Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка ГБОУ Детского сада №659 города Москвы
Авторы: Аленкина Жанна Руслановна, Токарев Алексей Алексеевич, Данилова Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 7099 раз
Библиографическое описание:
Аленкина, Ж. Р. Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка ГБОУ Детского сада №659 города Москвы / Ж. Р. Аленкина, А. А. Токарев, Е. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2499/ (дата обращения: 16.11.2024).
- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- обучение родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
- ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения.
4. Контингент детей
В ЦИПР принимаются дети в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, не посещающие государственное образовательное учреждение.
5. Расписание занятий в ЦИПР
Центр игровой поддержки ребенка осуществляет свою работу 3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница
6. Длительность игровых сеансов и наполняемость групп.
Возраст |
Количество детей |
Длительность занятий |
1год – 1год 6 мес. |
8 |
1 час |
1год 6мес.- 2 года |
8 |
1 час |
2 – 3 года |
8 |
1час |
7. Порядок зачисления ребенка и работы с родителями ЦИПР
Помощь оказывается бесплатно. Родители получают консультацию в ЦИПРе, также с родителями или лицами, их заменяющими, которые будут посещать игровые сеансы, проводится беседа о правилах работы ЦИПР, о взаимных правах и обязанностях, заключается договор. Родители, пришедшие на прием в ЦИПР с ребенком, заполняют помимо регистрационного листа анкету для родителей. На основании полученных сведений специалист подбирает наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендует необходимую педагогическую и психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка, проводит обучение коррекционным и развивающим играм
8. Актуальность создания Центра игровой поддержки ребенк
-Увеличение очередности в ДОУ.
-Потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим ДОУ.
-Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
-Недостаточная информированность родителей в области современных игровых средств, предлагаемых на российском рынке и критериях их отбора.
-Отсутствие целенаправленного обучения родителей способам применения различных видов игровых средств и оборудования (ИСО), организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми.
9. Организация деятельности ЦИПР включает в себя следующие этапы:
мотивационный – установление эмоционального контакта между специалистами ЦИПР, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий каждого специалиста;
концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для каждого специалиста, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции специалистов относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов;
проектный – разработка проекта программы игровой поддержки ребенка на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы всех участников образовательного процесса;
реализация проекта – практическая реализация программы игровой поддержки развития;
рефлексивно-диагностический – завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию программы игровой поддержки развития перехода на следующую ступень развития.
Форма работы: консультации, обследование, диагностика, индивидуальные занятия, группы, подгруппы, лектории, семинары (теоретические и практические).
Привлеченные специалисты: старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, медсестра и помощник воспитателя. 11. Программы и технологии, используемые при организации воспитательно – образовательной работы ЦИПР
Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Разделы программы |
Название технологий, пособий |
Физическое воспитание |
В.А. Шишкина «Движение + движение» М.
«Просвещение» 1992г. |
Умственное воспитание |
А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми
2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» -М.:
Книголюб, 2003г. |
Художественная литература |
О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим
дошкольников с литературой» М. «Сфера»
1998г. |
Художественно-эстетическое воспитание |
Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей
2-4 лет рисованию, лепке, аппликации» |
Игра |
Н.М.Смертакова. Игра как средство социальной
адаптации дошкольников.- Санкт – Петербург. Детство –
Пресс, 2009 |
Работа с семьей |
К.Ю.Белая «От сентября до сентября» –
М., Школьная пресса,2008 |
12. Тематическое планирование
Исходя из индивидуальных и возрастных особенностей детей, посещающих ЦИПР, разработать универсальный тематический план занятий по программе ЦИПРа невозможно. Для каждого ребенка или группы детей составляется индивидуальный тематический план.
12.1 Разработка индивидуальной программы работы с ребенком
Специалисты ЦИПР разрабатывают индивидуальную программу игрового сопровождения развития ребенка в соответствии с заключениями специалистов: старшего воспитателя, педагога-психолога. Программа рассчитана на общий развивающий эффект всех параметров в соответствии с возрастом. Таким образом, при необходимости коррекции развития ребенка на основании диагностических данных в программу вводятся методики, позволяющие развивать в первую очередь отстающие параметры.
13. Проведение игровых сеансов
Во время игровых сеансов специалисты ЦИПР проводят консультации по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.
Занятия в группе направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а также развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.
Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.
На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).
Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.
13.1 Алгоритм проведения игровых сеансов
Игровой сеанс в ЦИПР объединяет несколько видов деятельности детей единой темой, и имеют определенный алгоритм. Для детей раннего возраста важно следовать этому алгоритму. Это имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одной деятельности к другой, к началу и окончанию игрового сеанса.
Предлагаем следующий алгоритм:
приветствие;
знакомство с новым персонажем;
взаимодействие с персонажем в игре;
творческая продуктивная деятельность;
подвижная игра;
игровая деятельность по инициативе ребенка;
музыкальные игры;
прощание.
14. Условия реализации программы
В материально-техническом плане: работа ЦИПР осуществляется в специально оборудованном помещении, оснащенном необходимой мебелью, техническими средствами, игровыми зонами с играми и игрушками для детей.
В методическом плане: психолого-педагогическая литература, диагностический материал, документация по консультативному пункту.
15. Работа с родителями
В рамках данной программы специалисты обеспечивают проведение игровых сеансов, семейных праздников, ознакомление с современными игровыми средствами, проведение тренингов и семинаров, консультирование родителей;
Консультирование родителей проводится по запросу родителей и может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме
16. Формы проведения итогов реализации программы
По итогам реализации программы предполагается оформление письменных отчетов специалистами ЦИПР с выводами и предложениями по совершенствованию работы, возможна организация «круглого стола» по обмену опытом со специалистами других детских образовательных учреждений.
17. Способы взаимодействия специалистов в ЦИПРе
В работу с ребенком и семьей в рамках программы были вовлечены все специалисты. В каждом конкретном случае определялся ведущий специалист, т.е. тот специалист, который отвечает за составление индивидуального плана работы с ребенком, семьей. Каждый специалист привлекает в свою работу других специалистов. В групповых формах работы с несколькими детьми или семьями могли участвовать от одного до двух специалистов разного профиля.
18. Методы и средства контроля эффективности программы
Эффективность программы Центра игровой поддержки ребенка проверяется практическими способами: проверка журнала приема и рабочего журнала специалистов, отзывами родителей о работе ЦИПРа. Работа Центра игровой поддержки ребенка контролируется заведующей и старшим воспитателем данного детского сада.
19. Ожидаемые результаты работы в ЦИПРе
Наши занятия рассчитаны на целый учебный год. Но уже через несколько месяцев мы замечаем, что:
ребенок приходит на занятия с удовольствием;
ребенок хочет и умеет контактировать со сверстниками;
ребенок стал использовать в общении больше жестов и слов;
игра малыша изменилась, стала сложней, появился сюжет. Например, если раньше он просто катал машинку на веревочке, то теперь его грузовик перевозит кирпичи для постройки гаража;
ребенок начал играть самостоятельно, и, что очень важно, может довольно долго играть только с одной игрушкой;
малыш принимает участие в уборке игрушек;
ребенок пытается сдерживать свои импульсы, желания, учится приспосабливать их к правилам группы;
ребенок дожидается свой очереди в игре, умеет слушать.
Литература:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Методический сборник. Консультативный пункт и Центр игровой поддержки ребенка в системе дошкольного образования города Москвы 2009.
Образовательная программа по консультативному пункту детского сада №659 [Текст] / А. А. Токарев [и др.] // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 465-468.
3.www. ds1556.mskobr.ru
4.www. dsovp1725.mskzapad.ru
5.www. sad690.mirastem.ru