Выполнение социального заказа родителей через реализацию образовательной области «Безопасность»
Автор: Давыдова Галина Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 400 раз
Библиографическое описание:
Давыдова, Г. В. Выполнение социального заказа родителей через реализацию образовательной области «Безопасность» / Г. В. Давыдова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2472/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время в связи с участившимися катастрофами, чрезвычайными ситуациями и бедствиями различного характера, безопасность жизнедеятельности выходит на первый план по актуальности, а вместе с ней теоретическая, практическая и психологическая готовность к экстремальным ситуациям, как основная составляющая для человека, живущего в техносфере. Происходит переоценка жизненных ценностей, однозначный приоритет – человеческая жизнь, здоровье человека, тревога за сохранение среды обитания, и за обеспечение безопасности будущих поколений. Но эти ценности станут стимулами, побудителями к безопасной деятельности только тогда, когда будут осознаны, приняты человеком и приобретут для него субъективный, личностный смысл. Поэтому в систему формирования базовой культуры личности наряду с гуманистическим, религиозным, патриотическим воспитанием входит воспитание безопасности. И закономерностью стало то, что социальный заказ родителей стал смещаться в сторону обучения детей правильному поведению в различных непредвиденных ситуациях. Это требует от воспитателя использование новых подходов в работе с детьми и родителями.
В государственных стандартах прошлых лет, образовательная область "Безопасность" отдельно не выделялась и входила в состав социализации. На данном этапе образовательная область «Безопасность» входит в направление «Социально-личностное развитие» и ставит цель:
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), через решение следующих задач;
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Полноценное решение поставленных задач невозможно без поддержки родителей. Поэтому был разработан проект «Будь внимателен и осторожен», который включил как работу с детьми, так и тесное сотрудничество с семьей. Проект рассчитан на один год. Реализация проекта по направлению «Взаимосвязь с семьей» решалась в несколько этапов:
1. Анализ представлений родителей по теме «Безопасность».
2. Информационно-просветительская и наглядная работа.
3. Практическая работа родителей.
4. Анализ результатов реализации проекта в направлении по работе с семьей.
Каждый этап включал в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимосвязи с родителями. Так на первом этапе использованы такие традиционные формы как собрания, анкетирование. Это помогло определить, в каком направлении, в какой последовательности строить дальнейшую работу. Оказалось, что особое внимание следует заострить на пополнении знаний родителей в области «Безопасность». Многие родители считали, что безопасность включает в себя только изучение правил дорожного движения. Поэтому в стратегию работы на втором этапе была включена информационно-просветительская работа.
Разработка и распространение буклетов «Осторожно - грибы!», «Дети на дороге»; памяток «Дети на прогулке», «Дети у воды», «Если ребенок дома один», «Новый год и огонек»;
газет «Экологическая безопасность – что это?», «Берегите природу», «Мы идем в поход", позволило значительно повысить уровень знаний и представлений родителей о понятии «Безопасность», а так же охватить более широкие массы – социум. Помогли нам семейные конкурсы по изготовлению плакатов и листовок, призывающих правильно обращаться с электроприборами, не допускать пожары в квартирах и лесу, а так же позволили раскрыть таланты родителей. Ну а мы вместе с детьми дружно и с удовольствием ходили и расклеивали листовки и плакаты по микрорайону.
Параллельно с просветительской работой, родители привлекались к участию в совместных с детьми мероприятиях: праздниках, соревнованиях, походах. На таких мероприятиях родители могли реализовывать полученные ранее знания. Это были праздники «День Земли», «День Воды», «Праздник юных пожарных». На каждом празднике родители демонстрировали детям свое мастерство и умение правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Одним из пунктов реализации проекта стала встреча детей с родителями интересных профессий: артистами, папа-кинолог, мама-лесничий, дядя-спасатель, дедушка-врач, папа-пожарный. А близкое расположение пожарной части позволяет ходить на экскурсии.
Большую помощь родители оказали в пополнении развивающей среды группы по теме «Безопасность». Они изготовили макет дороги, района. Вместе с детьми приготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр. А так же помогли в приобретении и изготовлении настольно-печатных игр:
игры, направленные на формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Например: «Чрезвычайные ситуации в доме», «Чрезвычайные ситуации на улице», «Чрезвычайные ситуации на прогулке», «Улитка»;
игры, направленные на приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Например «Правила поведения в лесу», «Ядовитые растения», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что мы знаем о вещах»;
игры, направленные на передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Например «Красный, желтый, зеленый» «Дорожные знаки», «Азбука безопасности»;
игры, направленные на формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Например: «Так и не так», «Сто бед», «Мы спасатели». Эти игры мы сами придумали, изготовили и апробировали.
"Семейная конференция" – так называлось мероприятие, на котором родители делились положительным опытом семейного воспитания в области "Безопасность". А дети, в свою очередь, показали, чему они научились.
С 15 апреля по 15 июня проходит Ежегодная Акция «Дни защиты от экологической опасности». Родители обеспечили нас всем необходимым (вата, марля). В группе дети учились шить средство индивидуальной защиты – ватно-марлевую маску. Испытание прошли успешно!
На последнем этапе, необходимо было выяснить, с какими результатами был закончен проект. Для родителей были разработаны анкеты, тесты, специальные задания. Анализ полученных данных показал следующее: у родителей значительно повысилось понимание понятия "Безопасность". Опрос показал – родители доверяют и уверены в правильном поведении детей в экстремальных условиях. Родители готовы продолжать работу с детьми в этом направлении в дальнейшем.
Таким образом, тесное сотрудничество детского сада и семьи обеспечивает сбалансированную деятельность по просвещению родителей, способствует полноценному развитию и воспитанию детей, дает положительные результаты в решении поставленных задач, и позволяет родителям и детям проявлять активную социальную позицию.
Своё сообщение я хотела бы закончить словами Антона Семёновича Макаренко:
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».