Формирование представлений о геральдике на основе интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богданова, С. Б. Формирование представлений о геральдике на основе интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста / С. Б. Богданова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2469/ (дата обращения: 16.11.2024).

Формирование интереса и элементарных представлений старших дошкольников к наукам символике и геральдике – достаточно новое направление в работе детского сада, но необходимое в образовательной практике. И это понятно. Ведь гербы государств, городов, фамилий представляют собой символическое «лицо», сконцентрированное отражение их истории, их традиций. Геральдика – прикладная наука к науке символике. Символ – предмет, объект, имеющий для человека (народа) определенный ценностный смысл не только в материальном, но и в духовном плане. Это как ларчик с двойным дном. Чтобы определенные символы стали иметь ценностный смысл для ребенка, надо дать полное и понятное ему представление об этих символах. Знания о гербе и флаге государства обозначены в каждой комплексной программе. Проблема темы затронута в «Программе социального развития детей дошкольного возраста» Коломийченко Л.В, однако целостной системы по геральдике и символике нет. Анализ методической литературы по теме «Геральдика в детском саду» показывает, что в педагогическом сообществе возник определенный интерес, но авторам пособий:

а) не хватает элементарных знаний – нет серьезного, глубокого объяснения сущности символов – «скользят по поверхности», у детей не формируется понятийное восприятие объектов изучения;

б) на дошкольный возраст переносятся знания, даваемые в школе, отсутствуют эмоционально-чувственная и поведенческая составляющие, соответственно, не обеспечивается личностное развитие ребенка;

в) продолжается дискуссия по политическим пристрастиям, что неуместно в практике воспитания детей дошкольного возраста.

Я в своей методической разработке «Геральдика – детям» сделала попытку уйти от вышеперечисленных недостатков. Блочно-тематический план дает возможность педагогу дать воспитанникам осмысленное представление о гербе, основах геральдики.

При разработке темы я основывалась на «трех китах» деятельностного подхода – «зажги чувство», «доведи до сознания», «переведи в поведение».

Когнитивный компонент методической разработки был выстроен на теоретической базе, представленной в книгах В.С. Драчука, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института Археологии Академии наук Украины, одного из крупнейших специалистов в области археологии и вспомогательных исторических дисциплин второй половины 20 века в нашей стране.

В предлагаемой методической разработке дан необходимый минимум информации о науке геральдике, истории ее развития, о возможных направлениях работы с детьми.

При разработке блока я использовала технологию блочно-тематического планирования, автором которой является кандидат педагогических наук М.В. Грибанова.

Блочно-тематическое планирование реализует следующие принципы педагогической системы: единство сознания и поведения, развитие психики в деятельности, гуманизм и демократичность общения, комплексность и интегративность содержания образования, индивидуальный подход. Кроме этого, технология планирования позволяет оптимально учитывать:

  • Принцип интеграции интеллектуально-познавательной и изобразительной деятельности.

  • Принцип взаимосвязи познавательной и эстетической деятельности.

  • Принцип интеграции задач разных направлений образовательной работы.

Цель методической разработки – Формирование у старших дошкольников представления о науке геральдике, о гербах и их назначении.

Конкретизируется эта цель в следующих задачах:

  1. Познакомить детей с основами построения герба: учить выделять щит как часть герба, дать представление о геральдических и негеральдических фигурах, учить понимать их символическое значение.

  2. Познакомить с гербами русских городов, городов Прикамья, учить «читать» герб по геральдическим и негеральдическим фигурам.

  3. На основе полученных знаний придумывать гербы в ходе творческой деятельности (гербы сказочной страны, волшебного города, сказочных персонажей).

В работе с детьми определены следующие этапы работы:

1этап: Знакомство с науками геральдикой и символикой; знакомство с историей и особенностями русской геральдики.

Цикл «Из истории герба»:

Вводное занятие «Как и зачем появилась наука геральдика»

С последующим просмотром диафильма «О чем рассказывают гербы».

Цель вводного занятия: познакомить детей с символикой, которая заменяла людям паспорт и герб в далекую старину:

  • татуировка воинов у древних племен (чем больше заслуг у воина – тем сложнее и больше татуировка; расположение татуировки на груди, боках, спине, лбу и щеках);

  • символика одежды, вышивки у разных племен;

  • печати как предшественники гербов.

Занятие «Эти чудные звери»

Познакомить детей с историей появления зверей (волшебных и реально существующих) на гербах русских городов:

  • волшебных – птица Сирин на гербовом знаке города Усолье Пермского края как символ счастья и благополучия, белый дракон на гербе Казани как память о легенде о драконе, якобы жившем на горе до возникновения города;

  • реально существующих:

а) от названия города (Козельск – козел на гербе, Змиев – змея на гербе);

б) пережиток тотемизма – животные, изображенные на гербе, почитались древними людьми, жившими когда-то на месте, где возник город (медведь – на гербах Перми, Новгорода).

Выход на продуктивную деятельность-занятие по рисованию с использованием элементов ТРИЗ «Фантастическое животное».

Тематическое занятие (лепка, конструирование из бросового и природного материала) «Сад волшебных птиц».

Предварительная работа: чтение сказок народов мира о сказочных существах; просмотр х/ф «Садко»; беседы по картинам В.Васнецова «Птица Сирин и птица Гамаюн», К. Васильева «Битва на калиновом мосту».

Занятие «Всадник храбрый на коне»

Познакомить детей с гербом города Москвы, рассказать об истории возникновения: ввел в обращение князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы в честь победы над татарами и освобождения Руси. До этого на государственной печати был мирный всадник с соколом в руке (рассказать детям о том, что образ богатыря с соколом был популярен на Руси – вспомнить былину о богатыре Вольге, сказку о Финисте – ясном соколе). Когда государственным гербом стал двуглавый орел, всадник остался на малой государственной печати. Георгием Победоносцем всадника назвали сначала чужеземцы, т.к. в Европе он был покровителем рыцарства. К середине всадник на гербе меняет свое положение – по решению Герольдии все фигуры на Российских гербах разворачиваются влево.

«Российский герб, флаг, гимн»

Эмоциональная составляющая – стихи В. Степанова, С. Михалкова о символике России. В разделе «Изобразительная деятельность» – работа над символикой цвета.

«Еще раз о российском гербе»

Познакомить детей с историей возникновения – пришел из Византии с Царьграда, когда князь Иван Третий женился на византийской царевне Софье Палеолог; показать, как меняется герб на примере гербов на старинных монетах и бонах (изменение количества гербов на груди и пр.).

«Три герба Российского государства»

Дать представление, что герб страны является ее лицом, закрепляется основным законом государства – Конституцией, которая содержит описание герба. Каждый символ в гербе имеет определенное значение, а вся композиция эмблемы должна давать представления о стране, ее народе, политическом строе, экономике и истории. Показать на примере советской символики и символики наших дней, отличие и преемственность: музыка гимна, автор слов – С.Михалков; возврат имперской символики и красное знамя, звезда – в российской армии.

Примечание: все мероприятия с детьми предусматривают работу в мини-музее «Мир геральдики» – рассматривание сопутствующих теме экспозиций, состоящих из репродукций графических работ, живописных картин, коллекций монет, бонов,, значков, эмблем, медалей и т.п.

Когда дети получат глобальное представление о предмете изучения, переходим на дифференцированный уровень восприятия, а именно к циклу занятий «Тайны построения герба».

2этап: Цикл занятий «Тайны построения герба»

Реализация задач:

  • Познакомить детей с основами построения герба: учить выделять щит как часть герба, дать представление о геральдических и негеральдических фигурах, учить понимать их символическое значение.

  • Познакомить с гербами русских городов, городов Прикамья, учить «читать» герб по геральдическим и негеральдическим фигурам

1. «Со щитом или на щите»

Рассказать детям об основе, на которой размещается герб – щите; рассказать о щите как части вооружения воина, о формах щита, перешедших в геральдику – варяжском, итальянском, испанском, французском и немецком;

О символическом значении щита в старину: а) поговорка «Со щитом или на щите» – каждый смелый воин возвращается из боя со щитом или его приносят на щите погибшего, только трусы при бегстве бросают щиты на поле боя; б) щит на борту корабля или на мачте говорил о намерениях капитана – белые –едут торговать, красные – воевать (картина Рериха «Заморские гости»).

2.«Геральдическая радуга»

Показать геральдическое искусство как результат работы художников (гербы в витражах, фресках, вышивке), познакомить с геральдическими цветами (красный, синий, зеленый, черный, пурпурный) и штриховкой по металлу, их заменяющей; мехами, используемыми в геральдике (белка, горностай) и их символическим изображением.

3.«Гербы городов русских» (несколько занятий)

Познакомить детей с гербами старинных русских городов, учить читать гербы:

  • Столицы древних русских княжеств (Рязань, Владимир, Суздаль, Новгород, Киев, Козельск).

  • О том, как узнать по гербу о подчинении городов друг другу (областной центр , центр губернии – в верхней части герба подчиненного города.

  • Знакомство с гербами городов Пермской области.

Эта работа идет параллельно с разделом «Краеведение», блок Защитники Земли Русской – знакомство с циклом «Исторические рассказы в стихах».

Стихи Ю.Вронского о монголо-татарском нашествии – «Рязань просит о помощи», «О княгине Евпраксии», «Евпатий Коловрат», «Злой город», «Куликово поле».

3 этап – этап творчества: «Сказочная геральдика»

На основе полученных знаний дети учатся придумывать гербы для сказочных героев в ходе творческой деятельности, узнавать сказочных героев по их гербам-загадкам.

Возможные формы работы с детьми на этом этапе – интегрированные занятия, литературные викторины, игротеки, досуги, занятия цикла «Художественная геральдическая мастерская».

Итоговое занятие «Путешествие по стране Геральдике»

Закрепить представления детей о науке геральдике, о гербах и их назначении; продолжать учить выделять щит как часть герба и геральдические фигуры, понимать их символическое значение; узнавать гербы России, русских городов, в том числе городов Прикамья – Усолья, Березников, Чердыни, Соликамска. Развивать творческое воображение при выполнении заданий продуктивного характера (герб для Дракоши, игра «Составь герб города»).

Третий компонент деятельностного подхода – «переведи в поведение» – реализуется в продуктивных занятиях и игровой деятельности.

Мной был разработан ряд дидактических игр по тайнам построения герба:

  • «Разрезная картинка»

Цель: Учить детей собирать гербы русских городов по заданному образцу; закреплять знания детей о назначении гербов городских (паспорт города – отражены народные сказания, причина названия города, местные культы, географическое положение, экономика); закреплять умение складывать изображение из отдельных частей по заданному образцу.

  • «Геральдическое лото»

Цель игры: Закрепить знания о гербах русских городов: находить герб по образцу, называть части герба (поле, щит, геральдические фигуры, геральдические цвета (по штриховке)).

  • «Геральдические фигуры на гербах»

Цель игры: продолжать знакомить детей с наукой геральдикой; знакомить детей с геральдическими фигурами на щитах гербов: главой, подножием, столбом, поясом, перевязью (справа, слева), стропилом, крестом (1 – комбинированным из столба и пояса; 2 – комбинированным из двух перевязей).

По принципу игры «домино»

Берется игровой материал 2 игр по геральдике – вышеназванной и игры «Геральдическое лото» (игровые поля с гербами русских городов). Ребенок по карточке-домино должен «узнать заколдованный герб» – найти гербы с соответствующими его карточке геральдическими фигурами.

  • «Ошибка художника»

Цель игры.: Закрепить знания детей о символике цвета в гербе, познакомить со штриховкой, заменяющей цвет в черно-белом изображении герба.

Учить находить неправильную штриховку цвета в гербе по образцам – подсказкам

  • «Геральдическая корона»

Закрепить представления детей о роли геральдической короны в гербе города: указывает статус города – столица (императорская корона), областной центр (древняя), бывшая столица русского княжества (шапка Мономаха), с населением более 50 000 (золотая башенная о 5 зубцах), прочие губернские города (золотая башенная о 3 зубцах), простой уездный (серебряная башенная о 3 зубцах), известные посады (червленая башенная о 2 зубцах). Подбирать соответствующую корону к гербу города.

Примечание: данная игра идет приложением к пособию «Гербы городов русских».

Вышеуказанные игры являются как игровой основой для занятий, игротек, так и диагностическим материалом для проверки знаний, полученных детьми в ходе реализации блока.

Работа с родителями – необходимая составляющая любой педагогической системы. Если мы хотим получить качественный результат в педагогической деятельности, прежде всего надо заинтересовать и привлечь к сотрудничеству семью. Я рекомендую следующие формы работы:

  • Консультация «Зачем нужна геральдика в детском саду».

  • Оформление папки – передвижки «Основы геральдической науки».

  • Акция «Составь свое родословное древо и придумай герб своей семьи».

  • Игротека «Тайны науки геральдики» (на основе авторских игр Богдановой) совместно с детьми.

  • Приглашение на тематическое занятие «Путешествие по стране Геральдике».

  • Совместный с детьми досуг «Знатоки геральдики».

Результативность работы по геральдике проявляется в том, что дети старшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к гербам и символам, отражают элементы геральдики и символики в продуктах деятельности (рисунках). Дети правильно используют в речи понятия «геральдика», «герб», «щит», «мантия», «корона», «геральдические фигуры». Узнают знакомые гербы русских городов, могут рассказать об особенностях города (легенды, связанные с возникновением, исторические события, значимость, труд людей, географические особенности) по изображенным на гербе геральдическим фигурам. Могут придумывать гербы в ходе творческой деятельности – гербы сказочного королевства, волшебного города, сказочных персонажей и т.п.

Предлагаемый блочно-тематический план дает возможность педагогу подавать материал в системе, видеть перспективу, выстраивать развивающую среду в группе соответственно теме; углубление в тему обеспечивает взаимосвязь и одновременное развитие познавательных, интеллектуальных и художественных способностей воспитанников; дает возможность детям перенести познаваемый материал в детскую деятельность, т.е. включается механизм культуротворчества.

По мнению В.Т. Кудрявцева, культура, превращаясь в содержание детской деятельности, не становится субъектом сугубо дидактического интереса, она приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих отношений. Ребенок не только присваивает, но и творит культуру. «Овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый, ненасытный поиск, который выступает как основа детского творчества». (Н.Н. Поддъяков)

Основные термины (генерируются автоматически): герб, ребенок, герб русских городов, геральдика, фигура, часть герба, детский сад, дошкольный возраст, методическая разработка, символическое значение.

Похожие статьи

Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста с использованием медиапространства

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора

Реализация дифференцированного подхода в развитии количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Похожие статьи

Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о семье и семейных традициях у детей дошкольного возраста с использованием медиапространства

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора

Реализация дифференцированного подхода в развитии количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития