Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)
Автор: Даськова Юлия Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 2108 раз
Библиографическое описание:
Даськова, Ю. В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства») / Ю. В. Даськова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2702/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность формирования и развития творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров определена социальными и экономическими переменны в жизни общества, а также значимостью навыков и установок творческой самостоятельности для специалиста профессионально, работающего в области дизайна (Минервин Г.Б., В.Т. Шимко, Ефимов А.В. и др.).
В настоящее время в научных исследованиях процесс формирования и развития творческой самостоятельности рассматривается с различных аспектов. В психологии творческая самостоятельность исследуется в контексте развития творческих способностей (Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, А. Т.Шумилин и др.) В ряде работ решается проблема творческой личности и личности как субъекта творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Б.Д. Богоявленская, А. Дистервег, М.П. Дружинина, Е.А. Климова, А.В. Хуторской, А.Н. Леонтьев и др.). Мы полагаем, рассматривая творческую самостоятельность дизайнера необходимо выделить основные подходы к определению понятия «творчество». Ряд авторов, определяют творчество как ведущий вид человеческой деятельности. По мнению Л. С. Выготского, В.Д. Шадрикова, С.Медник и др. творчество включает психолого-педагогическую составляющую как личностный и процессуальный аспекты и предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений. Эти ученые выделяют признаки, характеризующие творчество как целостный процесс, а именно: наличие проблемы и противоречий; творческой задачи; концентрация творческих усилий; новизна и оригинальность процесса и результата; независимость в суждениях и ответственность за свои действия.
В трудах Я.А. Коменского, Ж-Ж Руссо, А.Дистервега, К.Д Ушинского, В.А. Сухомлинского и других педагогов творчество рассматривалось как основа учебной деятельности учащихся. В исследованиях Дж.К Джонса., А.Я.Понамарева, Вертгеймера и др. процесс творчества описывается как изменяющаяся во времени последовательность действий субъекта творчества, использующего специфические способы (умение видеть проблему, делать прогноз, генерировать идеи, делать выборы методов и средств решения проблемы, проводить проверку решения) и средства деятельности. Творческая деятельность рассматривается как специфическая деятельность, в основе которой лежит деятельность, со своими процессуально-технологическими особенностями, используя которые можно развить творческий потенциал личности. В этом аспекте Д.Б. Богоявленская определяет творчество как «способность не просто к высшему уровню выполнения любой деятельности, но к ее преобразованию и развитию».
По мнению Л.С. Выготского, Л.Б. Ермолаевой-Томиной творчество проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Всякая деятельность в определении С.Л. Рубинштейна характеризуется, прежде всего, следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта, точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие с объектом, т.е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда – творческая; 4) она самостоятельная. Результатом творческой деятельности является новый продукт отличающийся, оригинальностью и уникальностью, полученный с путем использования нового методы, способа действия.
Важную роль в процессе творческой деятельности выполняет творческое мышление. Творческое мышление связывают с наличием способности самостоятельно увидеть и сформулировать проблему, сделать точный прогноз, распространить имеющиеся данные на новые условия, найти оригинальные способы разрешения проблемы. Сущность творчества проявляется в продуктивном воображении, которое выполняет функцию источника и средства получения нового знания. По мнению С.Д. Смирнова и др. творческое воображение, как и творческое мышление, связано со стремлением к продуктивной деятельности и рассматривается как устойчивая черта личности.
На основе уточнения психолого-педагогических трактовок понятий творчества и творческой деятельности мы определяем творческую самостоятельность студентов-дизайнеров как целенаправленную, управляемую самим студентом учебно-проектную деятельность, характеризующееся качеством творческого мышления, наличием сформированных профессиональных знаний, стремлением и мотивацией отклоняться от традиционных способов решения проектной задачи. Творческая самостоятельность дизайнера представляет собой сквозную составляющую профессиональной деятельности, т.е. имеет место на всех этапах проектирования, отражает в себе функции и задачи этих этапов и позволяет дизайнеру творчески самореализоваться в профессии.
Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров происходит в условиях регулярной самостоятельной деятельности студентов. Результатом сформированности и развития творческой самостоятельности выступает интегральное качество личности студента-дизайнера, характеризующееся наличием сформированных научных знаний, умений творческой самостоятельной работы, качеством творческого мышления (Л.М. Попов, В.В. Дрозина и др.). Процесс формирования и развития творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров будет эффективным, если при организации обучения используются положения деятельностного и личностно-ориентированного подходов, а именно: последовательное усложнение изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов.
Формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров представляет собой постепенное и направленное развитие определяющих ее компонентов (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Н.Н.Нечаев, Н.М. Яковлева и другие): когнитивно-деятельностный компонент (на уровне знаний происходит овладение способов проектной деятельности); рефлексивно-творческий компонент (умения представлять план предстоящей проектной деятельности, умение входить в активную умственную работу, самостоятельное добывание дополнительных знаний, умение творчески самостоятельно применять знания на практике); мотивационно-личностный компонент (качества творческой самостоятельной личности: распространение знаний творческой деятельности в новых условиях, стремление находит оригинальные способы деятельности, осознание знание творческой составляющей профессиональной деятельности).
В основе дизайнерского образования лежат принципы профессиональной деятельности в этой сфере, образовательные технологии, имитирующие в учебной деятельности все этапы архитектурно-дизайнерского проектирования, позволяют формироваться компетенциям, обеспечивающим выпускнику успешное трудоустройство и дальнейшую профессионализацию. Процесс формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров будет эффективен в профессионально-практической направленности обучения (В.Р. Аронова, В.Л. Глазычева, К.М. Кантора, Е.А. Розенблюма, С.О. Хан-Магомедова, Г.П. Щедровицкого и др.). Н.Н.Нечаев делает акцент на то, что студентов должен осознавать необходимость и получить возможность непосредственно работать над способами и методами профессионального творчества, а не над «творческими результатами». Только в сознательной работе над методами формируются возможности творчества, возможности разработки своих собственных индивидуальных способов и методов деятельности.
В число обязательных профессиональных дисциплин в образовательной программе студентов-дизайнеров, входит учебная дисциплина «Основы производственного мастерства». Курс состоит из практических занятий, задачей которых является освоение профессиональных знаний, умений и способов проектной деятельности, максимальное раскрытие творческих способностей студента. Учебный процесс, организованный нами в соответствии с поставленной задачей, представляет собой совокупность педагогических методов и приемов, направленных на формирование у будущих специалистов в области дизайна, теоретической и практической готовности к проектной деятельности и активной самостоятельности по решению творческо-поисковых задач, типовых и нестандартных профессиональных ситуаций.
Со ссылкой на изученные исследования (П.И. Пидкасистый, Н.А. Половиников, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др), в рамках учебной дисциплины «ОПМ» выделяет три этапа процесса формирования творческой самостоятельности студентов дизайнеров:
Подготовительная деятельность (самостоятельная работа). Деятельность студентов осуществляется под руководством преподавателя на всех этапах учебного проектирования и характеризуется неустойчивым отношением к проектной деятельности. У студента отсутствует система знаний и нет готовности к их использованию в конкретных ситуациях. Цели и задачи определены в общем виде.
Частичная деятельность (самостоятельная работа). Деятельность студента характеризуется творческой самостоятельностью с незначительной помощью преподавателя. Преподаватель корректирует, направляет, консультирует, помогает составить план и способы выполнения работы. В отличие, от первого этапа, обучающейся проявляет инициативу, проявляет стремление и имеет определенные возможности выполнения части проекта самостоятельно, возникают элементы поиска новых решений в стандартных проектных условиях. В личности студента проявляется склонность к устойчивому творческому отношению к проектной деятельности.
Творческая самостоятельная деятельность. В деятельности студента наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: студент может выполнить проект полностью самостоятельно, опираясь на свои знания и умения, сам ставит цель, формулирует учебную проблему, планирует этапы ее решения. Преподаватель выступает в роли координатора действий, помогает студенту в нахождении способов самоконтроля. Личность студента характеризуется положительно-эмоциональной направленностью, устойчивой активностью в поиске новых методов проектной деятельности.
Учитывая возможности учебного процесса и обобщив научные исследования по теме, мы разработали педагогическую модель формирования и развития творческой самостоятельности в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства». В представленной модели целевой блок включает в себя цель, принципы, условия организации учебного процесса, а также характеристику компонентов творческой самостоятельности в соответствии с проектной деятельностью; содержательный блок состоит из теоретического уровня, уровня учебной дисциплины, учебно-методического уровня (рабочая программа, комплекс информационного обеспечения учебного процесса, фонды оценночных средств творческой деятельности, программама самостоятельной работы студентов); проектировочно-организационный блок содержит методы организации и стимулирования творческой деятельности, методы контроля и оценки творческой деятельности, а также способы организации учебной деятельности студентов; процессуально-деятельностный блок представлен задачами организации учебно-проектной деятельности и соответствующей этим задачам деятельностью преподавателя и студента; результативный блок определяет умения и способности, которые должны стать показателями сформированности творческой самостоятельности в соответствии с компонентами творческой самостоятельности.
Эффективность модели можно выявить в ходе проведения педагогического эксперимента. Исходя из этого, был сформулирован замысел опытно-экспериментальной работы (здесь и далее - ОЭР): проверить эффективность разработанной педагогической модели формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.
Опытно-экспериментальная работа (здесь и далее - ОЭР) по исследованию уровня сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров проводилась в три этапа: констатирующий (подготовительный), формирующий (обучающий) и завершающий (сравнительный).
Нами был выбран следующий диагностический инструментарий: методика Е.Е. Туник, которая представляет собой модификацию тестов Дж.Гилфорда и П.Торренса, экспресс-опросник креативности Д.Джонсона - направлены на выявление творческого мышления (гибкость, оригинальность, беглость, способность порождать нешаблонные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем); система учебно-творческих заданий (клаузуры и эскизирования) направлена на выявление навыков решения творческих задач (знания эвристических методов, специфических дизайнерских приемов генерации новых идей). Для оценки мотивационной составляющей сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров использованы «Методики изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Диагностика способностей студентов-дизайнеров самостоятельно организовать учебно-творческую деятельность проводилась при помощи опросника «Саморегуляции» А.К. Основицкого.
Для измерения уровня сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров была разработана 3-х уровневая шкала (подготовительная деятельность, частичная деятельность, самостоятельная творческая деятельность). Каждый уровень включает следующие показатели исследований: творческое мышление; знания приемов творческой деятельности и эвристических методов (когнитивно-деятельностный компонент); навыки организации самостоятельной учебно-творческой деятельности - организация, планирование, корректирование и критическая оценка (рефлексивно-творческий компонент); мотивы учебно-творческой деятельности (мотивационно творческий компонент).
Уровень подготовительная деятельность характеризуется низкой способностью студентов самостоятельно организовать учебно-творческую деятельность; низким уровнем мотивации к профессиональной деятельности; слабой мотивацией к успеху, нерешительностью; построением деятельности по алгоритму; копированием идей; предложением шаблонных, стереотипных решений, низким уровнем развития творческого мышления; низким уровнем знаний в области творческих приемов, эвристических методов.
Уровень частичная деятельность характеризуется средней способностью студента организовать и выполнить (планирование, корректирование и критическая оценка) учебно-творческую деятельность; средним уровнем решительности и направленности на успех; переходом от репродуктивных форм к индивидуальным путем видоизменения аналога; средним уровнем развития творческого мышления; средним уровнем развития навыков и знаний в области творческих приемов, эвристических методов.
Уровень самостоятельная творческая деятельность выражается в высокой самостоятельности студента в организации, планировании, корректировании и критической оценке учебно-творческой деятельности; в высоком уровне мотивации к профессиональной деятельности и стремлении к их реализации; высокой степени решительности и направленности на успех; вере в собственные силы, способности создавать оригинальные объекты и предлагать нестандартные решения.
По истечении экспериментального периода были выявлены изменения в уровне сформированности творческой самостоятельности у студентов экспериментальной группы в положительную сторону. Положительная динамика наблюдается в изменении всех показателей творческой самостоятельности в среднем на 12-14% (в контрольной группе на 6-7%).
Апробация разработанной и теоретически обоснованной модели позволила выявить педагогические условия эффективного формирования и развития творческой самостоятельности в процессе обучения: использование групповых, индивидуальных, коллективных способов организации учебного процесса, методов активизации и стимулирования самостоятельной творческой деятельности, а также методов контроля и оценки творческой деятельности, адекватных компонентам творческой самостоятельности; профессионально-практическая направленность обучения учебной дисциплины «ОПМ»; сочетание позиций деятельностного и личностно-ориентированного подходов к организации процесса обучения, а именно последовательное усложнение изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов, создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса.
В ходе проведения исследовательской работы разработано и внедрено в педагогическую практику учебно-методическое обеспечение модели формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в процессе изучения учебной дисциплины «ОПМ» (рабочая программа, информационное обеспечение, фонды оценночных средств, программа самостоятельной работы и др.).
Отмечено, что полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшей работы по совершенствованию педагогических условий с динамикой развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в процессе обучения.