Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Статья просмотрена: 7196 раз

Библиографическое описание:

Абакумова, Е. Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе / Е. Б. Абакумова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2474/ (дата обращения: 17.10.2024).

Способность к самообразованию является ключевой для творческой индивидуальности самообразующегося педагога. В настоящее время исследованием проблемы самообразования занимаются представители различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики.

В философии процесс самообразования опирается на основные принципы теории познания: от живого созерцания (наблюдения единичных фактов) к абстрактному, обобщенному мышлению (индивидуальный этап познания) от абстракций, теоретических обобщений к практике, к использованию методов научного познания (дедуктивный этап познания). Характерной чертой самообразовательной деятельности является и то, что она зависит только от самого субъекта, эта деятельность не определяется «давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью» [10. с. 18].
В связи с этим важное значение имеет вопрос о взаимосвязи «внутренней свободы личности» и самообразования [10, с. 18].
М.Н. Воложанина отмечает, что «свободная деятельность является предпосылкой внутренней свободы личности, поскольку, возникая в структуре познавательной потребности и способности личности, в конечном счете, направлена на преобразование окру­жающей действительности. В свою очередь, свобода личности обладает способностью к свободной деятельности» [3, с. 76].
Значимой для нашего исследования является теория А.Г. Мысливченко. Учёный выделяет четыре важных компонента внутренней свободы личности, которые проявляются в процессе целенаправленной и целесообразной самостоятельной деятельности: 1) познание возможности поступить так, а не иначе; 2) согласование индивидом этой познанной внешней необходимости с внутренним убеждением, совестью, личными интересами; 3) проявление воли; 4) стремление к самоосуществлению, реализации себя в объективном мире [11, с. 38]. Главной предпосылкой внутренней свободы личности, а, следовательно, и самообразования, являются: наличие способности индивида к познанию («теоретическое» обеспечение свободы) и наличие самосознания (М.Н. Воложанина). Н.Д. Брагина, А.А. Гусейнов, А.Е. Евстифеева, A.M. Киссель, В.Д. Пекелис и др., исследуя внутренние механизмы самосознания, рассматривают самосовершенствование (компоненты: само­образование, самовоспитание) как процесс, «...представляющий собой важный аспект перестройки сознания, суть которого заключается не просто в получении нового знания, в осознании ценности цели, программы деятельности, а в том, чтобы эти новые знания, умения, навыки питали творческую деятельность» [11. с. 81]. Т. е. данная деятельность есть сплав высокого стремления к познанию с творческим деянием (М.А. Киссель). Многие исследователи подчеркивают, что центральным звеном самосовершенствования выступает рефлексия, поэтому данную деятельность определяют как рефлексивную, структурными компонентами которой выступают: саморефлексия (генезис) – самопознание (деятельность) – самореализация (результат) [1, с. 10].
Мы согласны с Н.Д. Брагиной, которая считает, что без внутренней потребности в самосовершенствовании, даже при наличии соответствующей способности и внешних условий осуществления, процесс невозможен. Рефлексивный уровень самосознания стимулирует активность и самостоятельность индивида, опосредует формирование соответ­ствующей системы внутренних мотивов, обеспечивает устойчивое включение «Я» в процесс самопознания, активизируя и направляя самообразовательную деятельность. Именно в акте рефлексивной самооценки осуществляется самопознание личности, результат же имеет корригирующую нагрузку, поскольку непосредственно поддается рефлексии, в которой и через которую происходит сочленение предшествующего цикла с последующим [1, с. 10].

Итак, с философской точки зрения, самообразование – это процесс познания, результатом которого выступают новые знания. Основными характеристиками самообразования выступают: 1) внутреннее осознание необходимости; 2) внутренняя свобода личности; 3) целенаправленность; 4) самореализация.

Человеческое общество в философском плане обладает двумя основными свойствами, которые характеризуют его жизнедеятельность: передача и усвоение опыта поколений, то есть социального опыта. Индивид в процессе самообразования является субъектом деятельности, реализует свои потребности и при этом приобретает социальный опыт в результате самостоятельной работы над собой.

Данный процесс называется социализацией. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни людей знания, умения, навыки. Таким образом, процесс самообразования личности проходит через её социализацию. Две функции (реализация своих потребностей и социализация) характеризуют самообразование как понятие социологии. Социология занимается изучением феномена самообразование в рамках системы включения личности в общественные отношения в определённой социальной группе (обществе) и в результате самостоятельной работы над собой, овладения ценностными знаниями группы (общества) [4,c.81].

В работе В.Л. Нечаева по социологии образования самообразование рассматривается как специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения без постоянного, систематического руководства преподавателя по собственному или кем-то разработанному плану учебы» [8, с. 96]. Автор подчеркивает вспомогательные функции самообразования, его роль элемента, дополняющего процесс обучения: «самообразование, видимо, всегда будет самостоятельным звеном в системе образования, дополняя стационарное обучение, обеспечивая индивидуализацию культурного развития личности» [8. с. 97].
Мы разделяем позицию Е.А. Шуклиной. Определение самообразования в рамках социологического анализа Е.А Шуклина представила как «...вид деятельности личности (социальной группы), характеризующейся свободным выбором и направленной на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получении удовольствия и наслаждения» [15, с. 53]. Данное определение содержит в себе не только сущностно-содержательную характеристику данного понятия, но и указание на его функции, субъект, предназначение (цель).

Мы согласны с Г.К. Чернявской, которая считает, что «самообразованием можно назвать процесс приобретения человеком общих и специфических (профессиональных) знаний по собственной инициативе путем самостоятельно организованных и контролируемых занятий» [14, с. 39].

Итак, анализ материалов социологических исследований показывает, что самообразование представляет собой самостоятельное звено в системе образования и одну из профессиональных обязанностей человека. Направленное на удовлетворение потребности личности в социализации, оно обеспечивает индивидуализацию, культурного развития.

Понятие социализация в психологии связано с такими понятиями, как воспитание, обучение, развитие личности.

В психологической литературе самообразование рассматривается как деятельность, связанная с самоорганизацией – способностью личности организовать себя и свою деятельность, т.е. самостоятельно ставить цель и задачи деятельности, выбирать способы их достижения, определять свое поведение во времени, осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию [5, с. 19.].
Психологи подчеркивают, что цель может быть дана субъекту извне: в виде требований, указаний и т.д. или продуцироваться им самим. В первом случае эффективность реализации всецело зависит от ее внутреннего принятия личностью, когда предложенная цель – совпадает с его мотивационной сферой. В самообразовательной деятельности действует второй вариант постановки цели, поскольку самообразование-это самоорганизованный и самоуправляемый процесс познания [6. с. 39].

В отечественной психологической литературе уже затрагивалась проблема человека как субъекта своей деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять собственное саморазвитие, а, следовательно, и самообразование. В работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.П. Узнадзе рассматривается человеческая личность, которая преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое Я, вступая в активное отношение с окружающим миром.

Важной представляется точка зрения А.M. Матюшкина. Учёный рассматривает самообразование как продуктивный процесс развития личности, основу которой составляют познавательные потребности. Они вызывают у человека необходимость постоянного, целенаправленного самообразования, не завершающегося по достижении результата (цели самообразования), а продолжающегося каждый раз на новом витке продуктивной активности, формируя новые мотивы, порождая новые проблемы и поиски их решения. Продуктивная активность является показателем способности человека к саморазвитию и самообразованию, причем «...возможности саморазвития личности, выступающие как готовность к самообразованию, возникают при достижении достаточно высокого уровня теоретического развития и при наличии мотивации. Общим показателем возможности к саморазвитию и самообразованию является постановка человеком вопроса и проблемы, определяющих необходимость поиска, самостоятельного открытия или приобретения в форме самообразовательной системы новых знаний» [6, с. 39].
Мы согласны с А.Н. Козиевым, учёный обращает внимание на две отличительные черты самообразования: во-первых, глубоко личностный характер (что ведет к рассмотрению содержания, структуры и процесса самообразования на уровне структуры личности); во-вторых, целенаправленность и систематичность, что становится возможным лишь в случае осознания значимости процесса самообразования личностью [5, с. 19].
Анализ определений, данных психологами, позволил представить самообразование как продуктивную активность личности и понять логику данного процесса (самостоятельные: постановка проблемы – творческий поиск – открытие).

Сделанный нами анализ данного понятия с позиций философии, социологии, психологии позволяет сделать сравнительный анализ понятия самообразование в педагогике.

Самообразование – обязательный компонент современного образования. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал; а может быть и автономно, включаясь в изучение новых, не представленных в образовательном процессе учебного заведения курсов [9, с. 464].
Самообразование, обогащая учение, находит в нём поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение даёт возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятель­ного познания. Развиваясь в образовательном процессе, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения.
В.П. Владиславлев считает самообразование составной частью непрерывного образования, которая выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов [2, с. 89].
Интересным, с нашей точки зрения, является подход к определению самообразования ряда педагогов (Н.В. Терехова, И.Л. Наумченко, Г.Н. Сериков, Т.Я. Ярцев, др.), учёные определяют самообразование как «целенаправленный, систематический, познавательный процесс формирования личности с осознанием средств в достижении целей, исходя из общественных интересов и личностных потребностей, с учетом внутренних стимулов обучаемых, стремящихся к самостоятельному приобретению знаний» (Н.В. Терехова и др.) [13, с. 18].
И.Л. Наумченко понимает самообразование как сложный диалектический процесс, в основе движения и развития которого «лежат определенные мотивы (внутренние и внешние побудители учителей к творческому труду), стимулирующие их познавательную активность и обеспечивающие развитие профессиональных качеств [16, с. 62].
В свою очередь, исследователи Г.Н. Сериков и Ю.Е. Калугин дают комплексное определение, охватывающее все стороны процесса самообразования: средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществлять собственное воспитание, образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными задачами [12, c.34]
Основываясь на позиции Г.Н. Серикова, Т.Я. Яковец раскрывает самообразование следующим образом: «Процесс самообразования – это переход личности от одного состояния (психического, сознательного) к другому, происходящий в ходе ее самооб­разовательной деятельности с использованием специальных средств поиска и усвоения социального опыта» [16, с. 62].

Самообразование как особый вид познавательной деятельностипредполагает: положительную мотивационную активность,направленность; проявление значительных волевых усилий; целеустремленность и самоорганизованность; высокий уровень интеллектуального развития; сформированность определенной системы познавательных умений; высокую самостоятельность; способность квидению и постановке вопросов, проблем; наличие адекватного уровня самооценки.

Исследования теории вопроса самообразования чрезвычайно многоаспектны и представляют собой сочетание наук, объединенных термином человековедение. Методологическим фундаментом проблемы самообразования является знание, добытое философией, психологией, социологией о развивающемся человеке, в котором природное, общественное и индивидуальное находится в неразделимом единстве.

В заключение отметим, интегративные процессы понятийного аппарата философии, социологии, психологии и педагогики на современном этапе позволяют сформулировать следующее определение, согласно которому самообразование педагогов – это самоорганизованный и самоуправляемый процесс познания, результатом которого выступают новые знания, направленный на удовлетворение потребности личности в социализации, обеспечивающий индивидуализацию, культурное развитие педагога, основными критериями которого являются самопознание, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, субъектность, самореализация, социализация, профессиональная компетентность.

Таким образом, социологию, психологию и педагогику объединяет то, что они рассматривают самообразование как вид деятельности развивающейся личности, с помощью которых происходит формирование личности, её социализация.


Литература:

  1. Брагина Н.Д. Самосовершенствование человека как философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. – М., 1991. – 16 с.
  2. Владиславлев В.Г. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. – М.:, 1987. – 346 с.
  3. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: Тематический сборник научных трудов / Под ред. Г.Н. Серикова. – Челябинск: ЧПИ. 1987, – 149 с.
  4. Збровский Г.Е., Шуклина А.Е. Самообразование как социологическая проблема /Г.Е.Збровский, А.Е.Шуклина //Социологические исследования. – 1997. – №10.–С. 78-87.

  5. Козиев В.Н. Самообразование и самооценка учителя // Психологические проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. – М.. 1986.
  6. Матюшкин A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию // В кн. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР (материалы 1-й Всесоюзной конференции). – М., 1981.
  7. Наумченко И.А. Самообразования будущего учителя. – Саранск: Мордгиз, 1974. – 252 с.
  8. Нечаев В.Л. Социология образования. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
  9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  10. Подвойская Н.В. Свободное время как социально философская категория: Автор, дис. ... канд. филос. наук. – М., 1991. – 25 с.
  11. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. (Опыт теоретического и экспериментального исследования). Пособие по спецкурсу. – Р/н/Д, 1975. – 297 с.
  12. Сериков Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. / Г.Н.Сериков. – Иркутск. Издательство Иркутского университета, 1991. – 232 с.

  13. Терехова Н.В. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов (На примере педагогического колледжа): Дис. ... канд. пед. наук. – М, 1996. – 168с.
  14. Чернявская Г.К. Трудный путь к себе: Очерки саморазвития личности. – СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1994.
  15. Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема: Дис. ... канд. филос. наук. – Екатеринбург, 1995. – 163 с.
  16. Яковец Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 . – М„ 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, внутренняя свобода личности, Процесс самообразования, самообразовательная деятельность, социальный опыт, социализация, высокий уровень, образовательный процесс, продуктивная активность, самостоятельная работа.

Похожие статьи

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен в научно-методической литературе

Изучение психологии педагога: педагогический опыт и психологический анализ

Проблема организации и осуществления самообразовательной деятельности студентов в философской, психолого-педагогической и научно-методической литературе

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов

Понятие рефлексии в философии и психологии и ее значение в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций

Психологические теории обучения организации учебной деятельности

Проблема межпредметных связей в преподавании истории и литературы

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Похожие статьи

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен в научно-методической литературе

Изучение психологии педагога: педагогический опыт и психологический анализ

Проблема организации и осуществления самообразовательной деятельности студентов в философской, психолого-педагогической и научно-методической литературе

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов

Понятие рефлексии в философии и психологии и ее значение в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций

Психологические теории обучения организации учебной деятельности

Проблема межпредметных связей в преподавании истории и литературы

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога