Правовая просвещенность студентов педагогических вузов и уровень их правового сознания: взаимодействие и взаимовлияние
Автор: Мазеина Юлия Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 496 раз
Библиографическое описание:
Мазеина, Ю. В. Правовая просвещенность студентов педагогических вузов и уровень их правового сознания: взаимодействие и взаимовлияние / Ю. В. Мазеина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2648/ (дата обращения: 16.11.2024).
Анализ эволюции различных обществ убедительно доказывает важность социальной информации, которая оказывает заметное влияние на процесс социализации личности, становление ее характера, формирование ценностей и установок на определенные модели поведения. Видом социальной информации является правовая информация, которая, по мнению Т.А. Фирсовой, представляет собой функционирующие в обществе сведения о праве, правовых нормах, принципах, идеях, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности [12, с. 173].
В юридической литературе 60-х гг. XX в. довольно часто употреблялось это понятие, которое рассматривалось с точки зрения то нормативного материала, то совокупности сведений о правовых установках, определяющих поведение людей в обществе. К настоящему времени данная проблема особенно актуализировалась в свете модернизации отечественного образования. Исследователям стало ясно, что при изучении роли правовой информированности студентов в обществе целесообразно говорить о системе ее механизма воздействия на субъектов права, предусматривающего вертикальную и горизонтальную плоскость действия. В первом случае поток сведений о праве исходит от государства либо контролируется им, в другом случае - в процессе межличностного общения субъекты формируют определенные сведения правового характера. Правовое образование в современной России должно стать не просто приоритетным. Государству необходимо поддержать выработанные системы правового обучения и воспитания личности студента педагогического вуза.
Изучению проблем правовой информированности студентов педагогических вузов стали уделять большое внимание во второй половине XX века, к концу которого исследователи доказывали, что данная категория является действенным инструментом реализации творческой роли права и позволяет гражданам использовать их права и свободы в реальной жизни [1, с. 84]. Однако следует заметить, что правовая информированность студентов выступает как степень овладения человеком правовой информацией, обусловленной во многом именно образованием, правовым опытом, социальным статусом, интересами и психологической установкой индивида. Она способствует формированию уважения к правовому закону, развивает правовое мышление и не может не оказывать влияние на правовое сознание личности.
Эффективность правового регулирования во многом зависит от отношения студентов педагогических вузов к праву, от степени осознания ими правовых положений. Правовая информация является важным каналом воздействия на правовую культуру и правосознание студентов. На современном этапе развития права это утверждение приобретает особое значение. Многие специалисты приходят к выводу, что утверждение французского юриста Ж. Карбонье о том, что человеку, «обладающему развитым правосознанием, не так уж и нужна информация о законе, при таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным», можно считать архаизмом, ибо настоящее общество требует глубоких знаний права у его субъектов [6, с. 107]. Таким образом, и в рамках правового образования необходимо обеспечить правовую грамотность студентов педагогических вузов, причем эта проблема приобретает государственный характер. При этом актуализируются и вопросы подготовки преподавателей права, способных в образовательном пространстве самостоятельно познавать право в условиях его динамичности и специализации. Последнее позволило многим исследователям констатировать так называемый процесс «инфляции права». Контроль над этим процессом стал постоянной озабоченностью многих западноевропейских стран. Это актуализировалось и обязательством информировать общественность о новых нормативно-правовых актах, развитии международных источников права, применении международных норм во внутреннем правовом порядке.
Согласно А.Ф. Шебанову, на студентов педагогических вузов может воздействовать различная правовая информация, в том числе официальная и неофициальная. Носителем первого вида правовой информации могут выступать нормативно-правовые акты, отдельно рассматриваемые нормы права. Среди такой информации следует обратить внимание и на ту, которая содержится в документах правоприменительного характера, статистических отчетах или даже отдельных справочниках. Неофициальная правовая информация представляет собой сведения различных юридических наук, с которыми может познакомиться субъект, в том числе в процессе правового обучения [13, с. 61]. По мнению А.Б. Венгерова, в правовой информации могут быть выделены два круга явлений:
информация, заключенная в нормах права о должном и возможном поведении людей или их объединений; при этом правовая норма рассматривается как информация о санкционированной модели поведения;
вторым кругом является та правовая информация, которая исходит от информационно-поисковой системы [2, с. 271].
В юридической литературе конца XX в. был поставлен вопрос о соотношении понятий «информация» и «знание» применительно к праву. Следует заметить, что эти дефиниции нетождественны.
Необходимо заметить, что сведения для индивида имеют тем больше информации, чем больше объем памяти потребляющей системы и выше уровень ее организации. Таким образом, по мере повышения уровня правовой информированности студентов педагогических вузов происходит упорядоченность правовых знаний и увеличивается потребность в новой правовой информации. С одной стороны, следует подчеркнуть, что правовая информация - обязательная предпосылка правовой информированности студентов, а с другой - это ее результат.
Н.Я. Соколов определяет правовую информированность как уровень знания права, достигнутый в результате воздействия на сознание человека определенной правовой информации [11, с. 14].
Некоторые юристы предложили выделить в системе правовой информированности несколько уровней. Социологические опросы, проводимые в России в конце XX в., выявили низкий, средний, высокий уровень правовой информированности людей. Так, например, высокий уровень правовой информированности может характеризоваться активным поведением самого субъекта, его постоянным интересом к праву, развитыми потребностями получать новую правовую информацию, расширять свои знания о праве. При этом важным становится формирование умений самостоятельно пополнять свои знания, ибо правовая информация представляет собой комплекс динамично изменяющихся сведений [1, с. 86].
Изучение данной проблемы сталкивается с необходимостью рассмотреть механизм и факторы правовой информированности. Согласно позиции Р.К. Русинова, для того чтобы поведение личности было правомерным, не требуется знание нормативных предписаний, вполне достаточно, чтобы человек был знаком с правовыми принципами, общими требованиями для руководства ими в своих поступках [9, с. 8]. Подобную точку зрения защищает Ю.В. Кудрявцев, считая, что «знания нормативных положений не являются гарантией от их нарушений. Главное заключается в другом — а именно в уровне отношения лица к норме, ценностям в обществе, которые охраняются и защищаются им» [7, с. 132]. Заметим, что доминирование подобных концепций в некоторой степени принижает роль правового образования в обществе. Если надеяться только на то, что стихийные регуляторы воздействия на подростка самостоятельно структурируются в нем и приведут к однозначно позитивным последствиям, в том числе объективным стремлениям правомерно решать все вопросы, то целенаправленное воздействие в решении данного вопроса становится ненужным. Здесь целесообразно обратиться к словам И.А. Ильина, который заметил, что «народ, не знающий законов страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется самодеятельными зачатками права» [5, с. 96].
В процессе правового образования важной проблемой становится не простое усиление потока правовой информации, а формирование уважения к праву. Философы и правоведы пытались дефинировать это слово. К настоящему времени принято считать, что уважение - это требование нравственных регуляторов, подразумевающих особое отношение к людям, в котором признается фактическое достоинство личности. Оно реализуется в соответствующих действиях, мотивах, социальных условиях жизни общества. Уважение базируется на общепринятых принципах справедливости, равенства прав субъектов, предоставляя свободу в их поступках.
Специалисты указывают на многоуровневое разделение уважения к праву [1, с. 87]. Обращается внимание на психологический и теоретический уровень явления, который и формируется на основе правовых знаний, представлений о норме права. Таким образом, обеспечение теоретического уровня явления взаимосвязано с закономерностями развития именно правового образования, в рамках которого формирование правовых знаний осуществляется целенаправленно.
В научной литературе правосознание рассматривается как источник правовой активности студентов педагогических вузов, регулятор его правового поведения. Таким образом, правовоспитательный процесс признается в качестве разновидности социальной деятельности, направленной на формирование правосознания и правовой культуры общества, подростка, молодежи, студентов, человека в целом. Рассматривая систему воздействия правового образования на формирование правового сознания студентов педагогических вузов, необходимо учитывать следующее. Личность невозможна без сознания, но и не может сводиться к нему. В правовом поле действует не сознание, а личность, которая регулирует свои поступки на основе сознания и посредством личностного компонента «входит» в общественную среду. При структурировании социального качества студентов педагогических вузов не все элементы имеют одинаковую значимость. Таким образом, ведущей движущей силой поведения и развития студентов педагогических вузов становятся ее ценностные ориентации, потребности, мотивы [10, с. 136].
В правовом сознании выделяют различные составляющие. Очевидно, необходимо обратить на это внимание, ибо целенаправленное воздействие на студентов, взаимосвязанное с влиянием на его правовое сознание, не может стать результативным без выяснения наличествующего механизма подобного воздействия. В познавательный элемент правового сознания студента включены знания о праве, понятия и представления о нем. В этом случае действительно велика роль правовой информированности. Однако следует иметь в виду, что правовая информация может оказывать разное воздействие на процесс реализации права в зависимости от ценностных ориентаций студентов педагогических вузов. Формирование последних обусловлено системой правового образования. Характер знаний о праве обусловлен не только качественностью источника информации о нем, но и способностью студентов все это правильно осмыслить, усвоить. В данном случае важно показать, что правовое образование не может и не должно существовать вне контекста единого образовательного пространства общества, а потому модернизация его отдельных элементов оказывает большое влияние на другие составляющие. Знания о праве должны отличаться подвижностью, динамизмом. Психологический элемент правового сознания студентов педагогических вузов связан с эмоциональным восприятием правовых явлений и способствует их самоактуализации, предопределяя активность в правовой сфере. Речь идет о социально-правовой психологии, включая правовые чувства, эмоции и настроения. Юридические мотивы поступков студентов, а также систему внутренней установки охватывает поведенческий элемент правового сознания. Предпосылкой практической деятельности студентов педагогических вузов выступает его волевая позиция [8, с. 277].
Правомерное социально-активное поведение студентов педагогических вузов обусловлено их мотивационно-побудительной системой как непосредственного двигателя их деятельности.
Формирование социально-активного поведения студентов педагогических вузов осуществляется именно в рамках правового образования в государстве, которое способно решить важные проблемы совершенствования правовой просвещенности общества в целом.
Литература:
Боер, В.М.Правовая информированность / В.М. Боер. - СПб.: ГУАП, 1998. – 116 с.
- Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.
Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в
России / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 1996. - № 5.Голубева, Л.М. Нравственное воспитание как фактор предупреждения правонарушений несовершеннолетних / Л.М. Голубева. – Фрунзе: Мектеп, 1982. – 210 с.
Ильин, И.А.Основные задачи правоведения в России / И.А. Ильин. – М.: Просвещение, 1921. – 257 с.
Карбонье, Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. - пер. и вступ. статья В.А. Туманова. – М.: Прогресс, 1986. – 177 с.
Кудрявцев, В.Ю. Правовое поведение: Норма и патология / В.Ю. Кудрявцев. - М.: Наука, 1982. - 287 с.
Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 2000. – 528 с.
- Русинов, Р.К. Некоторые вопросы системного подхода к совершенствованию юридического образования / Р.К. Русинова // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1.
Сибиряков, С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи / С.Л. Сибиряков. - Волгоград, 1998. – 581 с.
Соколов, Н.Я. Правовая информированность общества: сущность и содержание / Н.Я. Соколов // Советское государство и право. – 1981. - № 11.
Фирсова, Т.А. Проблема формирования правового сознания у школьников-подростков / Т.А. Фирсова // Материалы конференции «Проблемы социальной психологии ХХI столетия». Т. 3 / под ред. В.В. Козлова. – Ярославль, 2001. – 375 с.
- Шебанов, А.Ф. Право как классовый регулятор общественных отношений / А.Ф. Шебанов. – М.: РИО ВЮЗИ, 1978. – 119 с.