Интегрированный эстетический курс Ку.Кла (Кукольная классика)
Автор: Максимова Вероника Рашитовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Максимова, В. Р. Интегрированный эстетический курс Ку.Кла (Кукольная классика) / В. Р. Максимова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2485/ (дата обращения: 16.11.2024).
"Каждая эпоха наполнена чудесами, стоит лишь чуть-чуть приоткрыть заветную дверцу. На занятиях Ку.Кла мы стараемся подбирать"золотые ключики"и приоткрывать волшебные тайны искусства различных эпох.
В отечественной социокультурной жизни отмечается утрата и деформация духовных ценностей, что порождает серьезные нравственные, социально-психологические и эстетические проблемы. Девальвация ценностей духовной культуры, практически ведет к полной подмене их ценностями культуры материальной. В результате кризиса духовной культуры современный человек утрачивает способность видеть окружающий мир во всей сложности взаимоотношений и связей. Налицо искажение исторически сложившейся иерархии этических и эстетических ценностей, отказ от идеи объективных стандартов качества, фальсификация универсальных духовных ценностей истины, добра, красоты. Как следствие, наблюдается деградация и подчас исчезновение самой потребности в высокой культуре или отношение к ней как к культуре развлекательной. Существует прямая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом. Кризис духовной культуры, ведущей к эмоциональной бедности её носителей, влечет за собой этическую неразвитость людей. Трудно ждать ответственного поведения от духовно опустошенного и эмоционально ограниченного человека. Данная ситуация приводит к возрастанию значимости преподавания и усвоения гуманитарных дисциплин с раннего возраста. Еще Ушинский К.Д.считал, что «необходимо с раннего детства прививать человеку чувство прекрасного, доброго, эстетичного», создавая тем самым, его нравственный иммунитет [1]. Т.о. формирование эстетической компетентности личности в условиях современного развития общества приобретает острую актуальность. В этой связи, востребованными становятся курсы с богатым культурологическим и эстетическим содержанием, основанные на межпредметной интеграционной технологии. Интеграция усиливает педагогическое влияние на все стороны личности, гармонизирует ее развитие. Воздействие музыкальной культуры усиливается, литературным словом, дополняется и приобретает целостный образ с помощью средств художественной выразительности. В каждом ребенке уровень восприятия информации, напрямую связан с его психологическими особенностями. Так, дети аудиалы способны активно впитывать слуховую информацию, визуалы – зрительный или художественный образ. Условия работы в учебном классе, группе предполагают единовременное нахождение детей с различными способностями к восприятию в одной аудитории, что ведет к необходимости интегрирования различных методов воздействия на ребят.
Нами разработан интегрированный эстетический курс Ку.Кла (кукольная классика). Целью проекта Ку.Кла является ознакомление детей с культурой и эстетикой ряда исторических эпох и народов. Мы считаем важным увлечь детей в мир академического искусства с самого раннего возраста, оставить яркие впечатления о культуре. Дети воспринимают рассказы об искусстве как сказку, с удовольствием участвуют в «чудесах». Основополагающим принципом проекта является активное вовлечение ребят в действие, путем инсценировки сказок за ширмой, элементарном музицировании, участии в авторских играх, разработанных специально для Ку.Клы.
Каждый тематический раздел Ку.Клы делится на три части: ознакомительный, игровой, подготовительный. Ознакомительный период включает в себя показ кукольного мини-спектакля в стиле определенной эпохи, знакомство с музыкой, живописью, литературой, забавами, эстетикой одежды, поведения и речи. Игровая часть проекта – это собственно изучение ряда представленной информации. Подготовительный этап-это подготовка к празднику, которым завершается изучение определенной эпохи. Разрабатывается сценарий, определяются роли для каждого ребенка, назначаются помощники «режиссера» и проч. Каждый тематический раздел сопровождается авторскими играми и песнями. Рассмотрим, тематический раздел «Барокко» подробно, остальные темы-модули осветим обзорно.
Барокко
Первым тематическим разделом-модулем проекта мы сделали культуру эпохи барокко. По нашему мнению она наиболее близка к атмосфере сказочности. Какая девочка не мечтает побыть принцессой на настоящем балу, а мальчик, хоть ненадолго почувствовать себя рыцарем? Чудесная камерная музыка Баха, портретная живопись Д. Веласкеса, сказочные басни И. Крылова, пышные наряды, шляпы, веера, камзолы и реверансы – чудесная сказка из далекого прошлого, в которую учащиеся попадают по мановению волшебной палочки Чудесницы. (На наших занятиях педагог называет себя Чудесница. Постоянным атрибутом ее образа является волшебная палочка).
Занятия по тематике данного раздела включают в себя теоретический и практический виды деятельности, результатом которой становится «Бал в стиле барокко». Этот модуль включает в себя 28 занятий. Приведем краткое описание раздела.
Игровая (ознакомительная) часть начинается с показа кукольного мини-спектакля «Маша и медведь путешествуют во времени». Педагог прячется за ширму, надевает на руки куклы бибабо (Машу и медведя). Маша приветствует детей и зовет мишку, затем гаснет свет и звучит необычная (барочная) музыка. Кукольные персонажи удивляются происходящему вокруг, затем на интерактивной доске появляется репродукция картины Д. Веласкеса «Принц Бальтазар на охоте». Маша в недоумении: «Кто этот странный мальчик и почему всюду звучит непривычная музыка?» Музыкальным фоном служит Прелюдия И.С. Баха из I тома Хорошо Темперированного Клавира. Затем из-за ширмы выходит Чудесница – педагог и начинает рассказ о далеком времени, когда все носили пышные платья, камзолы, парики, веры и проч. По мере развертывания повествования вводится понятие «барокко». Затем Чудесница приглашает ребят за ширму для волшебного действа. Она касается детей волшебной палочкой и «превращает» их в дам и кавалеров (надевает на мальчиков шляпы, девочкам дает в руки веер). Занятие заканчивается игрой в «реверанс». Цель первой встречи – увлечь, заинтересовать детей яркими образами, необычной музыкой, показать, что академическое искусство может быть интересным и загадочным. Литературу эпохи барокко мы сочли целесообразным представить в виде басен И.А. Крылова. Яркие и поучительные сюжеты Крылова являются замечательными образцами русского литературного барокко. Содержание басен было отражено в разных формах (в виде кукольного спектакля за ширмой, с помощью мультипликации).
В ходе игрового раздела данной темы учащиеся закрепляют, усваивают полученную ранее информацию. Для запоминания картин Д. Веласкеса были изготовлены пазлы. Дети, запоминают полотна великого живописца в процессе собирания пазлов. Работу Рембрандта «Каменный мост» ребята изучают в ходе изготовления собственных «репродукций» данной картины. Для этого им раздается лист бумаги, разделенный на две части. На верху листа располагается изображение пейзажа Рембрандта, внизу – место для их собственной художественной работы. Сделанные на занятии «репродукции» раздаются домой для того, чтобы дети сделали декоративное оформление «репродукции». Учащиеся украшают свои работы с помощью кусочков фольги, делают рамочки из мелких ракушек, декорируют мост, изображенный на картине мелкими бусинками и проч. Все эти задания направлены на качественное запоминание пейзажа Рембрандта «Каменный мост».
Басни И.А. Крылова разыгрываются детьми за ширмой с помощью кукол, пересказываются, заучиваются наизусть. Помимо этого, детям предлагается сочинить другое окончание басни, придумать свой сюжет для новой басни, составить пантомиму, отражающую ключевой момент литературного произведения. К басням предлагается подобрать музыку соответствующего характера. Для этой цели прослушивается несколько ярких отрывков барочной музыки и выбирается наиболее подходящий по характеру музыкальный фрагмент. Ребятам предлагается нарисовать «настроение» музыкального оформления басни, сочинить современное музыкальное сопровождение к ней. Следующий вариант работы с литературным произведением - прочитывание басни в стиле рэп. Данный вид деятельности вызывает эмоциональный подъем учащихся, басня в ходе постановки «рэпового номера» многократно повторяется и качественно запоминается.
Музицирование происходит с использованием системы К. Орфа [2]. Дети с педагогом играют в «музыкальные часики». Чудесница исполняет на синтезаторе небольшую пьесу И.С. Баха «Волынка», учащиеся «отстукивают» музыкальный ритм на треугольниках. Затем педагог на синтезаторе включает функцию барабана, музыка приобретает динамичность, современный характер – ребята берут бубны, ложки, маракасы, трещотки и усиливают ритмическое сопровождение, внезапно все стихает, звучит тишина, а затем возвращается первоначальное изложение музыкального отрывка. Кроме того нами сочинена песня «Барокко», ритм которой соответствует ритму старинного придворного танца менуэт, литературный текст содержит ключевые понятия эпохи «Барокко». (Приложение 1). В хореографическом разделе данного модуля с учащимися разучивается танец менуэт.
Первое занятие подготовительного этапа тематического раздела начинается с обсуждения формы проведения праздника. Педагог предлагает сюжетную канву сценария. Назначает режиссера, ответственного за костюмы, распределяет роли. Модуль «Барокко» нами был завершен «балом в стиле Барокко». Все педагоги и ребята были одеты в костюмы, характерные для той эпохи. На стенах зала висели репродукции картин Д. Веласкеса, Рембрандта, музыкальное сопровождение к празднику осуществлялось струнным квартетом. Ключевыми персонажами сценария стали «гости» – И.С. Бах, И.А. Крылов и Д. Веласкес. Три великих мастера эпохи барокко спорили о том, кто из них самый известный. Дети показывали знания картин Д. Веласкеса, музицировали на музыкальные темы Баха, разыгрывали басни Крылова, давая тем самым понять «именитым гостям», что все они любимы и известны. Затем учащиеся пригласили «трех мастеров» на поляну роз, устроенную на пленэре. (В эпоху барокко вошли в моду прогулки на свежем воздухе, на пленэре). Половина актового зала была устлана лепестками роз, на которых разместились «гости» с ребятами. Бал завершился задуванием свечей.
Родителям было предложено отразить свои впечатления на свитках, с помощью гусиного пера и чернил. Нам представляется, что данная форма изучения культуры эпохи барокко интересна для детей, способствует усилению мотивации к занятиям академическими видами искусства.
Произведения, с которыми были ознакомлены ребята в ходе изучения тематического раздела «Барокко»:
- музыка: И.С.Бах Прелюдия до мажор из ХТК т.1, «Волынка» из Нотной тетради А.М. Бах, Вивальди Концерты «Весна», «Лето», Пахельбель Канон;
- литература: И.А. Крылов (русское барокко) басни «Мартышка и очки», «Квартет», «Мартышка и зеркало», «Стрекоза и муравей»;
- живопись: Д.Веласкес «Менины», «Портрет Маргариты Инфанты», «Принц Бальтазар на охоте», «Голова коня», Рембрандт «Каменный мост»;
- хореография: постановка менуэта;
- эстетика поведения: приветствие и прощание реверансами, рыцарский турнир, прогулка на пленэре;
- эксклюзивные проекты: пазлы по картинам Веласкеса, авторская песня «Барокко», авторская дидактическая игра «Путешествие в замок».
Классика
Тематический раздел включает 26 занятий.
Произведения, с которыми были ознакомлены ребята в ходе изучения тематического раздела «Классика»:
- музыка: В. Моцарт, Л. Бетховен, Й. Гайдн;
- литература: Ломоносов, Г.Андерсен;
- живопись:Н. Пуссен, К. Брюлов;
- хореография: постановка вальса;
- эстетика поведения: прием в салоне, организация литературно-музыкальной гостиной, игра в музыкальный квартет;
- обстоятельства эпохи: мультфильм «Маленький Моцарт»;
- история классического костюма.
Романтизм
Тематический раздел включает 30 занятий.
Произведения, с которыми были ознакомлены ребята в ходе изучения тематического раздела «Романтизм»:
- музыка:Ф. Шопен, Ф. Шуберт, П.И. Чайковский, Мендельсон, М.И. Глинка;
- литература: А.С. Пушкин;
- живопись:Э. Делакруа,Ф. Гойя;
- хореография: вальс, полонез;
- эстетика поведения: кукольная свадебная церемония, история возникновения рукопожатия,
- история куклы
Нано-калейдоскоп (Современное искусство)
Тематический раздел включает 28 занятий.
Произведения, с которыми были ознакомлены ребята в ходе изучения тематического раздела «Нано-калейдоскоп»:
- музыка: С.Прокофьев, А.Хачатурян, Р.Яхин;
- литература: Паустовский, Барто, Олеша, Линдгрен,Сент-Экзюпери;
- живопись: импрессионисты (К. Моне), песочная живопись, Ван Гог, С. Дали, Малевич, поп-арт;
- хореография: мини-балет в современном стиле, хореографическая зарисовка на предлагаемые темы (радость, печаль, боль, милосердие и проч.), рок-н-рол, элементы брейк-данса;
- эстетика поведения:игра-беседа «Что такое слэнг?»;
- импровизация: сочиняем РЭП на известные детские стихи, рисуем «квадраты Малевича»;
- песочная анимация;
- театр теней;
- история маски.
Проект Ку.Кла проходит апробацию в ЧОУ ПЦЦРД «ЕГОЗА» г.Казани, его автором является сотрудник данного учреждения педагог музыкально-эстетического развития Максимова В.Р.
Мы надеемся, что эстетический курс Ку.Кла станет для учащихся своеобразным «зернышком» из которого впоследствии вырастет чудесное дерево любви к культуре и искусству.
Приложение 1.
БАРОККО
Сл. и муз. Максимовой В.Р.
Хотим рассказать Вам о том, как на свете
Все жили в эпоху барокко.
Что люди смотрели, о чем они пели
Про что говорили не громко.
Припев: Бах и Вивальди, Веласкес, Крылов.
Все их творенья понять каждый мог.
Встретившись где-либо в урочный час
Делали сразу они реверанс.
Дамы носили пышные платья,
Маленький веер в руках.
А кавалеры были прекрасны
В шляпах, в больших сапогах.
Припев:
В праздничный вечер, приехав на бал,
Каждый из них менуэт танцевал.
А утомившись, ночною порой
Слух их пленялся кларнета игрой.
Припев:
Литература:
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.- М.: Педагогика, 1974. – т.I – 584 с. – т.II – 440 с.
Леонтьева О. Карл Орф. – М.: Музыка, 1964. – 160 с., нот. илл.