Психолого-педагогические особенности самореализации одаренного подростка во внеучебной деятельности сельской школы
Автор: Краснова Вера Ивановна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 2015 раз
Библиографическое описание:
Краснова, В. И. Психолого-педагогические особенности самореализации одаренного подростка во внеучебной деятельности сельской школы / В. И. Краснова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2578/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время все школы поэтапно переходят на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Документы, методические материалы, определяющие деятельность школ при переходе на новые стандарты, адресованы всем образовательным учреждениям. При этом важно учитывать особенности школы, в частности сельской школы, ее проблемы, достоинства и ресурсы при реализации ведущих идей стандарта.
Сельская школа – это уникальное социально-педагогическое явление. Общие характеристики и тенденции развития современной сельской школы нашли свое отражение в работах М.П.Гурьяновой, Л.В.Байбородовой, С.И.Григорьева, В.Г.Бочаровой и др. [1, с. 28; 4, с. 231].
С позиции М.П.Гурьяновой любая сельская школа - это:
органическая часть образовательного социокультурного пространства страны;
объект воздействия социально-экономических, природных, культурных условий жизнедеятельности сельского сообщества (ее состояние во многом является результатом региональной, образовательной, социальной, семейной, молодежной политики);
интегральная системная часть общественного организма, подчиненная в своем развитии этому целому (Она обретает исключительно важную функцию одного из фундаментальных механизмов современной индустриальной и постиндустриальной цивилизации, обеспечивающих общественное развитие интенсивного типа, являющееся основанием этой цивилизации.);
важный компонент общественного организма, который вместе с семьей ответственен за удержание и развитие необходимых цивилизованных характеристик человека [5, с. 4].
Мы соотнесли объективные и субъективные условия и определенные ими особенности современной сельской школы и представили их в таблице 1.
Таблица 1
Условия и особенности сельской школы
на современном этапе развития общества
Условия |
Особенности |
Экономические трудности развития сельского хозяйства |
Низкое материально-техническое оснащение сельской школы, низкий уровень жизнеобеспечения школы |
Снижение жизненного уровня сельского населения |
Низкий уровень культуры сельского населения, открытое проявление асоциального поведения |
Возрастающая ограниченность села в проведении досуга населения |
|
Снижение числа обучающихся в образовательных учреждениях |
Реорганизация и закрытие малокомплектных школ, трудности при переходе учеников из одного образовательного учреждения в другое, разница в уровне подготовки учеников, проживание в интернатах, транспортные проблемы |
Расширение масштабов появления новых групп жителей сельской местности |
Более сильное расслоение среди школьников по материальному обеспечению |
Недостаточная разработанность научно-методической, организационной и финансовой базы |
Снижение конкурентоспособности выпускников сельских школ. Отток перспективных учеников в городские школы |
Ограниченность в профилях трудовой подготовки одной специальностью |
|
Комплекс психолого-педагогических проблем |
Снижение интереса к учению, низкий уровень развития мотивов учебной деятельности |
Возникновение затруднений у выпускников педагогических учебных заведений в организации учебно-воспитательного процесса |
Неумение в некоторых случаях и нежелание применять нетрадиционные методы обучения и воспитания. Кадровой дефицит |
Достаточно широкое представление учителей о детях |
Возможность осуществления личностно-ориентированного обучения |
Близость к природе, народным обычаям, традициям |
Возможность создания единой воспитательной системы школы |
Меньший уровень преступности |
Снижение уровня социальной тревожности |
Принадлежность большинства родителей к одному трудовому коллективу |
Возможность осуществления тесной связи между школой и родителями, а также активизации деятельности общественных организаций |
Оптимальные условия для подготовки учащихся к жизни на селе |
Развитие у школьников таких личностных качеств как самостоятельность, приспособленность к жизни, умение противостоять трудностям |
Сельский образ жизни, замкнутость социального пространства, автономность сельских поселений, удаленность от многих школ и культурных центров создают особые проблемы при организации внеучебной деятельности:
большая загруженность сельских подростков бытовым трудом, что снижает возможность для самообразования и развития во внеучебное время;
одаренные подростки видят вокруг себя мало высокоуровневых жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию;
низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки одаренных подростков в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей;
отсутствие во многих селах специалистов учреждений дополнительного образования, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей одаренных подростков и их родителей;
ограниченность социальных контактов одаренных подростков, что затрудняет успешность их социализации;
большая степень ответственности сельской школы за организацию летнего отдыха подростков, планирование каникулярного времени;
ограниченный доступ одаренных подростков и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона.
Важной особенностью многих сельских школ является малочисленность контингента учащихся и соответственно педагогического коллектива, которая имеет как положительные, так и негативные стороны (таблица 2).
Таблица 2
Положительные и отрицательные стороны малочисленности
контингента учащихся сельских школ
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
- реальные возможности для индивидуализации образовательного процесса, проектирование индивидуального образовательного маршрута, программы, плана; - интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и одаренными подростками; - реальная возможность каждому проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий; - благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и подростков, так как нет резкой обособленности между классами; - знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений, формирует атмосферу многодетной семьи; - реальность развития ученического самоуправления, так как есть возможность собраться всем для обсуждения важных проблем и принятия решений, а также оперативно отследить их реализацию; - возможность коллективной выработки решений, возможность каждому принять участие в обсуждении школьных проблем. |
- педагоги вынуждены проводить занятия по нескольким предметам, не имея при этом базового образования по некоторым из них;
- затруднен и ограничен выбор форм и методов в классном коллективе, где обучаются несколько учеников;
- ограничен круг общения одаренных подростков, что тормозит развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке, снижает мотивацию учения из-за однообразия и бедности общения;
- постоянный и непосредственный контроль со стороны педагога подавляет ученика, повышает его тревожность. |
В связи с этим возрастает роль педагогического потенциала внеучебной деятельности сельской школы в организации процесса самореализации одаренных подростков в соответствии с потребностями сельского социума и условиями реформирования аграрного сектора страны. Феномен сельской школы определяется внутренней жизнью сельского сообщества, вбирающей в себя ценностные основания семейных сообществ, считающих школу семейным делом, полезным и значимым как для семьи, так и для ребенка (И.А.Ильин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский). Большинство ученых отмечают ведущую тенденцию сближения образования и других областей социальной сферы в сельском социуме (В.Г.Бочарова, С.Н.Чистякова, Г.Г.Силласте), раскрывают пути развития сельской школы как школы современной, авторской (А.Ф.Иванов).
Мы исходим из того, что педагогический потенциал внеучебной деятельности сельской школы характеризуется социокультурностью, системностью, организованностью, обеспечивает продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса, изменяющее их сущность, способствует качественным преобразованиям личности одаренного подростка.
В структуре педагогического потенциала внеучебной деятельности сельской школы выделим образовательный, организационно-управленческий, информационный, содержательный и материально-технический ресурсы; направленность внеучебной деятельности на выявление и развитие способностей одаренного подростка, удовлетворение разносторонних потребностей и интересов; взаимодействие одаренных подростков на основе сотрудничества; свобода выбора организационных форм, методов и средств обучения, содержания; возможность индивидуально-личностной образовательной траектории; личностное включение подростков в процесс самореализации.
Эмпирический уровень исследования сущности педагогического потенциала внеучебной деятельности сельской школы связан с изучением ее функций в формировании культуры оценочной деятельности подростка: обучающей, воспитательной, организационной, нормативно-регулятивной, коммуникационной, материально-технической.
К задачам в сфере развития образовательного ресурса мы относим следующие. Во-первых, обеспечение условий для успешной самореализации одаренного подростка, что предполагает возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов.
Вторая задача образовательного ресурса связана с адекватным выбором и использованием методов, организационных форм процесса самореализации одаренных подростков.
Организационно-управленческий ресурс внеучебной деятельности сельской школы имеет инновационную направленность, если обеспечивается поиск и предоставление возможностей каждому одаренному подростку «производить» цели, смыслы, формы и нормы деятельности, влияющие на содержание и результаты внеучебной деятельности.
Информационный ресурс служит оптимальному формированию культуры оценочной деятельности, так как доказано, что сформированная ИКТ-компетентность подростков выступает обязательным условием продуктивной оценочной деятельности и является основным требованием информационного общества.
Содержательный ресурс внеучебной деятельности предполагает разработку учебно-методических комплексов образовательных модулей, включающих рабочую программу, учебно-методические материалы; авторских учебных пособий, методических рекомендаций, оснащение каждого блока пакетом заданий, дистанционных материалов, необходимых подросткам в процессе самореализации.
К материально-техническим ресурсам мы относим внешние параметры образовательного процесса: наличие соответствующей материально-технической базы (количество учебных площадей; оснащение учебных аудиторий мебелью, техническими средствами; лекционные аудитории, оснащенные необходимым дидактическим оборудованием; аудитории для семинарских занятий; компьютерные классы и их доступность; создание условий для самостоятельной работы подростков в библиотеке, читальном зале; соответствие учебно-компьютерной и технологической базы современным требованиям и нормам, расписание занятий).
Педагогический потенциал внеучебной деятельности сельской школы для формирования культуры оценочной деятельности одаренного подростка включает направленность на выявление и развитие способностей, удовлетворение разносторонних потребностей и интересов, что осуществляется в процессе самореализации одаренных подростков. С этой целью требуется разработка диагностических материалов, используемых в организации внеучебной деятельности. Она включает анкеты, диагностики, позволяющие увидеть уровень предметной компетентности одаренного подростка, таблицы и графики, используемые преподавателями в ходе занятий, позволяющие фиксировать приращение в когнитивном, мотивационно-ценностном, операционно-деятельностном, рефлексивном поле подростка. Предполагаем, что диагностические материалы позволят педагогам, работающим с одаренными подростками выявлять уровень развития способностей, корректировать содержание программ, технологий и форм внеучебной деятельности в зависимости от выявленных результатов.
Значимой составляющей педагогического потенциала внеучебной деятельности сельской школы является взаимодействие одаренных подростков на основе сотрудничества. Организованное таким образов взаимодействие отличает установка на рефлексивно-преобразующий, интегративный характер результата, обусловленный тем, что внеучебная деятельность сельской школы относится к системам открытого типа, а значит постоянно взаимодействующим и обменивающимся энергией, ресурсами.
Теоретический анализ и анализ опыта позволяют утверждать, что педагогический потенциал внеучебной деятельности сельской школы является постоянно развивающимся; обеспечивает самореализацию одаренного подростка при свободе выбора организационных форм, методов, средств обучения, содержания, возможности выбора индивидуально-личностной образовательной траектории.
Для настоящего исследования представляется важным рассмотрение понятия «одаренность» в педагогическом аспекте. Педагогическая энциклопедия определяет одаренность как «высокий уровень развития способностей, позволяющих индивиду достигать определенных успехов в различных областях деятельности». На основе этого определения через ключевые понятия способности, достижения и ключевой процесс деятельность сформулировано большинство рабочих формулировок одаренности.
В исследовании мы придерживаемся мнения В.Д.Шадрикова: «одаренность – системное качество совместно работающих и особым образом структурированных функциональных систем, реализующих психические функции, которые включены в индивидуальную деятельность, имеют индивидуальную меру выраженности, могут проявляться в экстраординарных достижениях, а могут находиться в латентном состоянии» [6, с. 59]. Одаренность описывается через центральные категории педагогической науки система, системные качества, индивидуальная деятельность, психические функции.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам подростка (Д.И.Фельдштейн, Д.А.Леонтьев, Д.Н.Дубровин, Л.И.Божович, В.Г.Рындак), позволяет выделить ряд возрастных особенностей, имеющих большое значение в структурировании понятия одаренный подросток. Учет особенностей возраста важен в связи с идеей Л.С.Выготского о том, что в каждом возрасте развитие происходит своеобразно и меняется характер соотношения процессов развития и обучения. В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, определяются ценностные ориентации, складывается жизненная позиция. Подросток начинает осознавать свою личностную особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние, он начинает полагать, что сам проектирует и строит свой жизненный путь [2, с. 65; 3, с. 38].
Для изучения состояния проблемы самореализации одаренного подростка во внеучебной деятельности сельской школы использовался комплекс научно-исследовательских методов. Ведущим явилось педагогическое исследование, которое проводилось с 2009 по 2012 годы в образовательных учреждениях Шарлыкского района (МБОУ «Дубровская СОШ», МБОУ «Шарлыкская СОШ № 2», МБОУ «Ратчинская СОШ», МБОУ «Константиновская СОШ», МБОУ «Новоархенгельская ООШ», МБОУ «Новоникольская СОШ») в естественных условиях.
Необходимую информацию по изучаемой проблеме мы получили, используя апробированные в педагогике и психологии методы и методики: прямое и косвенное наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, количественные и качественные экспертные оценки и самооценки, изучение и анализ внеучебной деятельности одаренных подростков. Метод анкетирования на первом этапе экспериментальной работы стал ведущим, так как способствовал накоплению массового эмпирического материала, позволил представить состояние проблемы в практике работы образовательных учреждений в общем виде.
В ходе проведения педагогического исследования мы обнаружили, что у одаренных подростков самореализация во внеучебной деятельности проявляется на четырех уровнях: эмпирическом, ситуативном, понятийном и рефлексивном. В качестве методологических оснований самореализации одаренного подростка определены идеи системного подхода о том, что в процессе самореализации от уровня к уровню возникает новая целостность, а приобретенные свойства предыдущего уровня преобразовываются в более совершенные. Это позволило предположить, что самореализация одаренного подростка проходит ряд уровней, постепенно преобразовывая предыдущий, включая его как свою часть (таблица 3).
Таблица 3
Уровневая характеристика самореализации одаренного подростка
Рефлексивный уровень |
Понятийный уровень |
Ситуативный уровень |
Эмпирический уровень |
Установочно-целевой критерий Показатели: владение навыками постановки целей; наличие установок и намерений к самореализации |
|||
|
|
|
|
Мотивационно-смысловой критерий Показатели: знания о самореализации; иерархия мотивов самореализации; направленность личности на активный поиск методов и форм самореализации |
|||
Глубокие и прочные знания, высокая осознанность личностной мотивации на самореализацию и потребность в самореализации |
Относительно глубокие и прочные знания, наличие четкой мотивации на самореализацию |
Отрывочные знания, ситуативная позиция на самореализацию, низкий уровень сформированности личностной мотивации |
Отсутствие знаний о самореализации и потребности к самореализации |
Показатели: умение включиться в познавательную деятельность, организовать «открытие» новых знаний, самостоятельный поиск проблем и путей их решения, генерировать идеи |
|||
Высокий уровень владения умениями, генерирования нового знания |
Владение умениями в недостаточной степени, самостоятельный поиск проблем и путей их решения, фрагментарное открытие нового знания |
Владение отдельными умениями поиска проблем, путей их решения, открытия нового знания |
Отсутствие умений включаться в познавательную деятельность |
|
|||
Высокий уровень владения способами, механизмами и формами самореализации, осознания результативности самореализации |
Фрагментарное владение способами и формами самореализации, наличие позитивного эмоционального опыта самореализации |
Ситуативная ориентация на самореализацию |
Отсутствие навыков самореализации, эмоционального удовлетворения от реализации своих способностей |
Мотивационно-смысловой критерий самореализации одаренного подростка оценивался путем изучения доминирующего мотива внеучебной деятельности на основе методики изучения мотивации М.Р. Гинзбурга. В ходе анализа результатов методики нами было выявлено: имеют преобладание внутренней мотивации 20% одаренных подростков, преобладание внешней мотивации – 50%, не выражено мотивации у 30% одаренных подростков; стремление к успеху – у 40%, к избеганию неудач – 0%, не выражено – 60 %; преобладание активной реализации мотивов – 10%, отсутствие реализации мотивов – 30%, не выражено – 60%.
Компетентностно-личностный критерий самореализации одаренного подростка отслеживался путем изучения познавательной потребности согласно диагностики, разработанной на основе рекомендаций В.С.Юркевича. Проведенная диагностика, в которой участвовали одаренные подростки экспериментальной и контрольной групп, позволила выявить следующее: в экспериментальной группе 27 % (30% в контрольной группе) имеют сильно выраженную познавательную потребность, 54 % (59%) - умеренную, 19 % (11%) - слабо выраженную познавательную потребность.
Таким образом, самореализация одаренного подростка понимается нами как совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных видах внеучебной деятельности сельской школы.
Литература:
Байбородова Л.В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. – 2011. - № 17. – С. 23-37.
Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С.65.
Егорычева И.Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С.38.
Сидоров С.В. Инновационные процессы и научно-педагогические исследования в современной сельской школе // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. - С.228-234.
Состояние сельской школы России, перспектива ее устойчивого развития: методическое пособие / Под ред. М.П.Гурьяновой, Г.В.Пичугиной. – М.: Издательство АСОПиРРФ, 2000. - С.4-5.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность». - М., 1986.