Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе
Авторы: Топаков Руслан Сергеевич, Сметанникова Юлия Борисовна, Козырева Ольга Анатольевна, Шварцкопф Елена Юрьевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 583 раза
Библиографическое описание:
Топаков, Р. С. Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе / Р. С. Топаков, Ю. Б. Сметанникова, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2539/ (дата обращения: 19.12.2024).
- Современное воспитательно-образовательное
пространство и антропологическая среда, создающие условия для
обучения и самообучения студентов в конце XX
века, получили одно из самых гибких средств обучения и самообучения
– электронные учебники. Система обучения и самообучения
студентов при использовании ресурсов образовательных сайтов
учреждений может гибко строить свои планы и программы в соответствии
с потребностями, возможностями и системой ограничений как самого
субъекта обучения и самообучения, так и социально-педагогического
пространства.
- Электронный учебник «Социальная педагогика» – одно из средств фасилитации формирования компетенций будущих педагогов по физической культуре в Кузбасской государственной педагогической академии и Новокузнецком училище (техникуме) олимпийского резерва, данный учебник исследовался с использованием анкет-опроса, в ходе которого было результативным то положение, что все составные анализа в среднем своем значении были более 70 % (в опросе принимало участие 50 человек, случайно выбранных с факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, 50 человек, случайно выбранных с естественно-географического факультета Кузбасской государственной педагогической академии), а это говорит о состоятельности разработки и востребованной, и значимой, и доступной, и эстетичной, и пр.
- Культура, ее норма и отношения, правила и модели подвигают нас в свободном образовательном пространстве моделировать новые средства обучения. Одним из этих средств является электронный учебник. В таком контексте выбор направления исследования отражает потребность социального, воспитательно-образовательного пространства и самих студентов, включенных в деятельность и общение в системе спузовского и вузовского образования.
- Анкета-опрос состояла из следующего материала:
- Электронный учебник «Социальная педагогика» – одно из средств фасилитации формирования компетенций будущих педагогов по физической культуре в Кузбасской государственной педагогической академии и Новокузнецком училище (техникуме) олимпийского резерва, данный учебник исследовался с использованием анкет-опроса, в ходе которого было результативным то положение, что все составные анализа в среднем своем значении были более 70 % (в опросе принимало участие 50 человек, случайно выбранных с факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, 50 человек, случайно выбранных с естественно-географического факультета Кузбасской государственной педагогической академии), а это говорит о состоятельности разработки и востребованной, и значимой, и доступной, и эстетичной, и пр.
Электронный учебник «Социальная педагогика»
Выполнен: Топаковым Русланом Сергеевичем
Размещен: на сайте Kuzspa.ru в разделе «Научные публикации» (http://www.kuzspa.ru/science-work/nauchn-publikacii/uchebnye-posobiya)
Научный руководитель: к. п. н., доцент Козырева О.А.
Опрос
-
Фамилия Имя
Отчество
- Учебное заведение
- Факультет
- Курс Группа
- 1. Выскажите свое мнение относительно изучения дидактического материала в электронных учебниках.
- 2. Как вы оцените по 10-балльной шкале электронный учебник «Социальная педагогика»? Ненужное вычеркнуть или обвести необходимое количество баллов.
- - целостность материала 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - структурированность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - наличие необходимых гиперссылок и кнопок 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - дидактический тест 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - идентичность текстовому варианту 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - возможность использования дидактического материала на лекциях в аудитории для обучения, а также для фронтального опроса студентов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - эргономичность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - эстетичность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - социальная востребованность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - профессиональная востребованность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - уникальность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - возможность модификации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - возможность цитирования 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - оригинальность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - своевременность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- - современность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- 3. Выскажите свое пожелание для дальнейшей разработки электронных учебников и дополнения и переработки этого.
- Благодаря такой структуре были выявлены особенности дополнения и трансформации дидактического материала в учебнике.
- Проблемы современного обучения и самообучения лежат в поле низкой мотивации учения как главной составляющей в структуре формирования компетенций и компетентности будущего специалиста.
- Современная система реконструкции качества и предметного содержания профессионально-педагогических дисциплин социально-педагогическое знание в стандарте третьего поколения в своих составных частях раздробило на два курса – это курсы «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика». Сложность изучения материала в сравнении со стандартами второго поколения состоит в том, что дисциплины «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образование» изучаются в двух курсах-дисциплинах, суммарное количество часов на которые выделяется менее прежнего, а педагогика – это наука, кроме того, одна из нелегких наук, т.к. на базе знаний, умений, компетенций, моделей профессиональной деятельности и общения создаются условия для оттачивания мастерства или искусства планирования и организации полисубъектных отношений, фасилитирующих включение подрастающего поколения в систему взаимоотношений в микро-, мезо-, макросредах, предопределяющих исход социализации, адаптации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования и пр.
- Кроме того, теперь есть еще одна сложность, которая заключается еще в способе обучения нескольких курсов в одном, а уровень сформированности культуры самостоятельной работы студентов не всегда тот, который обеспечивает возможность самообучения и самообразования, фасилитирующих включение в социально-профессиональные отношения будущих педагогов-мастеров своего дела.
- Так электронные учебники, с одной стороны, создают предпосылки для качественного, гибкого обучения и самообучения студентов, а с другой стороны, тормозят возможности продуктивной педагогики, т.к. в структуре электронного учебника, как и в классическом учебнике, предусмотрены два уровня знаний – репродуктивного и продуктивного, но, к сожалению, проверить продуктивный уровень формируемых знаний, умений, компетенций может только педагог, хотя все структуры методологического знания, предопределяющие формирование культуры самостоятельной работы будущих педагогов представлены и в такого рода учебниках.
- Данный учебник содержит материал для фронтального изучения и контроля (дидактический тест), кроме того, есть возможность его своевременной переработки – дополнения, уточнения, углубления и пр. дидактического материала, он доступен каждому желающему – можно бесплатно и легко скачать с сайта Кузбасской государственной педагогической академии.
- Учебное заведение
- Электронный учебник – одно из средств
современной педагогической теории и практики, его одного в структуре
гносеолого-герменевтического конгломерата не достаточно, но мы
попытались создать адекватный аналог электронного ресурса, чтобы
обеспечить студентов-педагогов в разнообразии взглядов и
представлений на проблему социально-педагогического знания.
Электронный учебник «Социальная педагогика» уникален,
т.к. нет аналога в практике изучения данного курса в педагогических
вузах и спузах. Мы не претендуем на единственно верное решение
проблемы обучения и самообучения, формирования культуры
самостоятельной работы студентов и педагогов, наша работа
всего-навсего – попытка представления классических данных [1]
в данные электронных ресурсов, фасилитирующих адекватное
формирование компетенций будущих педагогов в структуре изучения
курса «Социальная педагогика».
- Литература:
- Козырева, О.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.