Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан
Автор: Казимова Динара Ашубасаровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 1947 раз
Библиографическое описание:
Казимова, Д. А. Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан / Д. А. Казимова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2455/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время развитие казахстанского общества характеризуется процессами, связанными с интеграцией передовых информационных технологий практически во все сферы человеческой деятельности. Эти условия актуализируют необходимость реформирования отечественного образования и проведения комплекса научно-педагогических исследований, посвященных вопросам внедрения и использования в образовательном процессе инновационных технологий, в том числе информационного характера.
Современный уровень науки и техники, внедрение соременных технологий во все отрасли ставит перед системой образования проблему повышения качества обучения и воспитания учащихся. В Послании Президента Н.Назарбаева народу Казахстана, говорится, что «Мы должны продолжить модернизацию образования. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана» [1, c. 2]. В настоящее время в нашей республике идет активная реализация государственных программ: развития образования в Республике Казахстан 2011-2020 [2, c.3], в котором одним из задач является внедрение системы электронного обучения (e-learning), т.е. обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям. Принят Закон «Об образовании» [3] в новой редакции и Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы [4], которые обеспечат системное развитие данных сфер.
На сегодняшний день в результате реализации государственных программ в Республике Казахстан все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствии с международной стандартной классификацией ЮНЕСКО.
Представленный выше обзор нормативных документов, регулирующих реформирование системы образования в Республике Казахстан, позволяет сделать вывод, что они в целом предусматривают решение следующих стратегических задач:
обеспечение оn-line доступа учащихся ко всем мировым образовательным информационным ресурсам;
обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность образовательных услуг;
повышение уровня качества образования через информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
интеграция в мировое образовательное пространство при помощи ИКТ;
централизованный мониторинг, анализ и управление организациями образования с помощью ИКТ.
По мнению Е.И. Бурдиной, развитие системы педагогического образования невозможно без использования новых педагогических технологий, в полной мере использующих возможности современных инфокоммуникаций. Это обусловлено тем, что современный этап научно-технической революции характеризуется глобальной информатизацией всех сфер общественной жизни, включая систему образования [5, c. 16].
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике. Специфика введения информационно-коммуникационных технологий в процесс воспитания школьников в нашей стране состоит в том, что данные технологии сначала используются в семье, далее в детском саду, школе – в условиях коллективного воспитания. Использования ИКТ позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Как заявляет министр образования и науки страны Бахытжан Жумагулов: «Важный аспект, затрагивающий все уровни подготовки, – широкое внедрение электронного обучения – e-learning» [6].
E-learning – система электронного обучения при помощи информационных, электронных технологий.
Развитие электронного обучения должно стать элементом политики государства. Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования является Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.
Нормативная правовая база системы электронного обучения разрабатывается на основе международных стандартов и технических регламентов эксплуатации системы электронного обучения.
Реализация проекта «E-learning» предусмотрена в 2 этапа. На 1 этапе более 50% организаций образования получат ШПД к сети Интернет (от 4-10 Мб/сек), будут иметь локальную сеть (свободный доступ к образовательному контенту) Wi-Fi, Wi-Max, будут обеспечены электронными библиотеками, не более 10 учащихся на 1 ПК.
На 2 этапе уже более 90% организаций образования получат все возможности к сети Интернет, иметь свободный доступ к образовательному контенту, не более 1 учащихся на 1 ПК.
Электронное обучение включает следующие компоненты:
- автоматизированное рабочее место учителя (электронные журналы, дневники, планирование, электронные учительские, SMS-оповещение родителей);
- «Online» доступ каждого учащегося и учителя к лучшим мировым образовательным ресурсам в любое время;
- цифровые образовательные ресурсы – библиотеки, порталы, др. (электронные учебники, игры, виртуальные тренажеры, лаборатории);
- автоматизированную систему управления;
- автоматизированный сбор первичной статистической информации.
Например, при данном обучении ученик будет обеспечен электронным дневником, домашними заданиями, расписанием, общение через форумы, блоги, чаты, электронными учебниками, получением СМС рассылок.
В мировой практике электронное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. По уровню распространения электронного обучения Казахстан отстает от мировых лидеров в этой области (США, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Канада, Австралия, Новая Зеландия) на несколько лет. При этом созданные образовательные модели этих стран, являющихся и экономическими лидерами, успешно работают на достижение стратегической цели – повышение конкурентоспособности страны.
E-learning в Финляндии, Ирландии, Южной Корее стал основным инструментом модернизации образования и экономического роста. В развитых странах – Японии, США, Великобритании, Финляндии, Южной Корее и других – уже выполняются национальные программы по электронному обучению. Казахстан не намерен отставать от такой тенденции», – сказал Б. Жумагулов в интервью газете «Казахстанская правда». В 2015 году планируется охватить электронным обучением 50% организаций образования, а к 2020 году 90% будут охвачены электронным обучением все уровни подготовки. В дошкольном воспитании будут использоваться компьютерные программы, компьютерные обучающие игры, в средней школе – электронные учебники и электронные пособия, в колледжах и профлицеях – виртуальные тренажеры, в вузах – электронные научно-исследовательские лаборатории. В соответствии с ним организации образования планируется обеспечить широкополосным Интернетом, приобретение порядка полумиллиона компьютеров и более восьми тысяч серверов, чтобы от сегодняшнего соотношения – один компьютер на 18 учащихся – перейти к соотношению 1:1, что соответствует уровню самых развитых стран. Кроме того, будут разработаны современные интерактивные обучающие и управляющие ресурсы, содержащие текст, графику, музыку, видео, анимации и различные мультимедийные технологии [6].
В Концепции системы электронного обучения на 2010-2015 годы определяются приоритеты по созданию единой информационной образовательной среды. В частности, требуется «сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования и создать отраслевую информационную систему для эффективного управления объектами и процессами образования» [7].
В данной концепции дается оценка текущему состоянию процесса информатизации в организациях среднего образования, а также определяются необходимые мероприятия для активизации процессов по внедрению единой системы электронного обучения на всех уровнях подготовки.
Значительным преимуществом системы электронного обучения является предоставление возможности использования графических, мультимедийных возможностей информационно-коммуникационных технологии для учебного процесса, интерактивных ролевых игр, симуляторов, которые улучшают усвоение учебного материала и положительно влияют на качество и результаты учебного процесса.
Также разрабатываются учебные курсы, которые должны включать конкретные результаты обучения: знания и умения. Результаты обучения, должны быть достижимы средствами e-learning, дополненными общением лично с уичтелем, в случае необходимости.
Спирина Е.А. указывает, что курсы должны быть спроектированы для [8, c.92]:
усиления активного обучения;
упрощения индивидуального обучения и развития учебных навыков;
поддержки развития и взаимодействия образовательных сообществ;
полного контроля слушателем времени, места и темпа обучения;
определения разнородности слушателей и для проектирования курсов, на основе сильных сторон и особенностей каждого учащегося;
создания соответствующих условий для слушателей с физическими недостатками;
того, чтобы получать от учащихся обратную связь относительно материалов курсов и требований к учебному процессу.
Таким образом, применение системы электронного обучения будет иметь эффект только при ее интеграции в реальные учебные процессы при взаимодействии со всеми участниками этих процессов.
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе» // Казахстанская правда. – 2011. – 28 января. – С.1-6.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы // Индустриальная Караганда. – 2010. – № 199-200. – С. 5-10.
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. – 2007. – № 127. – С. 3-6.
4. Указ Президента Республики Казахстан "Об утверждении Государственной программы развития науки Республики Казахстан" //Астана, Акорда, 20 июня 2007 года. – № 348.
5. Бурдина Е.И. Теория и практика развития творческого потенциала педагогов в системе непрерывного многоуровневого педагогического образования: автореф. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Караганды, 2007. – 48 с.
- 6. Е-обучение введут во все учебные заведения Казахстана // http://profit.kz/news/6699-E-obuchenie-vvedut-vo-vse-uchebnie-zavedeniya-Kazahstana
7. Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы // http://www.moodle.citpvl.kz
8. Спирина Е.А. Качество электронного обучения в области высшего обраозования /Сб.науч. трудов под ред. Тажигуловой Г.О. – Караганды:изд-во КарГУ, 2011. – 88-94.