Эволюция требований к профессиональной подготовке преподавателей
Автор: Шульга Яна Владимировна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 388 раз
Библиографическое описание:
Шульга, Я. В. Эволюция требований к профессиональной подготовке преподавателей / Я. В. Шульга. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2613/ (дата обращения: 16.11.2024).
Динамизм глобальных перемен в мире, смена экономического и социально-культурного укладов в нашей стране способствовали тому, что высшая школа должна была гибко реагировать на складывающуюся ситуацию в подготовке специалистов. В России на фоне глубоких социальных перемен с начала 90-х годов система образования находится в стадии реформирования. Необходимость реформ вызвана, в частности, тем, что в высшей школе по целому ряду направлений образовался существенный разрыв между глобальными потребностями общества и результатами образования: между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности; между профессиональной ориентацией и потребностью личности в гармоническом удовлетворении разнообразных познавательных интересов; между современными методологическими подходами к существующим наукам и архаическим стилем их преподавания.
Успехи в развитии образования подрастающего поколения определяются педагогическими кадрами. Содержание педагогического образования определяется отражением важнейших изменений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре, в том числе и, особенно,- в сфере образования. Школе и вузу нужен высококвалифицированный педагог-интеллектуал, новатор, психолог, исследователь, профессионал, умеющий строить свои взаимоотношения с учащимися на демократической основе и критически мыслить. Одним из важнейших свойств современного преподавателя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать студента, умение стимулировать саморазвитие учащегося и организовывать его работу.
Так, М.Н. Костикова указывает, что в области педагогического образования, в которой в конце 80-х годов системы подготовки, переподготовки повышении квалификации стали рассматриваться содержательно и терминологически как единая и целостная система педагогического образования, необходимо учитывать следующие процессы, обладающие инновационным характером[2, 37]:
децентрализацию образования, что позволяет самостоятельно развивать образовательную сеть региона и формировать «портфель заказа» на конкретного специалиста;
демократизацию высших учебных заведений, обеспечивающих самостоятельность в определении форм, способов и условий организации педагогического процесса;
потребности общеобразовательной школы, диктующей заказ на педагога, способного к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от типа образовательного учреждения и использующего преподаваемый предмет в качестве средств развития учеников;
необходимость удовлетворения личностных запросов обучающихся, ориентированных на возможность выстраивания индивидуальной образовательной программы, включающей неоднократный акт выбора содержания и уровня получаемого педагогического образования;
подготовку специалистов в более короткие сроки профессионального образования на базе различных его уровней.
Мощным стимулом этих процессов явились решения Всесоюзного съезда работников образования (декабрь 1988г.), которые затем получили правовое подтверждение в Законе «Об образовании». Инновационные процессы входят в противоречие с существующей традиционной подготовкой, однако между ними имеется диалектическая взаимосвязь, и можно утверждать, что в последнее десятилетие в педагогическом образовании существуют две тенденции развития образования- традиционная и инновационная. Высшее педагогическое образование в России имеет более чем полувековую историю, оно было выстроено по принципу узкой специализации, как и высшее образование. Традиционное педагогическое образование по содержанию и по организации нацелено на подготовку будущего учителя преимущественно как специалиста-предметника.
Потребности педагогической практики, массовой школы в целом, долгое время были связаны также с потребностью в специалистах традиционного стиля (преподаватель-предметник). Предметная подготовка в традиционной системе является конечной целью в иерархии целей подготовки педагогов. В традиционной системе педагогического образования проблемы развития связываются чаще с «совершенствованием», «качественным улучшением», «принципиальным обновлением». Все эти определения так же, как и стоящие за ними практические усилия, в сущности, не затрагивают ни организационную модель управления образованием, ни содержание, ни структуру учебно-воспитательного процесса.
Содержательно традиционное обучение выстраивалось как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов; обучающиеся выступают как объекты управления, как исполнители планов преподавателя.
В.А. Сластенин указывает, что согласно личностно-ориентированной системе подготовки педагогических кадров, в основу разработки содержания педагогического образования должны быть положены следующие принципы:
универсальность – полнота набора гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной образовательной программами;
интегративность – междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функиональное единство учебного процесса;
целостность картины мира, воссоздаваемой комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований;
фундаментальность – научная основательность и высокое качество психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки;
профессиональность – овладение многообразными педагогическими технологиями;
вариативность – гибкое сочетание обязательных курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов психолого-педагогического и гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования;
многоуровневость – подготовка на ступенях общего, базового(бакалавр) и полного (магистр) высшего образования, аспирантура, различные формы послевузовского повышения квалификации [3].
Темпы и качество подготовки педагога во многом зависят от того, насколько четко представляют себе студенты профессионально-педагогическую деятельность. Н.М. Голянская выделяет следующие противоречия в сфере профессионального труда преподавателя, которые препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности. Это, во-первых, противоречие между растущим объемом актуальной и социально-политической информации и старыми способами ее переработки, хранения и передачи; во-вторых, между растущими требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их сегодняшней квалификации, что объясняется приверженностью старым идеям и неумением или нежеланием принять новые идеи; в-третьих, между потребностью общества в услугах педагогического труда и сокращением резервов рабочего времени преподавателей; в-четвертых, между увеличением свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей учительской профессии; в-пятых, между ростом объективной социальной значимости профессии учителя и недостаточно высокой привлекательности педагогического труда для некоторой части молодежи [1,46].
В связи с данными требованиями к профессиональной подготовке преподавателей ключевым направлением в развитии педагогического образования России на современном этапе определена многовариативность, гибкость, мобильность и адаптивность системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с основными направлениями реформы общего среднего образования. В условиях глобализации современных образовательных процессов, развития компьютерных процессов обучения актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях и развивается новая концепция педагогического образования.
Литература:
Голянская Н.М. О вхождении молодого специалиста-педагога в образовательную среду// Педагог.-1999. -№6. – с.45-46
Костикова М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования.// Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Мат. науч-прак. конф. Ч.1. Чита: изд-во ЗабГПУ, 1998.-с. 36-41
Сластенин В.А. Высшее педагогическое образование в России на путях реформирования- Электрон. изд.- Режим доступа к изд.: http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=6&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=98 – Систем. Требования :IBM PC; Internet Explorer