классном мероприятии детьми в сотрудничестве с родителями творческих проектов «Моя родословная» |
Ноябрь – декабрь |
-Формирование духовного единства семьи. -Воспитание ценностного отношения к семье. |
Изучение информации о своей семье, семейных традициях и культуре, о роли предков в развитии своего народа. Презентация герба семьи. |
4 |
Классный час «Новый год шагает по планете» |
Декабрь |
-Обобщить имеющиеся знания детей о традициях встречи нового года своего народа и разных стран. |
История праздника. Представления народов Якутии о начале года (Ысаах). Встреча Нового года и Рождества в России и других странах. |
5 |
Родительское собрание - конференция «Мы - представители своего народа». |
Февраль |
-Привлечь родителей к проблеме межэтнического общения и определить условия воспитания толерантной личности. |
Мини-лекция «Толерантность – основа бесконфликтного взаимодействия»Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян). Планирование классного мероприятия «Я - представитель своего народа». |
6 |
Подготовка детьми в сотрудничестве с родителями информационно-творческого проекта «Я – представитель своего народа». |
Март - апрель |
-Организовать исследовательскую деятельность детей совместно с родителями, направленную на изучение культуры, быта и традиций своего народа. |
Выставка проектов. |
6 |
Постановка народной сказки на выбор учащихся. |
Апрель |
-Организовать групповое сотрудничество детей с целью изучения народного фольклора. |
Родительский классный час. Показ мини-спектакля. |
7 |
Организация выставки репродукций картин о весне художников разных народов и прослушивание музыкальных произведений. |
Май |
-Познакомить детей с выдающимися художниками, музыкантами своего народа. |
Организация выставки. Проведение родителями классного часа «Выдающиеся представители нашего народа» |
8 |
Итоговая диагностика содержательных характеристик и самооценки младших школьников. Анализ проведенной работы. |
Май |
Выявление сформированности «Я-концепции» и самоотношения |
Модификация методики М. Куна «Кто Я?» Методика Дембо-Рубинштейн. |
Таким образом, нами определено, что базой для развития этнокультурной социализации является семья. Именно в семье ребенку необходимо создать условия для получения полноценной информации о себе как о представителе своего народа, носителе национальной культуры.
Младший школьный возраст является основой этнокультурной социализации, т.к. в этот период заканчивается формирование этнической идентичности и активно развивается «Я – концепция» на основе представлений о себе как о члене общества и представителе своего народа.
Основное направление деятельности педагога с целью развития этнокультурной социализации является установление тесного сотрудничества с семьей.
Актуальными формами работы с семьей являются: совместные исследовательские проекты, совместные творческие проекты, организация мастер-классов, организация выставок, совместная презентация проектов.
Литература:
Анохин А. М. Этносоциальная педагогика: феноменология адаптации и дезадаптации личности в межэтническом пространстве. Казань, 2003.
Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков их национально-смешанных семей. Дис. канд. псих. наук. – М., 1993.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971.
Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности : учебное пособие. Астана: ЕАГИ, 2011.
Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогической сопровождение : учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011.