Особенности социализации, саморазвития и самореализации девушек в легкой атлетике
Авторы: Логачева Наталья Викторовна, Соболевская Евгения Петровна, Козырева Ольга Анатольевна, Сметанникова Юлия Борисовна, Шварцкопф Елена Юрьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 322 раза
Библиографическое описание:
Особенности социализации, саморазвития и самореализации девушек в легкой атлетике / Н. В. Логачева, Е. П. Соболевская, О. А. Козырева [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2540/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Возможности современной педагогической науки и
практики в контексте построения и реализации моделей социализации,
саморазвития и самореализации девушек вызывает интерес, а опыт
создания условий для организации данных процессов в легкой атлетике,
несомненно, иллюстрирует богатство арсенала педагогического
мастерства тренеров-преподавателей по легкой атлетике. Хотелось бы
отразить условия позитивного саморазвития, социализации и
самореализации в системе принципов социально-педагогического
взаимодействия, фасилитирующих включение девочек-подростков и
девушек в систему социальных и профессиональных отношений,
рассматриваемых нами с позиции формирования культуры самостоятельной
работы, информационной культуры, культуры социально-педагогических
отношений (будущие педагоги по физической культуре), общей и
профессиональной культуры, предопределяющих становление личности в
микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Итак, система принципов
социально-педагогического взаимодействия представляет собой ничто
иное, как вектор социализации, саморазвития и самореализации в
микро-, мезо-, макро- и мегавзаимоотношениях личности и среды
определенного масштаба. Все начинается с микросреды. Рождается
ребенок и этот ребенок впитывает все нюансы социальных отношений в
своём неустанно пополняемом социальном опыте, ситуативно и
личностно, социально и средово корректируемом. Если ребенок
развивается в благоприятной социальной среде его успешность и
востребованность в социальном пространстве не взывает сомнения, а
если ребенок воспитывается в неблагоприятной социальной среде, где
он никому не нужен, от него в разных смыслах отворачиваются и
родители, и педагоги, и знакомые – он поставлен на грань
асоциального поведения, в таком конгломерате несостоятельности
социального пространства происходит становление личности, которая
деформирована жестким разграничением желанного и нежеланного,
красивого и безобразного, необходимого и невостребованного и пр.,
единственное решение данного явление – поиск модели
саморазвития, самореализации и социализации. Одним из таких
направлений является спорт, а одним из видов спорта является легкая
атлетика. Не будем заострять внимание на категориальных дефинициях,
рассматриваемых в работе, а попытаемся отразить сложную
(иерархическую или разветвленную) систему принципов
социально-педагогического взаимодействия:
- 1. Принцип реализации идей гуманистической педагогики «Учить всех и всему» через призму научности, доступности, системности, систематичности, последовательности, прочности, учета индивидуальных особенностей личности, природосообразности, культуросообразности.
- 2. Принцип оптимизации процесса социально-педагогического взаимодействия в контексте ситуативного, дихотомически и диалектически, синергетически и субъектно корректируемого выбора совокупности методов, приемов, средств, форм, технологий организации профессиональной и профессионально-педагогической деятельности, социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах:
- - принцип минимизации затрат в социобиокультурной системе как ресурса антропологического пространства в самосохранении личности, включенной в различные виды деятельности и общения;
- - принцип оптимального сочетания традиционного и инновационного в выборе решения противоречий здоровьесбережения и высоких результатов в спорте;
- - принцип социально, личностно и профессионально оправданных с точки зрения совокупности представлений педагогики и психологии о возможностях и необходимости побед, вершин саморазвития, реализации методической работы в структуре занятий спортом (легкой атлетикой).
- 3. Принцип фасилитации становления личности в спорте и физической культуре при учете аксиологических и акмеологических основ в формировании педагогических задатков и способностей личности, включенной в поиск решения выявляемых противоречий, социализацию, самореализацию и саморазвитие в спорте и общении, учебе и науке, искусстве и культуре.
- 4. Принцип активизации личности и опоры ее на высокие достижения в спорте как одном из видов и механизмов, средств и условий социализации и самореализации:
- - принцип реконструкции социального опыта в системе личностно и социально обусловленных факторов и тенденций развития общества и общественных отношений, модернизации системы образования, культуры и спорта, учета ресурсов социальных институтов и политики государства в пропаганде здорового образа жизни, популяризации видов спорта;
- - принцип формирования активной жизненной позиции в формировании мотивации деятельности и общения, уровня притязаний, самооценки и модели самоопределения и самореализации.
- 5. Принцип единства социализации, саморазвития и самореализации личности в современном социальном пространстве:
- - принцип социальной значимости и востребованности личности в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, системно способствующих осознанию уникальной природы человека и мультисредового конгломерата, создающего личность в различных ее феноменологических явлениях, процессах, практиках и ресурсах;
- - принцип единства построения основ социализации, саморазвития и самореализации;
- - принцип перехода от воспитания, обучения, развития к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию;
- - принцип организации досуга и зрительности в спорте как основы позитивного построения социального опыта, фасилитирующего гносеолого-герменевтические, аксиолого-акмеологические, профессионально-педагогические механизмы становления личности.
- Итак, саморазвитие и самореализация связаны с моделями, функциями, типами, условиями, тенденциями и пр. социализации личности. Рассмотрим распределение данных анкетного материала [1], проведенного со спортсменами-легкоатлетами в женской гендерной выборке респондентов города Н***. Всего в анкетировании было задействовано 130 человек – это вся совокупность занимающихся на легкоатлетическом манеже, из них нас будут интересовать 79 обучающихся (девушки). Таблицы 1-15 содержат материал об абсолютном и относительном распределении исследуемых явлений у девушек, занимающихся легкой атлетикой.
- 1. Принцип реализации идей гуманистической педагогики «Учить всех и всему» через призму научности, доступности, системности, систематичности, последовательности, прочности, учета индивидуальных особенностей личности, природосообразности, культуросообразности.
Таблица 1
Место учебы/ |
СОШ, ООШ |
Система НПО, СПО |
Вузы |
Спорт – работа |
Количество, чел. |
71 |
5 |
2 |
1 |
Относительный результат, % |
89,87 |
6,33 |
2,54 |
1,26 |
Таблица 2
Продолжительность занятий л/а |
Меньше года |
От года до двух лет |
От 2-х до 4-х лет |
Более 4 лет |
Количество, чел. |
43 |
25 |
6 |
5 |
Относительный результат, % |
54,43 |
31,65 |
7,59 |
6,33 |
Таблица 3
Какие достижения в л/а Вы имеете? |
Нет разрядов |
Есть разряды |
Количество, чел. |
23 |
56 |
Относительный результат, % |
29,11 |
70,89 |
Таблица 3.1
Достижения в л/а (разряды) |
Город |
Область |
Регион |
Россия |
КМС |
МСМК |
Количество, чел. |
31 |
18 |
6 |
6 |
3 |
1 |
|
50,82 |
29,51 |
9,84 |
9,84 |
4,92 |
1,64 |
|
39,24 |
22,78 |
7,59 |
7,59 |
3,8 |
1,27 |
Таблица 4
Кто порекомендовал заниматься л/а? |
Педагоги |
Родители и другие родственники |
Друзья |
Сам и другие лица |
Переход из другого вида спорта |
Количество, чел. |
25 |
22 |
22 |
10 |
нет |
Относительный результат, % |
31,65 |
27,85 |
27,85 |
12,65 |
0 |
Таблица 5
Что Вам нравится в л/а? |
Что-то нравится |
Нейтрально |
Нет любимого в л/а |
Количество, чел. |
79 |
0 |
0 |
Относительный результат, % |
100 |
0 |
0 |
Таблица 6
Что Вам не нравится в л/а? |
Не нравится |
Нейтрально |
Нет нелюбимого в л/а |
Количество, чел. |
12 |
14 |
53 |
Относительный результат, % |
15,19 |
17,72 |
67,09 |
Таблица 7
Какими видами спорта Вы занимались кроме л/а? |
Л/а – единственный вид спорта |
2 вида спорта |
Количество, чел. |
28 |
51 |
Относительный результат, % |
35,44 |
64,56 |
Таблица 8
Чем Вы занимаетесь в свободное время? |
Спорт |
Учеба |
Помощь |
Культура |
Чрезмерно занят |
Отдыхаю |
Количество, чел. |
53 |
53 |
3 |
5 |
10 |
8 |
Относительный результат, % |
67,09 |
67,09 |
3,8 |
6,33 |
12,65 |
10,13 |
Таблица 9
Количество тренеров |
1 |
2 |
3 |
Количество, чел. |
56 |
18 |
5 |
Относительный результат, % |
70,89 |
22,78 |
6,33 |
Таблица 10
Что Вы знаете об истории л/а? |
Ничего |
Мало |
Много |
Количество, чел. |
41 |
25 |
13 |
Относительный результат, % |
51,9 |
31,65 |
16,45 |
Таблица 11
Ваши любимые предметы в школе |
Количество, чел. |
Относительный результат в выборке, % |
Биология |
12 |
15,19 |
География |
2 |
2,54 |
ИЗО |
16 |
20,25 |
Иностранный язык |
5 |
6,33 |
Информатика |
5 |
6,33 |
История |
11 |
13,92 |
Литература |
14 |
17,72 |
Математика |
28 |
35,44 |
Музыка |
10 |
12,65 |
ОБЖ |
4 |
5,06 |
Обществознание |
5 |
6,33 |
Русский язык |
26 |
32,91 |
Технология |
7 |
8,86 |
Труд |
1 |
1,26 |
Физика |
12 |
15,19 |
ФК |
56 |
70,89 |
Химия |
4 |
5,06 |
Черчение |
2 |
2,54 |
Нет любимых предметов |
2 |
|
- Следует обратить внимание на появление результатов, приведенных в таблицах 11, 12, выделенных фоном, с данными девушками необходимо работать в социальном конгломерате непринужденных бесед, игр, библиотерапии, арт-терапии и прочих методов и средств современной психолого-педагогической системы научного знания, фасилитирующих поиск своего «я», реконструкции модели самореализации, самосохранения, самоопределения и социализации.
Таблица 12
Вы считаете себя успешным человеком? |
Да |
Нет |
Нет ответа |
Не очень, не знаю |
Количество, чел. |
52 |
|
0 |
17 |
Относительный результат, % |
65,83 |
|
0 |
21,52 |
Таблица 13
Занятия легкой атлетикой одобряют ваши родители и друзья/подруги? / причина ответа |
одобряют |
нет |
Пропуск ответа |
|||
|
% |
|
% |
|
% |
|
Польза здоровью |
18 |
22,78 |
0 |
0 |
1 |
1,26 |
Спорт – это круто |
4 |
5,06 |
0 |
0 |
||
Это интересно, это нравится |
10 |
12,65 |
0 |
0 |
||
«Да» без объяснения |
34 |
43,04 |
0 |
0 |
||
Не знаю |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Дисциплина |
2 |
2,54 |
0 |
0 |
||
Занятость |
4 |
5,06 |
0 |
0 |
||
Так хотят родители |
2 |
2,54 |
0 |
0 |
||
Нет |
0 |
0 |
4 |
5,06 |
Таблица 14
У Вас есть друзья или подруги, занимающиеся л/а? |
Да |
Нет |
Количество, чел. |
78 |
1 |
Относительный результат, % |
98,74 |
1,26 |
Таблица 15
Что бы Вы порекомендовали тому, кто сомневается в выборе л/а своим видом спорта? |
Да |
Нет |
Нет ответа |
Затрудняюсь |
Количество, чел. |
70 |
1 |
5 |
3 |
Относительный результат, % |
88,61 |
1,26 |
6,33 |
3,8 |
- Мы показали особенности и необходимость социализации, саморазвития, самореализации, объяснили специфику построения системы принципов социально-педагогического взаимодействия, фасилитирующего выявление и построение моделей социализации и самореализации.
- Литература:
- Мы показали особенности и необходимость социализации, саморазвития, самореализации, объяснили специфику построения системы принципов социально-педагогического взаимодействия, фасилитирующего выявление и построение моделей социализации и самореализации.
Kuzspa.ru