Конфликтная составляющая современных теорий воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михайлова, Е. А. Конфликтная составляющая современных теорий воспитания / Е. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2550/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время в России идет активное формирование образовательной парадигмы. Все больше школ выбирают ту или иную теорию воспитания в качестве основы своего развития. Педагоги и родители заинтересованы в получении не только высоких показателей в учебе, но и развитии учеников как полноценных личностей, способных к быстрой социализации, а значит и успешности во взрослой жизни. Во многом этому способствует умение ученика адаптироваться к непростым жизненным обстоятельствам и ситуациям. Одними из видов таких ситуаций являются конфликты.
В данной статье делается попытка проанализировать современные теории воспитания на наличие в них конфликтной составляющей, иначе говоря, как может повлиять выбор той или иной теории воспитания на формирование конфликтоустойчивости современного ученика, а значит и на способность его социализации в обществе.
На сегодняшний день можно выделить следующие современные теории воспитания:
  • Гуманистическую (воспитание основывается, в первую очередь, на развитии творческих, интеллектуальных возможностей);
  • Теорию духовного воспитания (воспитание духовных, нравственных качеств);
  • Технократическую (воспитание на основе умения подчиняться, строго следовать правилам);
  • Антропоцентрическую (воспитание естественных способностей ученика без подавления его воли);
  • Государственно-политическую (воспитание подчинено государственным принципам, целям);
  • Функционально-ролевую (воспитание основывается на доминировании общественных интересов над личными);
  • Традиционную (воспитание на основе сложившихся традиций).
Для начала стоит вспомнить, что «конфликт есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей» [1, с.43]. Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий: предконфликтная – конфликт зарождается, конфликтная – конфликт в развитии, постконфликтная – конфликт заканчивается.
Итак, рассмотрим теории воспитания на наличие конфликтной составляющей, разберем ее положительные и отрицательные воспитательные проявления.
1.Гуманистическая теория воспитания

2.Теория духовного воспитания


3.Технократическая теория воспитания



4. Антропоцентрическая теория воспитания

5. Государственно-политическая теория воспитания



6. Функционально-ролевая теория воспитания


7. Традиционная теория воспитания

Каждая из вышеупомянутых теорий имеет свои особенности, сильные и слабые стороны, развитие которых как в положительном, так и в отрицательном направлении во многом зависит от учителя. В рамках этих особенностей значимую роль играет конфликтная составляющая, от правильного выделения и регулирования которой зависит эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и степень конфликтности ученика, успешность его будущей социализации. Каждый учитель, сделав свой выбор в пользу той или иной теории воспитания, должен ответственно проанализировать все возможные последствия с точки зрения наилучшего воспитания будущего поколения.


Литература:
  1. Конфликтология / Под редакцией В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): теория воспитания, воспитание, духовное воспитание, конфликт, развитие, современная теория воспитания.