Разновидности заданий в тестовой форме
Автор: Жунусакунова Айжаркын Данияровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 53446 раз
Библиографическое описание:
Жунусакунова, А. Д. Разновидности заданий в тестовой форме / А. Д. Жунусакунова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2572/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются проблемы форм тестовых заданий как одного из видов педагогического контроля, изучены виды заданий тестовой формы на примерах.
При анализе педагогико-дидактических литератур и зарубежной практики тестирования в результативности следующих утверждений: для увеличения эффективности испытания, для обеспечения адекватности поставленной цели с полученными результатами, большую роль играет задача соответствующего выбора видов тестовых заданий.
Знакомство учителей с различными видами тестовых заданий, умение отделять различие между ними, умение применять в учебном процессе (с целями) являются предпосылкой для успешной организации процесса-контроля. Каждый вид задания по своему намечает цели. Если некоторые подходят для выяснения обязательно знания учащегося, другие виды определялись не только знания учащегося, но и творческие знания и навыки.
Разновидности тестовых заданий посвящены исследования многих ученных. Исследователь С.А. Мышко выделяет следующие формы тестовых заданий:
задания с выбором единственного правильного ответа;
задания с несколькими возможными правильными ответами;
задания, имеющие два ответа: один из которых правильный, в торой неправильный;
задание на завершение предложений;
вопросы на установления взаимосвязей;
задания с краткими ответами [8,47]
За прошедшее время вопрос о формах тестовых заданий обсуждались регулярно, и авторами предложены следующие их разновидности:
тест- опознание;
тест различие;
тест соотношение;
тест подстановка;
- конструктивный тест;
- тест-задача;
- тест-процесс [2,154-157].
Обобщая исследования по разновидностям тестов, В.С. Аванесов подчеркивает: «форма тестовых заданий - это способ организации, упорядочения и существования содержания теста»[3].
Более подробно описаны различные формы заданий у Аванесова В.С., Майорова А.М., М.Б. Челышкова, С.К. Калдыбаева [3;6;7;12;13] ссылаясь на зарубежную литературу предлагает следующую классификацию тестовых заданий:
1. задания закрытой формы (с множеством выбором), в которых учащиеся выбирает правильный ответ из данного;
2. задание на дополнение (открытые задания) требующее самостоятельного получения ответов;
3. задание на установления соответствия (с множественным выбором), выполнения которых связано с выявлением соответствия между элементами нескольких множеств;
4. задание на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требует указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогами.
1. Задание закрытой формы.
Под тестовым заданием закрытой формы понимают такое тестовое задание, где есть готовые ответы, из которых тестируемый должен выбрать.
В закрытой форме тестовых заданий можно выделить несколько видов:
1) тестовые задания с выбором одного правильного ответа;
2) тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов.
Под тестовым заданием с выбором одного правильного ответа понимают тестовые задание закрытой формы, в котором среди предложенных ответов лишь один правильный.
В заданиях с выбором одного правильного ответа можно выделить несколько подвидов. В.С. Аванесов [1] выделяет следующее:
1) задание с двумя вариантами ответов;
-
2) задания с тремя
вариантами ответов;
3)задания с четырьмя видами ответов;- 4) задания с пятью видами ответов.
Задание такой формы больше других распространены в тестовой практике. Некоторые авторы именно их называют тестами. Причина столь широкого распространения этой формы тестовых заданий несколько: 1) сравнительная простота выполнения;2) традиционность; 3) удобство для быстрого и автоматизированного контроля знаний.
При составлении тестовых заданий наиболее существенным является подбор вариантов ответов, называемых неправильными, которые расположены рядом с правильными. Считается, что эти варианты должны быть "правдоподобными". Неправильные, но правдоподобные ответы называется дистракторами [13,15] (от анг. to distract- отвлекать). Если в задании имеется k ответов, то тогда ответ, доля выбора которого близка к значению 1/k-идеальный дистрактор; доля выбора меньше, чем 1/k- доминирующий дистрактор в задании.
Современная практика показывает что, чаще всего можно встретить задания с одним правильным ответов, в которых предлагается 4 или 5 возможных ответов. Например, при использовании четырех вариантов ответов вероятность угадывания правильного ответа составляет 25%, а при пяти ответах -20%.
-
1 пример: история 11
класс.
- В данное время какое место считается потомком города Баласагын?
- Ответы :
- а) Токмок; б) Бухара; в) Бурана; г) Узген д)Ташкент
- 2 пример: Математика 7-класс, тема: Многочлен.
- На какие множители можно разложить тождество х (р-а) + у (а-р) – (р-а)
- Ответы:
- а) (а-р)(х+у+1); в) (р-а)(х+у+1);
- б) (а-р)(х+у-1); г (а-р)(-х+у+1);
- 3 пример: Русская литература 11 класс
- Укажите произведение Л.Н. Толстого, которое имеет подзаголовок “Кавказкая повесть”.
- Ответы:
- а) Набег б) Два гусара
- в) Кавказский пленник г) Казаки
- В данное время какое место считается потомком города Баласагын?
Задание с множественным выбором (с выбором несколько правильных ответов).
Под тестовым заданием с выбором нескольких правильных ответов понимают тестовое задание закрытой формы в котором допускается выбор нескольких правильных ответов из числа предложений.
Эффективность использования этого вида задания повышается если:
-
1. используется серия
заданий;
2. формулировка задания четкая и понятная;- 3. задания не предназначены для выявления высокого уровня, усвоения комплекса элементов;
- 4. время выполнения ограничено и его достаточно мало.
- 3. задания не предназначены для выявления высокого уровня, усвоения комплекса элементов;
Чаще всего такие тесты используется для проверки усвоения базовых понятий, основных свойств, элементов содержания.
4 пример: Кыргызская литература, 11 - класс
Какой писатель родился в 1904 году?
Ответы:
а) К. Баялинов б) К. Жантошов
в) Т. Сыдыкбеков г) М. Элебаев
2) Какое произведение относится названному писателю?
Ответы:
а) Каныбек б) Кен – Суу
в) Кыйын кезек? г) Курман жылга?
5 пример: Математика 6 – класс.
Найти общий знаменатель дроби.
Ответы:
а) а+2; б) а-2;
в) а-4; г) а2 - 4.
Каков результат вычитания дробей?
6 пример: Кыргызская литература 10 – класс.
Об А.С. Пушкине писал кыргызский поэт:
Ты не заметил дерзости моей,
И понял я, что меня сильней.
Тогда перед тобой я поклонился;
Сам утонул в поэзии твоей.
Кто автор стихотворения?
Ответы:
а) Дж. Боконбаев; б) А. Осмонов;
в) А. Токомбаев; г) А. Усенбаев.
В каком году родился названный писатель?
Ответы:
а) 1894 г.; б) 1904 г.; в) 1910 г.; г) 1915 г.
Таким образом, тестовые задания множественного выбора - это наиболее часто используемый в педагогических тестах вид задания.
2. Тестовые задания открытой формы.
Заданиями открытой формы называют задания без указания возможных вариантов ответа. Такие задания называют еще открытыми заданиями или заданиями на дополнение. Такие задания требует от учащихся самостоятельно сформулировать ответ, а не выбрать готовый.
Достоинством заданий закрытой формы можно считать то, что они не допускают возможности угадываниях [3,79].
7 пример: Информатика 11-класс
Дан неполный фрагмент программы для суммы двухзначных четных чисел:
10 к=10; s=0
20 s=s+k
30 k=k+2
40 …
50 PRINT “S=”; S
Найти оператор 40-й строки.
а) IF k<98 THEN 20; б) IF k < = 98 THEN 30;
в) IF S=98 <THEN 20; г) IF k < = 98 THEN 20.
8 пример: Геометрия 9-класс.
В прямоугольном треугольнике катет противоположный углу А равен произведению гипотенузы на …..
ответы:
a) sin A; b) cos A; c) tg A; ctg A.
При разработке задании открытой формы полезно придерживаться следующих рекомендаций [3]:
-добавляемое слово ставиться в конце задания;
-добавляемой слово является единственным;
-все утверждения, по возможности, короткие.
Ответы не даются: учащиеся должны найти их сами.
Основной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдения основного требования к тестовым заданиям – наличие однозначного правильного ответа.
3. Тестовые задания на установления соответствия.
Под тестовым заданием на установление соответствия понимают тестовое задание, в котором необходимо установить соответствие элементов одного множества элементами другого. При этом желательно, чтобы количество элементов в этих множествах было неодинаковым.
14 пример: География , 10- класс
Ниже дан список рек и морей. Установите соответствие, какие реки впадают в перечисленные моря.
|
Реки |
|
Моря |
1 |
Дон |
А |
Черное |
2 |
Волга |
Б |
Аральское |
3 |
Сырдарья |
В |
Каспийское |
4 |
Днестр |
Г |
Азовское. |
Ответы.
а) 1Г, 2В, 3Б, 4А; б) 1Б, 2Г, 3В, 4А;
в) 1А, 2Б, 3В, 4Г; г) 1Г, 2А, 3Б, 4В.
15 пример: Кыргызская литература. 9 класс
Правильно определите, какие годы был награжден выдающейся кыргызский писатель Ч. Айтматов.
1 |
Государственная премия |
А |
1963 |
2 |
Ленинская премия |
Б |
1968 |
3 |
Герой соц.труда. |
В |
1976 |
4 |
Премия им. Токтогула . |
Г |
1978 |
Ответы.
а) 1А, 2Б, 3В, 4Г; б) 1Б, 2А, 3Г, 4В;
в) 1Г, 2А, 3В, 4Б; г) 1Б, 2В, 3Г, 4А.
К. Игенкамп задания на установления соответствия относит к заданиям с выбором ответа. Исследователь называют их заданиями на установления связи. Однако он ограничивает область применения таких тестовых заданий проверкой знания фактов [10,93].
4. Тестовые задание на установления соответствия правильной последовательности.
Задание на соответствие требует установить соответствие каждого элемента одного множества элементами другого множества. Наиболее ценным является то, что такие задания позволяет определить среди других ассоциативную составляющую знаний, то есть знания взаимосвязи определений, и факторов, авторов и произведений, и характеристик параметров различных приборов и устройств, связей между законами, формулами и т.д.
Эти задания разрабатываются для проверки выработанности умений осуществлять последовательность процессов, действий и операций, выявления сформированности конкретных понятий. Вместе с заданием предлагается в выборе правильных порядков следования.
16 пример: Информатика 8-класс.
Создайте правильную последовательность алгоритма.
1. сжигание газа; 2. Открытие вентиля газа;
3. построение уравнения; 4. Определение известного и неизвестного.
Ответы:
a) 4->2->3->1; b) 2->4->3->1;
c) 4->3->1->2; d) 4->3->2->1.
17 пример: Биология 9 класс.
1. Гусеница 2. Куколка;
3. Имаго; 4. Яйцо.
Названные слова показывают 4 стадии развития в жизни бабочки. Какая из нижеприведенных последовательностей дает правильный порядок стадии жизненного цикла бабочки?
Ответы:
а) 1 ->2 - >4 - >3; б) 2 - >4->1->3
в) 4->2->1->3; г) 4->1->2->3.
Кроме рассмотренных четырех основных форм, существует группа заданий, обладающих свойствами заданий тестовой формы, но не обладающих свойством тестовых заданий. Характерный признак таких заданий –зависимость одних заданий от решения других. Такие задания не включается в состав педагогических тестов, однако они успешно могут быть использованы в учебном процессе. Такие задания В.С. Аванесовым названы системой заданий в тестовой форме. Основными их видами являются: цепные, тематические, текстовые и ситуационные и др.
"Форма тестовых заданий является одной из тех проблем тестирования, научное изучение и разрешение которых чрезвычайно важно и неотложно", писал Г.С. Костюк 1928 году[11]. Однако, поиск оптимальной формы тестового задания, в наилучшей степени отражающей содержание теста и анализируемой предметной области, является важной актуальной задачей и на сегодняшний день.
Литература:
Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний.- М.,1994.-135с.
Аванесов В.С. Композиция тестовых задании. -2-ое изд.испр. и доп.-М.,1998.-217с.
Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. 2-изд., переработанное и расширенное. М.:"Центр тестирования",2005.-156с.
Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы).-М.,1970, 300с.
Самылкина Н.Н. Современные средства оценивание результатов обучения.М: БИНОМ.,2007.-172с.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования .-М.: Народное образвание,2000.-352с.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования –М., «Интеллект центр», 2001.-296с.
Мышко С.А. Проблема тестирования в системе образования США. Дисс…к.п.н.-Ужгород, 1982
Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие/В.И. Звонников, М.Б. Челышкова.-М.: Университетская книга; Логос, 2009.-279с.
Ингенкамп Карлхайнц. Педагогическая диагностика: пер. с нем.-М: Педагогика, 1991г.-240 с.
Костюк Г.С. О зависимости результатов тестирования от формы теста // Тесты: теория и практика-М.: Моск. тестолог. объединение, 1928 г. -205с.
Калдыбаев С.К.,Ажыбаев Д.М., Бекежанов М.М. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе:Практико-ориентированная моногорафия.-Б:2007.-136с.
Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов.-М.,2001- 432 с.