Активизация познавательной активности посредством включения экранно-звуковых средств обучения в процесс учебной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Берлёв, С. В. Активизация познавательной активности посредством включения экранно-звуковых средств обучения в процесс учебной деятельности / С. В. Берлёв. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 193-194. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2687/ (дата обращения: 16.11.2024).

Подготовка современного специалиста с использованием последних достижений науки и техники – это одно из приоритетных направлений нынешнего высшего профессионального образования.

Следует учесть, что методика преподавания и обучения является одним из основных факторов, определяющих качество подготовки будущих специалистов. Главное и сложное заключается в том, насколько профессионально и квалифицированно, можно обеспечить изучение своей дисциплины, в рамках учебно-познавательной деятельности.

Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения не происходит само собой, а требует особого внимания и специального педагогического воздействия. Подготовка к познанию должна складываться в определённую систему обучения, требующую использования новых обучающих технологий, поскольку традиционные учебные технологии, построенные на объяснительном способе передачи информации, в данном случае не дают должного эффекта, поэтому важнейшим условием эффективной работы педагога, является правильная организация учебно-познавательного процесса.

Эффективное представление учебной информации является одной из важных проблем обучения. Виды и формы представления информации существенным образом зависят от форм существования той или иной информации.

Всю информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса:

  • по воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.п.;

  • по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая [2].

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц, так как возникает ассоциация ощущений, которая ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности [1].

Применение аудиовизуальных средств обучения, в которых, сочетание видео - и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два важнейших органа чувств человека – зрение и слух, что существенно повышает информативность учебного процесса и эффективность его восприятия (см. рис. 1).

Воздействуя на органы чувств комплексом звуков и словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями [3]. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении аудиовизуальных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.


Рис. 1. Пирамида познания демонстрирует эффективность усвоения информации

при различных методах обучения [5].


Применение технических средств обучения (ТСО) в учебном процессе, также должно обеспечить следующие дидактические составляющие:

  • рационализация преподнесения учебной информации;

  • показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

  • высокая информационная насыщенность.

  • отображения действительности приближенное к реальности;

Перечисленные компоненты способствуют реализации принципов целенаправленности, наглядности, а также положительного эмоционального фона образовательного процесса.

Совре­менные ТСО имеют бесспорные пре­имущества перед техническими средст­вами предыдущего поколения, особен­но в качестве и динамике передачи изображения и звука, в скорости осу­ществления обратной связи между преподавателем и учащимся. Максимальное использование их дидактических возможностей повышает эффективность изучения курса технической направленности. Однако для этого необходимо со­вершенствование деятельности преподавателя и методики применения средств новых информационных технологий и традиционных ТСО в учебном процессе [4].

Аудиовизуальные средства обучения позволяют глубже раскрыть содержание учебных дисциплин, организовать активную деятельность учащихся, разнообразить учебные приемы, переключать учащихся с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у учащихся внимания и интереса к изучаемому вопросу, готовности затратить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей.

Современные технические средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала, однако следует отметить, что педагогическая эффективность экранных пособий во многом зависит от методики их включения в учебный процесс.


Литература:

  1. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю.А.Воронин. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.

  2. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании / С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун. - М.: Педагогика, 2002.

  3. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. – М.: Аcademia, 2001.

  4. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н.Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004.

  5. Формы и методы общеобразовательной подготовки (изд-е 2-5:
    доп. и перераб.) Под ред. М. И. Махмутова. - М.: Педагогика,
    2002.



Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, аудиовизуальное средство обучения, орган чувств, техническое средство обучения, учебная информация.

Похожие статьи

Активизация мыслительной деятельности на уроках посредством методов управления учебной работой школьников

Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений об окружающем мире с элементами разных видов деятельности

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии

Активизация речевого общения неслышащих детей в процессе внедрения верботонального метода на уроках в начальной школе

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Похожие статьи

Активизация мыслительной деятельности на уроках посредством методов управления учебной работой школьников

Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений об окружающем мире с элементами разных видов деятельности

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии

Активизация речевого общения неслышащих детей в процессе внедрения верботонального метода на уроках в начальной школе

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте