Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» через применение информационно-коммуникационных технологий
Автор: Гайнутдинова Юлия Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 1614 раз
Библиографическое описание:
Гайнутдинова, Ю. А. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» через применение информационно-коммуникационных технологий / Ю. А. Гайнутдинова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2470/ (дата обращения: 19.12.2024).
Информатизация современного общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий, в мир удивительных возможностей.
Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования.
Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.
Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.
В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет дать дошкольникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщённые умения.
В названном документе среди основных целей дошкольного образования акцентировано внимание на формировании общей культуры дошкольника, которое реализуется в воспитании ценностного отношения к культурным ценностям. Поэтому в практике своей работы с детьми, я использую мероприятия, построенные на основе интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество».
При организации образовательного процесса на основе интеграции искусства, я использую формы, разработанные Р.М. Чумичевой на основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста Т.С.Комаровой:
Пластообразную – особенность данной формы в наслоении пластов различных видов искусств и деятельности (художественно-эстетической, игровой, познавательной и.т.д.), содержание которых пронизано одной целью – создание в сознании ребёнка целостного художественного образа.
Контрастную – данная форма строится на принципах диалога и контраста и заключается в рассуждениях между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства. Дети с помощью педагога узнают, как художник, композитор, писатель, поэт средствами выразительности различных видов искусства передают своё отношение к явлению, событию, поступкам героев т.д. Ведущими методами данной формы являются сопоставление и сравнение, проблемные вопросы.
Взаимопроникающую – в данной форме за основу берётся организация такого вида художественно-творческой деятельности, в которой органично вливаются другие виды: слушание музыки, литературного текста, восприятие произведений изобразительного искусства, изобразительная деятельность и т.д. постепенное проникновение одной деятельности в другую обуславливается расширением и наращиванием знаний, знакомством с другими способами творческой деятельности, созданием ситуации любования и сопереживания, определённого эмоционального настроя.
Данную форму я так же успешно использую для планирования и проведения праздников, развлечений и досуговой деятельности в ДОУ.
В практике работы с детьми я использую следующие методы активизации и приемы включения детей в деятельность
словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и т.д.);
наглядные (видеоряд, изобразительный ряд и т.п.);
использование различных видов художественно-творческой деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная, экспериментальная и т.д.).
Для реализации в практике наглядных методов я активно внедряю современные компьютерные технологии. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у детей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
В практике работы с детьми дошкольного возраста мы со специалистом по изобразительной деятельности Богдановой Светланой Борисовной активно внедряем компьютерные технологии в мероприятия искусствоведческого цикла:
интегрированных, тематических, знакомящих дошкольников с разными видами искусства; занятий кружка «Чудетство», целью которого является формирование эстетического восприятия предметов (объектов) искусства и окружающего мира посредством синтеза искусств;
циклы досуговых мероприятий.
Презентации, используемые нами в практике работы с детьми, могут играть как главную, так и второстепенную роль в образовательном процессе:
Как наглядность, сопровождающая рассказ педагога.
Роль педагога и ИКТ равноправна.
Роль презентации – ведущая в ходе мероприятия.
Первый вариант презентации можно проиллюстрировать на примере разработанного нами интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Сказки зимнего леса». Беседа по искусству строилась по принципу путешествия в зимний лес, созданный фантазией художников. Разгадывали тайны искусства передачи образа зимнего леса с помощью «трех помощников художников» – выразительных средств живописи – линии, композиции и цвета (колорита) (автор пособия – Богданова С.Б). Начинается путешествие со слайда – дороги в зимнем лесу. Здесь мы осуществляем вхождение в мир живописных картин, зажигаем чувства, интерес к предстоящей деятельности при помощи музыки и поэтического слова, а также напоминаем о трех помощниках художника, которые будут сопровождать детей в путешествии в качестве гидов-подсказчиков.
Один из помощников художника – линия как выразительное средство, а именно ее красота и характер, помогающий созданию художественного образа дерева. Детям загадка представляется следующим образом: колдун Леденей превратил людей в деревья. Надо догадаться по характеру линий, что за человек «спрятан» в дереве: справа – старый богатырь, воин, прямой, несгибаемый, готовый к защите: руки – ветки выставлены в стороны в боевой стойке. Слева – женщина в кружевной накидке.
Линия как выразительное средство достаточно многогранна, одна из сторон ее – передача фактуры изображения. Ее контрастность можно проследить на нескольких репродукциях картин разных художников, представленных на одном слайде: на картине художника Кустановича «Сорока» фактурная поверхность шероховатая, зрительно «подвижная» – при взгляде на нее слышится шуршание, звон осыпающихся легких прозрачных ледяных стекляшек и стрекот самой непоседы-сороки; внизу слева – средневековый голландский пейзаж – особенность фактуры – гладкость, отсутствие переливов цветовых оттенков; слева вверху – зимний вечер – масляная краска положена широкими густыми мазками как лопаточкой, что способствует передаче жесткого тяжелого наста на снегу, студеных колючих туч, образа хмурого зимнего солнца.
Благодаря фактурности передается уникальность «почерка» художника, становится возможной глубокая передача художественного образа.
Вторая «грань» линии как помощника художника – фактура и композиционное решение картины: слева стремительность налетающего на зрителя зимнего ветра и машин, летящих по дороге; справа – спокойствие и безмятежность зимнего утра, мягкая пушистость снежных сугробов.
Следующий помощник художника – композиция. Главное, что должны усвоить дети – выделение композиционного центра и дополнительных деталей. Слайд-презентации на контрасте представляет две картины с ярко выраженным и слегка приглушенным композиционными центрами.
Третий помощник художника, отвечающий за настроение – цвет (колорит). Детям были представлены два пейзажа, выполненных в теплом и холодном колорите.
У пейзажа Волкова «Зимний лес» колорит теплый, желтовато – коричневый с вкраплениями фиолетовой мглы зимнего леса; в пейзаже Грабаря «Зимний пейзаж» – бодрое зимнее голубовато-синее утро, подсвеченное теплом зеленых молодых елочек и розовым кружевом березовых крон.
Для обобщения представлений детей о роли в создании художественного образа зимнего леса всех трех выразительных средств предлагается подборка из четырех зимних пейзажей русского импрессиониста И. Грабаря.
Использование в практике работы с детьми подобной мультимедийной презентации дает возможность работать на контрасте, анализировать много художественных произведений без особых затрат времени на размещение и оформление выставки и организацию процесса концентрации внимания детей на определенных объектах.
После подобной организации восприятия художественных произведений продуктивная деятельность детей дает очень хорошие результаты.
Следующий вариант использования ИКТ – роль педагога и ИКТ в педагогическом процессе равноправна.
Презентация не просто наглядность, а «живой» участник мероприятия, включающий в себя:
Анимационные картинки, выполняющие роль подсказок, наталкивающих детей на определенный вид деятельности;
видеоролик, видеоклип;
дидактические игры, пособия.
Третий вариант отводит презентации еще более важную роль: на слайдах появляются персонажи, общающиеся со зрителями, ведущие диалог с педагогом, активно участвующие в действии занятия, досугового мероприятия, праздника.
Подобная презентация позволяет педагогу проводить серьезные досуговые мероприятия одному или с напарником, т.к. презентация позволяет заменить целый ряд взрослых участников – игровых персонажей.
Итак, использование средств информационных технологий при интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, а также освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности дошкольного образования.