Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста
Автор: Сафиуллина Римма Ильдаровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 3221 раз
Библиографическое описание:
Сафиуллина, Р. И. Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста / Р. И. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2515/ (дата обращения: 16.11.2024).
Реалии развития современного российского общества указывают на серьёзные проблемы связанные с духовно-нравственной стороной воспитания подрастающего поколения. Особенно поражает резкий рост количества преступления, насилия в школах, проявление девиантного поведения.
В сложившейся не простой ситуации необходимо понять, что в числе важнейших функций школьного образования должно стать не только получение знаний и механическая зубрёжка, а, самое главное, помощь в духовном росте развивающейся личности, показать путь к себе, научить духовному самосовершенствованию. Подрастающему члену современного российского общества надо указать на необходимость ориентироваться в жизни, прежде всего, на общечеловеческие духовные ценности, а не на свои эгоцентрические по характеру и биологические по природе. В связи с этим, развитие ценностно-смысловой сферы детей школьного возраста, воспитание высококультурной личности, обладающей активной гражданской позицией, стремлением к самореализации носят не просто актуальный, но и социально-значимый характер.
Многие авторы (Н.Ю. Самыкина, М.Е. Серебрякова, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.), которые занимались изучением ценностно-смысловой сферы личности, указывали на её особую роль в структуре сознания и деятельности. С одной стороны, ценностно-смысловые ориентации прививаются человеку социумом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменения или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые социумом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт человеку энергию для её реализации, делая её приоритетной. Как известно, отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение человека или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным. Неопределённость личностных смыслов мешает человеку занять своё место в социальной системе, что в свою очередь, ещё более дезорганизует их.
Так, ценностно-смысловая сфера является ядром, центральным образованием личности, воздействуя в целом на поведение человека в каждой конкретной ситуации и определяя общую направленность его жизни, помогая человеку осмысливать своё существование и окружающие его явления, мир в целом.
Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни. Ее содержание может меняться под влиянием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.
Процесс воспитания ребёнка, по своему содержанию может быть охарактеризован как развитие его личности и мировоззрения. По словам Л.С. Выготского, личность формируется как целое, только тогда, когда овладевает той или иной формой поведения, а мировоззрение характеризует всё поведение человека в целом, в его культурной части по отношению к внешнему миру [2, с.161-165].
Как подчеркивает Ж. Пиаже, более устойчивая форма личности и мировоззрения у ребёнка появляется в школьные годы, ребёнок школьного возраста является и гораздо более социализированным и индивидуализированным существом. Только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта растёт, оформляется личность ребёнка [4]. По утверждению Р.С. Немова, именно в младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь [3, с.56].
Так, ребёнок младшего школьного возраста (от 6-7 до 10-11 лет) – переходит на новый уровень развития, становится самостоятельным, усваивает правила и нормы общения, а так же у него закрепляется мотив достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства.
Анализ имеющейся литературы в области развития и воспитания личности ребёнка показывает, что начало активного формирования ценностно-смысловой сферы у детей приходится на период активных изменений в личности 7-10-лет. Те личностные новообразования, которые появляются в младшем школьном возрасте и представляют собой единый комплекс свойств и качеств личности, приводящий к изменениям в сознании, являются основой развития ценностно-смысловой сферы. Таким образом, мы считаем целесообразным начинать развитие ценностно-смысловой сферы именно в младшем школьном возрасте.
Обучение ребенка в школе дает возможность включения его в разнообразную практическую, социально значимую деятельность, именно через деятельность человек осваивает накопленный обществом опыт, в деятельности проявляются его знания и поведенческие навыки. Поэтому только активная практическая деятельность приводит к возможности развития ценностно-смысловой сферы, а также способствует формированию всех ее компонентов.
В младшем школьном возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-эстетической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Так, видно, что главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы созидательного отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы, что указывает на предпосылки развития ценностно-смысловой сферы.
Обращаясь к историческому опыту воспитания подрастающего поколения, мы обнаруживаем, что дети находились в постоянном контакте с художественным творчеством в его естественных бытовых условиях и осваивали народный музыкально-поэтический язык в процессе приобретения жизненного опыта. Музыкально-поэтический фольклор, народные песни служили средством общения в процессе трудовой, обрядовой, ритуальной и эстетической деятельности. Музыкальные игры готовили их к взрослой жизни и развивали творческие способности, физические возможности.
Конечно, каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитанием ребенка. Однако, во все времена, обращали внимание на то, что музыкальные занятия формируют у ребенка те положительные чувства, ту этическую сторону, без которой человеку обойтись невозможно. Без музыки невозможно развитие полноценной личности.
Так почему же в настоящее время современное общество забывает о традициях и многовековом опыте? В последние годы наблюдается недооценка и принижение роли ценностей культуры и искусства в жизнедеятельности человека. В значительном количестве современных российских школ отсутствует дух высокой музыкальной культуры, атмосфера художественного творчества, воспитывающая и развивающая музыкальная среда, а некоторые школы просто отказываются от предмета «музыка» ссылаясь на то, что в этом предмете нет необходимости, по предмету «музыка» нет единого государственного экзамена. Быть может именно здесь и кроется ответ на вопрос о низком нравственно-эстетическом развитии подрастающего поколения.
Учёные-психологи (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Е.П. Крупник, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.) сходятся во мнении, что искусство обладает универсальностью воздействия на личность во всех направлениях. Музыка в пласте искусства занимает особое место благодаря её комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. В связи с этим можно говорить о важности музыкального воспитания личности, его значение для развития общих психических свойств, таких как мышление, воображение, внимание, память, воля; для эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости; ценностных идеалов, в системе воспитания личности в целом.
Особенности музыкального искусства, его художественно-образная природа отвечает как нельзя лучше личностным потребностям ребёнка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предмета музыки в начальных классах. Уроки музыки и внеклассные музыкальные мероприятия должны быть ориентированы не столько на сумму знаний, обучения основам музыкальной грамоты, сколько на приобщение, к музыкальной деятельности, оптимизацию эмоционально-ценностного потенциала, на становление личности ребёнка.
Музыкальное искусство в воспитании младшего школьника играет особую, ничем не заменимую роль, и эта особенность вытекает прежде всего из того обстоятельства, что любое произведение искусства в самом себе содержит нравственное начало. В музыке нравственное содержание – воспевание добра и осуждение зла – является, можно сказать, смыслом его существования, основной силой его воздействия.
Таким образом, можно утверждать, что музыка – один из доступных, интересных и важнейших видов деятельности детей, которое обладает огромным воспитательным и развивающим потенциалом и способствует развитию их творческих способностей, формированию кругозора, воспитанию эстетических интересов, вкусов, потребностей и, в целом, развитию личности.
Влияние музыки непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине; хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства; жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски.
Как подчёркивают педагоги и психологи, влияние музыки на формирование личности ребенка, развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие личности ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.
Так, в процессе формирования у учащихся умений и навыков различать эмоциональную выразительность музыкального произведения по тембру, регистру, динамике звучания инструментов, мимике и движениям исполнителя, происходит развитие их способности слушать и различать интонации, краски, характеры произведений, замечать настроение окружающих, их внутреннее состояние. У детей пробуждается чувство сострадания, желание прийти на помощь, т.е. формируются основы ценностно-смысловой сферы личности.
Высокохудожественные музыкальные произведения классической и современной академической музыки, фольклора, на которых базируются нравственные социокультурные ценности общества, способны оказать благотворное влияние на развитие ценностно-смысловой сферы младших школьников. Поэтому одним из факторов освоения и разработки механизмов влияния музыкального воспитания на формирование ценностно-смысловой сферы является ориентирование младших школьников на истинные социокультурные ценности в инструментальной и вокальной музыки.
Таким образом, ресурсы влияния музыкального воспитания, на развитие ценностно-смысловой сферы младших школьников поистине огромны, но в современном социокультурном мире используются не в полной мере. Воспитывая школьников, мы одновременно улучшаем и социокультурную среду общества.
Литература:
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 151с.
Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 161-165с.
Немов Р.С. Психология: в 2 т. – М., 1994. – Т.2. – 496 с.
Hetherington E.M., Parke R.D. Child Psychology: a contemporary view point. 5th ed. New York: Mc Craw-hill College, 1999.