Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов
Автор: Пономарева Людмила Ивановна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 334 раза
Библиографическое описание:
Пономарева, Л. И. Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов / Л. И. Пономарева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2692/ (дата обращения: 16.11.2024).
Модернизация отечественного образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке педагога, которая по своим результатам отвечала бы потребностям личности в профессиональном становлении, а государства в педагогических кадрах, способных решать современные общественно значимые задачи.
И тем не менее, в педагогическом обиходе появились в ХХ веке, наряду с широким понятием обновления, еще множество вариантов продвинутого изменения образовательных систем: инновация, модификация, интеграция, дифференциация, индивидуализация и др.
Глубинная сущность модернизации образования заключается, однако, в другом: в отличие от инновации его, набравшей силу в начале 90-х годов ХХ века, модернизация образования ожила в конце 2001 года, благодаря выходу в свет Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Закону Российской Федерации «Об образовании» и раскрыта в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года.
В настоящее время есть веские основания для исследования следствий модернизации образования, учитывая, что основную функцию обновления выполняют при этом специальные его виды, например биологическое (экологическое) образование, которое никак не укрепляет почему-то свои позиции в учебных планах последних лет [1, 191].
Примером того может служить экологическое образование, которое, с одной стороны, «приобретает функцию обновления всего образования», а с другой стороны, «не реализует свою основную функцию обновления всего образования ... в развитии цивилизации и преодолении экологического кризиса» [2, 86].
Чтобы разумное отношение к природе стало составной частью человечества, должен произойти мировой сдвиг внутри самого человека, основанный на осознании особой ценности природы. Перспективы разрешения экологических проблем зависят от всеобщей грамотности населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной ситуации. Следовательно, экологическое воспитание и образование следует рассматривать как социальный заказ педагогической практике.
Общеизвестным является тот факт, что только личность может воспитать личность, а развивать в детях экологическую культуру может только личность экологическая.
В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено как единство соответственно развитых сознания и эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания является особым образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имея в виду сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-бессознательном стремлении единения с природой. В содержание экологического сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом направленная воля предполагает способность к решительному отказу от намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.
Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает познание закономерностей природы, связей между нею и человеком; философская — дает возможность осмыслить назначение человека; политическая — обеспечивает должное равновесие между хозяйственной деятельностью и природными ресурсами; правовая — удерживает в рамках закона регулируемые взаимодействия; нравственная — одухотворяет эти отношения; эстетическая — создает возможность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло природоохранной целесообразности.
Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями нового столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой специфический предмет в изучении становления и развития психических состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы, формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически ориентированной педагогики как особой научной дисциплины, направления поиска, максимально отвечающих принципу природосообразности в его современном звучании. На их базе могут быть разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Будущие педагоги должны знать о необходимости экологической терапии и разработки путей и средств возвращения ребенка в биологически и психологически благоприятную среду обитания, предложить специальные игровые, творческие, деловые ситуации общения и деятельности, снимающие напряжение, возрождающие нормальное функционирование психики и организма в целом. Экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Такой подход может организовать только взрослый, поэтому студенты педагогических вузов (как будущие педагоги-психологи), должны быть готовы к организации такой развивающей образовательной среды.
Природа вненравственна, она по ту сторону добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.
Студенты должны осознавать, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий воспитателей и воспитанников. Речь идет о создании надежной психологической установки у будущих педагогов-психологов на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого человека, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Важны умения и навыки охранительной и защитительной, психо- и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства, огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного общения.
Становление экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом становления экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые надолго (порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Педагог-психолог должен помнить, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста отношения с окружающей средой реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Исследуя вопросы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста И.Д. Зверев, Т.И. Суравегина, С.Н. Николаева и другие, рассматривают экологическую культуру детей ни как особое явление (сверхкультуру), а как культуру единения человека с природой, как гармоническое слияние социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Важным моментом начала формирования экологической культуры у детей становится система профессиональной подготовки специалиста. Для этого будущие педагоги-психологи должны владеть определенной системой экологических знаний; ответственным отношением к окружающей природной среде, своему организму и другим людям; сформированной потребностью в здоровом образе жизни; умением организовать учебно-воспитательный процесс с использованием природосообразных и здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Литература:
Тюмасева З.И. Нужна ли модернизация общего образования в условиях его непрерывного развития? / З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского гос.пед.университета.- 2004.- № 5. С. 190 – 204. Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология.
Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.-264.
Пономарева Л.И. Эколого-валеологическая аттракция образования как необходимое условие подготовки студентов педагогического вуза / Л.И. Пономарева //Теория и практика развития современного высшего профессионального образования: мат-лы международной науч.-практ. конференции. В 2-х ч. – Москва – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. – Ч. 2. С. 215-223.
Бойчук Ю.Д. Эколого-валеологическая культура будущего учителя: дефинитивная характеристика, структурно-функциональные компоненты и научно-методическая система формирования в условиях педагогического вуза. / Ю.Д. Бойчук // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VII-й Междунар. науч.-прак. конф.,8-9 нояб. 2011 г. – СПб.: ЦНИТ «Астерион»; Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. С. 13-18.