Особенности самореализации и отношение спортсменов к бодибилдингу
Авторы: Варинов Владислав Владимирович, Вахмянин Николай Владимирович, Козырева Ольга Анатольевна, Горбунова Ирина Анатольевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 245 раз
Библиографическое описание:
Варинов, В. В. Особенности самореализации и отношение спортсменов к бодибилдингу / В. В. Варинов, Н. В. Вахмянин, О. А. Козырева, И. А. Горбунова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2582/ (дата обращения: 19.12.2024).
- В современной педагогической теории и практике
сложилась тенденция определения самореализации как социально и
личностно обусловленного процесса воплощения в жизнь модели
самосовершенствования. Кроме того, самореализация
– это способность личности, выражающаяся в оптимизации моделей
социокультурного взаимодействия, которые являются средствами
позитивного преобразования объективной социокультурной
действительности, имеющей внутреннюю и внешнюю составляющие.
Самореализация может быть профессиональной, коммуникативной,
социально-досуговой и т.д.
- В нашем случае мы будем понимать под самореализацией – результат включения спортсменов по силовым видам спорта (пауэрлифтингу, бодибилдингу и пр.) в систему спортивных, нормативно-правовых, культурно-исторических, профессионально-педагогических отношений, где вершина развития склонностей, предпочтений, мотивов, ценностей, целей лежит в плоскости спортивных достижений и не нарушает гармонии внутренних и внешних преобразований, предопределяющих развитие как смысл и ценность, как процесс и условие сосуществования в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, фасилитирующих создание (получение) материальных и морально-нравственных благ как итога жизнедеятельности на любом этапе становления и развития личности и команды в целом.
- Самореализация важна для человека на разных этапах его возрастного развития, т.к. именно через процесс самореализации субъект общества создает условия для того, чтобы другие люди воспринимали его позитивно и объективно через результаты его деятельности (социализация). Немаловажно отношение спортсменов к определенному виду спорта и возможностей самореализации в нем. Для исследования особенностей самореализации и отношения к бодибилдингу мы использовали анкету [1]. В анкетировании принимали участие студенты-спортсмены Кузбасской государственной педагогической академии (40 чел.), студенты Новокузнецкого училища олимпийского резерва (35 чел.) и 14 студентов-спортсменов из различных спузов и вузов, обучающихся и проживающих в г. Новокузнецке. Студенты, которые принимали участие в анкетировании, занимаются различными видами спорта. Их позиция также разнообразна к бодибилдингу как виду спорта. Представим в таблицах результаты анализа анкетирования.
- В нашем случае мы будем понимать под самореализацией – результат включения спортсменов по силовым видам спорта (пауэрлифтингу, бодибилдингу и пр.) в систему спортивных, нормативно-правовых, культурно-исторических, профессионально-педагогических отношений, где вершина развития склонностей, предпочтений, мотивов, ценностей, целей лежит в плоскости спортивных достижений и не нарушает гармонии внутренних и внешних преобразований, предопределяющих развитие как смысл и ценность, как процесс и условие сосуществования в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, фасилитирующих создание (получение) материальных и морально-нравственных благ как итога жизнедеятельности на любом этапе становления и развития личности и команды в целом.
Таблица 1
Место учебы/распределение |
вуз |
спуз |
Количество, чел. |
42 |
47 |
Относительный результат, % |
47,2 |
52,8 |
- В таблице 1 представлено распределение студентов-спортсменов, получающих свое образование в спузе или вузе, т.е. по специфике получения образования – среднего или высшего профессионального образования.
Таблица 2
Достижения в спорте |
незначительные |
средние |
высокие (кмс и мс) |
Количество, чел. |
13 |
17 |
59 |
Относительный результат, % |
14,6 |
19,1 |
66,3 |
- В таблице 2 отражены результаты достижений в спорте, где незначительными считаются результаты спортсменов, не отразивших свои разряды в области того или иного вида спорта, средними – результаты до кмс, высокими – кмс и выше.
Таблица 3
Как Вы относитесь |
отрицательно |
нейтрально, безразлично |
положительно |
Количество, чел. |
19 |
20 |
50 |
Относительный результат, % |
21,3 |
22,5 |
56,2 |
- Отношение к бодибилдингу отражено в таблице 3, где есть как отрицательное, нейтральное, так и положительное отношение к бодибилдингу как виду спорта. Особенности позитивного и негативного отношения к бодибилдингу напрямую связаны с высказанной позицией и особенностями тренировочного процесса, реализующего идеи современного бодибилдинга в построении тела, что не всегда правильно понимается в индустрии питания и системе организации тренировок. К женскому бодибилдингу относятся негативнее, нежели к мужскому. Это оправдано с позиции здравого смысла и возможностей построения красивого тела другими видами спорта, приносящими большее удовлетворение и пользу, нежели бодибилдинг.
Таблица 4
Знания о бодибилдинге |
Не знакомы, слабо знакомы |
Знакомы |
Хорошо знакомы |
Количество, чел. |
30 |
42 |
17 |
Относительный результат, % |
33,7 |
47,2 |
19,1 |
Таблица 5
Профессиональная ориентация |
Незначительные знания |
Хорошие знания о профессиональном самоопределении |
Уровень высоких знаний о профессиональном самоопределении |
Количество, чел. |
17 |
28 |
44 |
Относительный результат, % |
19,1 |
31,5 |
49,4 |
- Данные, представленные в таблице 5, отражают специфику профессиональной деятельности студентов и обучающихся спузов. Хорошие знания и уровень высоких знаний в области профессионального самоопределения показывают студенты педагогических вузов и спузов. Это объяснимо с позиции формирования знаний, умений, навыков и компетенций будущего педагога по ФК, а другие спузы и вузы, в которых обучаются спортсмены, не имеют таких возможностей.
Таблица 6
Знания о самореализации как категории педагогики и специфики самореализации в бодибилдинге |
Незначительные знания, обыденные знания |
Хорошие знания |
Уровень высоких знаний |
Количество, чел. |
20 |
23 |
46 |
Относительный результат, % |
22,5 |
25,8 |
51,7 |
- В таблице 6 представлено распределение знаний студентов вузов и спузов о специфике и особенностях самореализации. Т.к. анкетирование было проведено со студентами в октябре 2011 года – начало учебного года – основные сведения о проблеме, специфике и возможностях организации самореализации личности в спорте имеют именно то распределение, которое представлено в таблице. Незначительные знания показали студенты спузов и вузов непедагогического профиля и студенты первого курса педагогических спузов и вуза. Особенности понимания самореализации и ее специфических возможностей в спорте (в бодибилдинге) раскрыли студенты старших курсов, изучавших проблему саморазвития, самосовершенствования, самореализации и социализации в различных предметах современной системы педагогической науки.
Таблица 7
Рекомендации |
Нет рекомендаций |
Безличностные и опосредованные рекомендации |
Рекомендации субъектно-личностного характера, подчеркивающие специфику профессиональной деятельности |
Количество, чел. |
29 |
6 |
54 |
Относительный результат, % |
32,6 |
6,7 |
60,7 |
- В таблице 7 отражены результаты анкетирования, характеризующие процесс становления личности педагога по ФК в системе будущих профессионально-педагогических компетенций. Отсутствие рекомендаций – не показатель несформированности профессионально-педагогической культуры, а жизненная позиция, которая говорит, что если ты не приемлешь определенный вид спорта, то вряд ли стоит давать определенные замечания и рекомендации кому-либо в данной области деятельности. Безразличные и опосредованные рекомендации были даны студентами, обучающимися по непедагогическому профилю обучения. Хотелось бы подчеркнуть тот контингент студентов-педагогов по ФК, который дал рекомендации с позиции антропологического знания, где педагогика предопределяет выбор личности и неустанный поиск в реализации идей, смыслов, теорий, принципов педагогического взаимодействия, в структуре которых немаловажную роль уделяют таким социально-педагогическим и профессионально-педагогическим явлениям, как социализация, саморазвитие, самовоспитание, самообучение, самообразование, самоопределение, самосовершенствование и самореализация.
- Возможности и специфика самореализации у спортсменов в бодибилдинге неоднозначна с позиции спортсменов, занимающихся и не занимающихся бодибилдингом. Тенденции позитивного и активного принятия бодибилдинга как вида спорта по всем выделенным критериям не значителен – это всего-навсего 7 человек, принимающих бодибилдинг как вид спорта без стремления его корректировать и переправлять в свою профессионально-педагогическую и социально-педагогическую пользу. Это всего 8 процентов об общего количества опрошенных студентов-спортсменов. Данная тенденция хорошо объяснима с позиции закона нормального распределения (распределение Гаусса). Это именно те 5-10 %, которые и определяют тот или иной выбор в поле вычленения и отстаивания определенной идеи. Данная специфика характерна любому виду деятельности. Нет ни одного уникального средства или отрасли знания, в которой бы был представлен весь спектр мнений респондентов в 100 % своем распределении на одно коромысло дихотомического деления отношения к явлению или тенденции. И это доказательно проиллюстрировано на примере изучения отношения спортсменов к бодибилдингу, возможности и доказательности своих идей в области самореализации через спорт и бодибилдинг.
- Литература
- В таблице 7 отражены результаты анкетирования, характеризующие процесс становления личности педагога по ФК в системе будущих профессионально-педагогических компетенций. Отсутствие рекомендаций – не показатель несформированности профессионально-педагогической культуры, а жизненная позиция, которая говорит, что если ты не приемлешь определенный вид спорта, то вряд ли стоит давать определенные замечания и рекомендации кому-либо в данной области деятельности. Безразличные и опосредованные рекомендации были даны студентами, обучающимися по непедагогическому профилю обучения. Хотелось бы подчеркнуть тот контингент студентов-педагогов по ФК, который дал рекомендации с позиции антропологического знания, где педагогика предопределяет выбор личности и неустанный поиск в реализации идей, смыслов, теорий, принципов педагогического взаимодействия, в структуре которых немаловажную роль уделяют таким социально-педагогическим и профессионально-педагогическим явлениям, как социализация, саморазвитие, самовоспитание, самообучение, самообразование, самоопределение, самосовершенствование и самореализация.
- Зауэр, Н. Г. Бодибилдинг и возможности самореализации молодежи в контексте идей гуманно-личностной и здоровьесберегающей педагогики / Н. Г. Зауэр, Н. В. Вахмянин, О. А. Козырева // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012). : в 2-х. – Часть 1. – М. : Буки-Веди, 2012. – С.13-15.
- Козырева, О. А. Возможности и модели социализации в современном воспитательно-образовательном поле / О. А. Козырева, Н. В. Вахмянин // Наука и образование в XXI веке: динамика развития в евразийском пространстве : материалы II Международной научно-практической конференции 19-20 мая 2011. – Т. 1. – Павлодар : Инновац. Евраз. ун-т, 2011. – С.38-41.
- Козырева, О. А. Модели формирования культуры самостоятельной работы и самореализации в пауэрлифтинге / О. А. Козырева, Н. В. Вахмянин, Е. Ю. Шварцкопф // Наука и образование в XXI веке: динамика развития в евразийском пространстве : материалы II Международной научно-практической конференции 19-20 мая 2011. – Т. 1. – Павлодар : Инновац. Евраз. ун-т, 2011. – С.36-38.
- Шварцкопф, Е. Ю. Культура самостоятельной работы как механизм самореализации в пауэрлифтинге / Е. Ю. Шварцкопф, Н. В. Вахмянин, О. А. Козырева // Наука и современность – 2011 : сборник материалов IX Международной научно-практической конференции : в 2-х ч. Часть 1. / под общ. Ред. С. С. Чернова. – Новосибирск : изд-во НГТУ, 2011. – С.235-238.