Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болдырева, Н. Г. Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ / Н. Г. Болдырева, Н. А. Баранова, Л. Н. Витязь. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2559/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность предложенной темы обусловлена тем, что по данным статистики органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожаров – дети, ¾ из них – дошкольники.

Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 1994 г. (статья 25) гласит: «обязательное обучение детей дошкольных образовательных учреждений и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой». В соответствии с этим в детских садах детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности. Однако, в ДОУ еще не достаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности. Со стороны родителей наблюдается недостаточно серьезное отношение к данной проблеме, они мало обучают детей правилам пожарной безопасности. Более того, разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой, которую нередко дети приносят с собой даже в детский сад. Природная любознательность малышей приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Поэтому уже на дошкольном этапе развития ребёнка нужно начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам пожарной безопасности; сформировать навыки безопасного поведения дошкольников в быту; обучить правильным действиям в пожароопасных ситуациях.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности;

- формировать основы пожарной безопасности у старших дошкольников, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»;

- формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о борьбе с огнем;

- воспитывать у детей ответственное отношение к своей безопасности;

- распространить педагогические знания о правилах пожарной безопасности среди родителей.

Для решения поставленных задач использовались разнообразные формы работы как с детьми, так и с родителями: создание предметной среды в группе для организации деятельности (художественная литература, иллюстрации, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные и дидактические игры, номера телефонов экстренных служб); НОД по ОБЖ; экскурсии; встречи с сотрудниками службы пожарной охраны, музея; праздники и развлечения; викторины и соревнования; организация игр; конкурсы рисунков; создание наглядного материала для родителей; проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола; проведение родительских собраний; организация совместных досугов.

В ходе работы применялось комбинирование традиционных и нетрадиционных методов работы: игры (сюжетно-ролевые, обучающие, настольно-печатные, режиссерские и др.); решение проблемных ситуаций; игры-драматизации по литературным произведениям; просмотр мультфильмов; макетирование; моделирование; экспериментирование; продуктивные виды деятельности; культурно-досуговая деятельность и др.

Работа по формированию основ пожарной безопасности строилась на основе: программы «Безопасность» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Сценариев по пожарной безопасности для дошкольников» (И.В. Кононовой); методических разработок Т.В. Ивановой «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Старшая группа», «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа», Т.А. Шорыгиной «Беседы о правилах пожарной безопасности»; Л.П. Молодовой «Беседы с детьми о нравственности и экологии», О.В. Чермашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации».

Работа проводилась в три этапа: 1-й – в средней группе, 2-й – в старшей группе, 3-й – в подготовительной к школе группе.

На первом этапе (средняя группа) у детей был сформирован интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого в группе создана предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Совместно с родителями в группе изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Пожарная дружина», «Спасатели». В группе организована библиотека «Пожара страшнее на свете ничего не бывает, дети!», где собрана детская художественная литература по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения» (С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И. Чуковский «Путаница», Чудо-дерево», С. Михалков «Дядя Степа», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» и др.). Совместно с родителями создали видеотеку с мультфильмами («Кошкин дом», «Приключения Болика и Лелика. Пожар», «Краденое солнце», «Путаница», Мультфильм про обезьянок. Обезьянки, вперед!» и др.); сшили костюмы и изготовили атрибуты для игр-инсценировок, подвижных игр, составили картотеку подвижных и дидактических игр.

Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включается в календарный план, знания и умения детей закрепляются в свободной деятельности через различные игры («Пожар», «После пожара» и т.д.), театрализованную и изодеятельность.

Организация образовательной деятельности сопровождается показом картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Напоминание, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, показывался макет спичечной коробки со спичками, объяснялось их устройство и назначение. Работа строится так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес. Обязательно нужно приводить примеры, когда игра с огнем завершалась бедой. Особенно действенными являются рассказы из жизни знакомых детей. Так, например, история про мальчика, который играл со спичками в своей комнате и пытался развести костер под столом. К счастью мама оказалась дома, она готовила обед на кухне и вовремя почувствовала запах дыма. Но последствия этих игр все равно были: сгорела скатерть на столе и ковер, а мальчик очень сильно испугался и больше никогда не играл со спичками. Данная ситуация была подробно разобрана с детьми, обсудили вариант «Что могло бы произойти, если бы мамы не оказалось дома?». Ответы детей были очень разнообразны, но все они говорили о том, что если бы мамы не было дома, то, несомненно, пожара не миновать! Использование данного приема позволяет подвести детей к выводу о том, что «Спички детям не игрушка!»

В средней группе так же организуется образовательные ситуации по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появился стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных условиях.

На втором этапе (старшая группа) у дошкольников формируются основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!» Зная, что запретами невозможно избежать несчастных случаев, необходимо не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях». Для этого организуется не только НОД по ОБЖ, но и НОД по ознакомлению детей с трудом, например, повара, когда дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей: личностные качества – дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание; определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

В работе используются разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняли роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей.

Для проведения сюжетно-ролевых игр изготовлены игрушки-модели: утюги, газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарная машина. Сюжетно-ролевые игры – это наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Как мальчики, так и девочки с большим удовольствием играли в «Пожарных», «Спасателей», «МЧС», придумывая самые непредсказуемые сюжеты: «Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Пожар в джунглях», «Спасение попавших в пожар» и т.д. Накопленные ими знания по пожарной безопасности помогли ребятам разнообразить сюжеты, сделать игру длительной и интересной.

Особой популярностью среди детей пользуются просмотры мультфильмов про любимых героев, попадавших в экстремальные ситуации. Как показали результаты проводимых после просмотров бесед, дети не просто смотрели «мультики», но и высказывали свои переживания за героев, давали им советы по безопасному поведению.

В подготовительной к школе группе детей знакомят с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников.

Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара необходимо расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются яркие выразительные плакаты и открытки. Дети знакомятся с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода организуются дидактические игры, в ходе НОД детей знакомят с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, рассказывающими о борьбе людей с огнем.

На данном этапе эффективны такие методы работы как беседы, тренинги, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения в быту. Эта тема находит отображение в процессе организации НОД по изобразительной деятельности.

Содержание педагогической деятельности по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда соответствует возрастным особенностям детей и не содержит «шоковой» информации.

При планировании работы по данной проблеме используются формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу. (Рассматривание картин, фотографий, мультфильмов, игровые методы).

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствует формированию навыков поведения в быту. Особое внимание уделяется составлению рассказов на противопожарную тематику с началом или концом, предложенным педагогом. Предлагались так же темы будущего рассказа в виде поговорок. Например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла…». Получившиеся рассказы инсценируются. Роли дети исполняют самостоятельно или с помощью кукол.

Таким образом, обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении. По словам Арнаутовой Е.П. «Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт». Только во взаимодействии друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006.

  3. Газета «Дошкольное образование» № 13, 2008 год.

  4. Жукова Р.В. Пожарная безопасность. Нестандартные занятия. Старшая группа. – М.: «Корифей», 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, ребенок, игра, детский сад, пожар, правило, ситуация, старшая группа, безопасное поведение, Кошкин дом.

Похожие статьи

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Формирование элементарных норм и правил взаимоотношения ребёнка с взрослыми и сверстниками в ДОУ

Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Похожие статьи

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Формирование элементарных норм и правил взаимоотношения ребёнка с взрослыми и сверстниками в ДОУ

Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи