Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей и подростков
Автор: Макеева Ирина Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 1815 раз
Библиографическое описание:
Макеева, И. А. Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей и подростков / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2454/ (дата обращения: 19.12.2024).
На современном этапе развития нашей страны, в условиях построения правового государства и становления гражданского общества возрастает актуальность осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения. Демократическому государству необходимы разносторонне образованные, нравственно и социально ответственные граждане, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономической, политической и культурно-духовной сфер.
В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема гражданского воспитания является одной из приоритетных. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах, определяющих социальный заказ общества в области образования и воспитания: Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и «Гражданское образование в Российской Федерации на 2011-2015 годы и др.
Основная цель гражданского воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательного совершенствования системы социального воспитания. Основным стимулом социальных нововведений является культура, которой отводится определяющая роль в развитии системы воспитания и образования, в духовной самоидентификации личности. В настоящее время значительно активизируется роль музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания, которые представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную.
Историко-теоретический анализ развития деятельности российских и зарубежных музеев подтверждает, что социально-воспитательные функции были изначально заложены в содержании их многоплановой деятельности.
Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. Школьный музей создается как неотъемлемая и органическая часть школы. По мнению Ю.Б. Яхно, целью создания и деятельности школьного музея, является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства образовательного учреждения [1].
Несмотря на то, что школьный музей, безусловно, значительно отличается от стационарных музейных учреждений, научно-педагогические подходы к организации и содержанию его деятельности предполагают учет целого ряда позиций (признаков, принципов, задач и др.), обеспечивающих его эффективность в образовательном процессе, следует учитывать специфические, отражающие особенности организации и функционирования музейной работы.
Важнейшей категорией классификации музеев является профиль музея, подразумевающий специализацию собрания и деятельности музея, обусловленных его связью с конкретной наукой, техникой, производством, различными видами искусства и культуры. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, технические и др. Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея [2, 3].
Деятельность музея исторического профиля может быть посвящена какой-либо историко-краеведческой проблеме региона, либо отдельному событию, также изучению истории учреждения. Специфичность воспитательного потенциала музеев историко-краеведческого профиля заложена в использовании непосредственных исторических свидетельств, памятников-подлинников, отражающих всю многостороннюю историю народа, трудовые и военные подвиги.
Школьные музеи исторического профиля могут заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию, поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историюшколы.
Музей военно-патриотической направленности (боевой славы) способствует приобщению детей и подростков к событиям Великой Отечественной войны, знакомит с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.
Музеи этнографии и декоративно-прикладного искусства вводят посетителей в мир народной культуры, знакомят с народными обычаями, традициями, ремеслами и промыслами своего региона, учат уважать человека труда, помогают выбрать ремесло по душе, способствуют дальнейшему профессиональному выбору.
Музеи музыкального, литературного и иных подобных профилей знакомят с историей жизни и творчеством музыкантов, писателей, художников, которые были учащимися школы или родившихся и живших в данной местности; способствуют привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивают творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества известных людей).
Школьный литературный музей может изучать жизнь и творчество не только знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания, может быть, даже и никогда не публиковались. Одним из возможных направлений краеведческих исследований школьного литературного музея может быть выявление лиц, а также природных, исторических и технических объектов, которые описаны в литературных произведениях.
Подобные рекомендации по организации деятельности могут быть отнесены и к школьным музеям других профилей: художественным, музыкальным, театральным и т.п. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п.
Следует отметить, что специфической особенностью большинства школьных музеев является краеведческий характер их деятельности, поскольку независимо от профиля музея изучаются преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Изучение истории государства и привитие любви к ее, порой нелегкому, ходу событий должно начинаться с изучения своей малой Родины – города и края, в котором живет ребенок, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, людей.
Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.
Школьный музей не является музейным учреждением в традиционном смысле, однако ему присущ ряд признаков, как общих для музея, так и специфических для его школьного аналога:наличие фонда музейных предметов (экспонатов), экспозиции, необходимых помещений и оборудования, актива музея, элементов социального партнерства [4, 5].
Деятельность школьного музея должна опираться на следующие принципы:
- систематическая связь с учебно-воспитательным процессом;
- проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеучебной работы, музейных уроков, семинаров, научно-практических конференций;
- опора музейной деятельности на предметные кружки, факультативы;
- самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
- связь с общественностью, ветеранами войны и труда;
- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
- организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям;
- строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов [6].
Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Следовательно, музей становится средой общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания (ребенок – ребенок, ребенок – педагог, группа – педагог и др.) задающей определенную социальную направленность, положительные ценностные ориентации, оказывающей помощь детям и подросткам в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.
Необходимо создавать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. По мнению А.У. Зеленко, детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками [7]. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения.
Школьный музей выполняет многообразные социально-воспитательные функции, обладает практически неограниченным потенциалом в гражданском воспитании детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Все это способствует формированию уважения к памяти прошлых поколений, бережного отношения к культурному и природному наследию, без чего невозможно воспитать граждан и патриотов своего Отечества.
Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников. Функция документирования общественных явлений осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций. Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Следовательно, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается, практически ни одно государственное учреждение. Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения, описания, реставрации собранных документов и предметов.
Таким образом, школьные музеи могут осуществлять свою деятельность по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика, что позитивно сказывается на развитии интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер жизнедеятельности детей и подростков.
Так, участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга социально-значимыми делами. В процессе научно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности;постигают основы научного исследования: учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ проблемы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. Осуществляя краеведческие изыскания, дети и подростки пополняют познавательный багаж знаниями, не предусмотренными школьной программой – в зависимости от профильной тематики школьного музея они знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и др. В результате у детей и подростков формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного.
Таким образом, школьный музей – это структурная единица образовательного учреждения, участвующая в реализации образовательных задач, стоящих перед школой: обучение, воспитание, развитие, социализация подрастающего поколения; центр поисковой и исследовательской, творческой деятельности; просветительская, культурная площадка; центр патриотического воспитания подрастающего поколения; место хранения и демонстрации результатов поисково-исследовательской, творческой деятельности учащихся, учителей, родителей.
Все это ставит школьные музеи на особое место в ряду социально-культурных институтов современности. Школьный музей всегда должен быть в движении, в перечне традиционных школьных дел: работа по комплектованию коллекций, создание новых экспозиций и оформление временных выставок, музейные праздники, работа поискового отряда и совета музея, встречи с создателями и ветеранами своего школьного музея и многое другое, что позволяет поддерживать, у детей постоянный интерес к школьному музею. Одним из наиболее действенных средств решения проблемы приобщения учащихся к истории и культуре является включение ребенка в процесс самостоятельного поисково-творческого их изучения, а эффективными формами такой деятельности можно назвать музейную работу.
Обобщение научных исследований и практического опыта, позволяет выделить следующие особенности школьного музея:
- наличие постоянной аудитории;
- возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных, воспитательных, досуговых мероприятий;
- участие детей в ответственном деле поиска и сохранения музейных коллекций;
- большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций;
- комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом).
Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что школьный музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность учащихся. Музей создает благоприятные условия для осуществления гражданского воспитания детей и подростков: способствует формированию чувства патриотизма, активной гражданской позиции, политической культуры, критического мышления, способности самостоятельно делать свой выбор; помогает в воспитании гражданина, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного реализовать их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Литература:
1.Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Б\м, 2006.
2.Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. – 112 с.
3.Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы / Сборник нормативно-правовых и методических материалов. Новосибирск: НИПК и ПРО, 2004. – 340 с.
4. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. М.: Наука, 1990. – 261 с.
5. Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2004. –560 с.
6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.
7. Зеленко А.У. Школьный музей. М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.