Ребенок в мире профессий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Павлова, Е. В. Ребенок в мире профессий / Е. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2642/ (дата обращения: 16.11.2024).

С первых дней малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную среду. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию, математике и т.д. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т.д.
Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
В нашем детском саду, принадлежащему открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», широкое распространение получили идеи непрерывной профессиональной ориентации: отдельные элементы формирования профессиональной подготовки, знания о труде работников железных дорог, экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта.
Мы считаем, что знакомство дошкольников с многообразием мира профессий не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».
Данную работу мы проводим через проектную деятельность, так как эта технология позволяет стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагает овладение определенной суммой знаний и, находя решения, помогает увидеть практическое применение полученных знаний.
Название проекта: «Быть железнодорожником хочу, пусть меня научат»
Тип: информационно – практико - ориентированный
Актуальность. Одним из направлений в дошкольной педагогике является нравственно-трудовое воспитание. Это воспитание в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, привитие уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Авторы реализованной нами программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в данной местности. Так как родители наших воспитанников работают на железной дороге, мы большое внимание уделяем ознакомлению детей с трудом рабочих именно в этой сфере.
Во время тематических бесед с детьми подготовительной группы детского сада «Где работают и чем занимаются мои родители?», «Зачем работают папа и мама?» выяснилось, что дети нашей группы знают, кем работают мамы и папы, а вот чем они занимаются, знают немногие. В труде дети видят только удовлетворение личных потребностей, не понимают общественной значимости трудовой деятельности людей.
Поэтому мы сочли необходимым создать условия для максимального обогащения знаний детей о мире профессий на железнодорожном транспорте.
Цель проекта: Создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях железнодорожного транспорта.
Задачи проекта:
  • Познакомить детей с профессиями работников железнодорожного транспорта.
  • Воспитывать сознательное отношение к труду.
  • Воспитывать чувство гордости за своих родителей.
  • Формировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов.
  • Формировать у детей навыки проектной деятельности.
  • Развивать творческие способности детей, трудовые умения и навыки.
  • Приобщать к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Участники проекта: заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели, инструктор по физкультуре, психолог, дети подготовительной группы - 20 человек, родители подготовительной группы.
Целевая группа проекта: проект адресован старшим дошкольникам.
Продолжительность проекта: три месяца.
Основные формы реализации проекта: занятия, беседы, консультации для родителей, экскурсии, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые игры.
Обеспечение:
Учебно-методическое
  1. Арон, К. Едем, плаваем, летаем [текст]: игры для детей / К. Арон, С. Сахарнов. - М.: Издательство «Детская литература», 1993. – 58с.
  2. Блохина, Е.В. «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников» [текст]: Программа / Е.В. Блохина, Т.В. Якунина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008. – 190с.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
  4. Сташкова, Т.Н. Мы – будущие железнодорожники [текст] : Конспекты занятий и сюжетно-ролевые игры с детьми ДОУ/ Т.Н. Сташкова, Л.Н. Шеболдина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007. – 176с.
Материально-техническое
Пиломатериал (ДВП – 4м2, бруски – 2 шт. по 3м, гвозди, молоток), масляная краска, ткань (шерсть синего цвета – 2м для пошива железнодорожной формы, ситец оранжевого цвета – 1м для пошива спецжилета, железнодорожные пуговицы – 8шт., ситец красного и желтого цветов – по 30 см для пошива флажков), альбомы для рисования – 3шт., клей ПВА, ножницы 5шт, краски акварельные – 5шт, цветные карандаши, фотоаппарат, компьютер, проектор.
Этапы проведения проекта

Период

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

февраль
1 неделя
  • Сбор и анализ литературы по данной теме.
  • Беседы с детьми «Где работают и чем занимаются мои родители?», «Роль людей различных профессий в функционировании железной дороги».
  • Круглый стол со специалистами. Тема: «Задачи и содержание работы по ранней профориентации на железнодорожные профессии, выбор форм работы с детьми».
  • Составление плана работы.
заведующий
заместитель заведующего по УВР
психолог
инструктор по физкультуре
воспитатели
февраль
2 неделя
  • Родительское собрание на тему «Социализация детей методом воспитания уважения к труду взрослых».
  • Консультация для родителей «Как знакомить детей со своей профессией – профессией железнодорожника», «Ваша работа – гордость детей».
  • Разработка содержания проекта «Мы – будущие железнодорожники».
заместитель заведующего по УВР
психолог
воспитатели
родители

Основной этап

февраль
3 неделя
  • Сбор детьми информации о родных – железнодорожниках (трудовые династии).
  • Фотовыставка «Традиции моей семьи».
  • Создание детьми фотоальбома «Мои родители – железнодорожники».
  • Составление индивидуальных рассказов детьми «Моя семья».
  • Занятие из цикла «Окружающий мир» - «Железнодорожные профессии», с использованием фотоальбомов составленными детьми.
  • Спортивные соревнования «Мама, папа, я – железнодорожная семья».
воспитатели
инструктор по физкультуре
родители
февраль
4 неделя
  • Занятие по рисованию «Моя будущая профессия».
  • Рассказы детей на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту».
  • Индивидуальные беседы с детьми «Что должен знать и уметь человек, выбранной мной профессии».
воспитатели

март
1 неделя
  • Экскурсия в музей детского сада «История развития и функционирования Российских железных дорог».
  • Встреча с интересным человеком, папой, работающим машинистом:
«Быть прекрасно машинистом,
Есть, конечно, доля риска».
  • Встреча с интересным человеком, папой, работающим электрификатором:
«Он провода из яркой меди,
Электровозам тетеву,
На лук опор контактной сети
По перегонам натянул».
  • Рассматривание иллюстраций и чтение детской энциклопедии «Все о железной дороге».
воспитатели
родители

март
2 неделя
  • Экскурсия на детскую железную дорогу «Дорога детства» в г.Кемерово.
  • Выставка детского творчества «Чух-чух-чух, поезд едет во весь дух».
  • Просмотр видеофильма «История железной дороги».
  • КВН, с участием детей «Мы – юные железнодорожники».
воспитатели
родители
март
3 неделя
  • Беседа с детьми о том, как организовать игру «Железная дорога», что нужно для этой игры и кто нам может помочь.
  • Изготовление папами макета кассы, паровоза и вагона для игры «Железная дорога».
воспитатели
родители
март
4 неделя
  • Пошив мамами железнодорожной формы и спецодежды для игры «Железная дорога», изготовление сигнальных флажков.
  • Изготовление детьми железнодорожных билетов, жетонов, для обозначения мест в вагоне, эмблем, для обозначения станций.
воспитатели
родители
апрель
1 неделя
  • Беседа с детьми «Куда может отправиться человек по железной дороге и что он может увидеть во время этого путешествия».
  • Чтение и рассматривание детьми иллюстраций художественной литературы по правилам этикета «Правила поведения в общественном транспорте».
воспитатели

апрель
2 неделя
  • Подборка детьми вместе с родителями открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбома «Западно-Сибирская железная дорога».
  • Создание детьми альбома «Западно-Сибирская железная дорога».
  • Создание родителями презентации «Западно-Сибирская железная дорога».
  • Подбор детьми совместно с родителями стихов по железнодорожной тематике для проведения конкурса чтецов.
воспитатели
родители
апрель
3 неделя
  • Конкурс чтецов для детей других групп, родителей «Быть железнодорожником хочу, пусть меня научат», с показом презентации «Западно-Сибирская железная дорога».
  • Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога», с детьми подготовительной группы.
  • Беседа с детьми «Понравилось ли тебе играть в железную дорогу».
воспитатели
родители
апрель
4 неделя
  • Сюжетно-ролевая игра с привлечением детей других групп, где дети подготовительной группы принимают роль железнодорожников, а остальные дети – пассажиры.
воспитатели


Предполагаемый результат проекта:
  1. В группе создана предметно развивающая среда для сюжетно – ролевой игры «Железная дорога».
  2. Созданы фотоальбомы: «Мои родители – железнодорожники», «Западно-Сибирская железная дорога».
  3. Дети имеют представление об особенностях работы специалистов и рабочих железной дороги.
  4. Родителями получены знания «Как знакомить детей со своей профессией – профессией железнодорожника»
  5. Дети усвоили алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
  6. Организована сюжетно-ролевая игра «Железная дорога»
Продукт проектной деятельности
В группе создана предметно развивающая среда для сюжетно – ролевой игры «Железная дорога», созданы фотоальбомы: «Мои родители – железнодорожники», «Западно-Сибирская железная дорога».
Презентация проекта
Сюжетно-ролевая игра с привлечением детей других групп, где дети подготовительной группы принимают роль железнодорожников, а остальные дети – пассажиры.
Продолжение проекта
Создание условий и знакомство детей с железнодорожным транспортом и спецтехникой.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорога, родитель, подготовительная группа, железнодорожный транспорт, воспитатель, железная дорога, неделя, Сюжетно-ролевая игра, детский сад.