Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских библиотек города Ульяновска
Автор: Демьянова Ирина Владимировна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 1886 раз
Библиографическое описание:
Демьянова, И. В. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских библиотек города Ульяновска / И. В. Демьянова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2734/ (дата обращения: 16.11.2024).
Успешная деятельность любой библиотеки в значительной степени определяется профессиональным уровнем её сотрудников.
Процесс реформирования системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров идет по многим направлениям. Расширен перечень профессиональных специальностей и специализаций в библиотечно-информационной сфере. Созданы образовательные стандарты нового поколения. Но главное - складывается система непрерывного библиотечного образования. Ее интегральным звеном становятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров, поскольку они несут основную нагрузку по адаптации библиотекарей к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с повышением социальной роли библиотек в жизни современного общества и их технологической модернизацией. [1, c. 41]
Не менее важна и компенсирующая роль дополнительного профессионального библиотечного образования, во-первых, в восполнении недостатка знаний у выпускников вузов, вызванного разрывом между образовательным процессом, осуществляемым средней и высшей профессиональной школой, и динамично развивающейся библиотечной практикой. Во-вторых, именно через профессиональную переподготовку осуществляется формирование нового кадрового ресурса современных библиотек, куда все чаще приходят работать филологи, историки, социологи, специалисты в области информационных технологий и многие другие. Именно благодаря их приходу в библиотечную сферу кадровый потенциал отрасли вырос в последние годы почти на 6%.[4, с. 37] Для этой категории библиотечных работников переподготовка - важнейшее условие вхождения в новое для них профессиональное сообщество, гарантия социальной защиты и будущего служебного роста.
Особо следует подчеркнуть роль дополнительного профессионального библиотечного образования как действенного инструмента реорганизации библиотечного дела в целом. Сегодня это самая широкая площадка освоения новых идей, концепций, технологий. Именно в системе дополнительного образования инновационный библиотечный опыт аккумулируется, изучается, оценивается, а затем транслируется в практическую деятельность.
Исходя из многофункциональной и очень важной роли дополнительного профессионального библиотечного образования в развитии отрасли, государственная образовательная политика в этой области направлена сегодня на создание многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных; кадров, способной привести их совокупные профессиональные знания, умения и навыки в соответствие с задачами поступательной модернизации библиотечного дела.
В условиях, когда в связи с переходом системы повышения квалификации на коммерческую основу и отсутствием у большинства вузовских библиотек средств для оплаты стоимости обучения на курсах и семинарах, организуемыми нашими библиотечными учебными центрами, вопросы повышения квалификации, как правило, решают на уровне областных методических центров. В большинстве вузовских библиотек города сложилась собственная практика обучения и повышения квалификации.
В Ульяновске в 2006 году была проведена методическим объединением города конференция «Традиции и новации в библиотеке вуза в области управления качеством», в этом же году состоялась Открытая научно-практическая конференция «Библиотека и образование: партнерство и развитие» на базе НБ УлГУ. Обе конференции предоставили библиотекам региона обозначить актуальные проблемы, обсудить возможные пути решения, поделиться опытом работы. В конференции «Библиотека и образование: партнерство и развитие» на базе НБ УлГУ приняли участие свыше 100 представителей вузовских, школьных, областных и городских библиотек Ульяновска и Ульяновской области, библиотек вузов Самары, Казани, Волгограда, Саранска, руководители Центрального библиотечного коллектора (г. Москва).
В рамках конференции состоялась презентация профессионального журнала «Молодые в библиотечном деле». Главный редактор Макаренко Татьяна Сергеевна подарила комплекты журнала и открыла корреспондентский пункт журнала на базе НБ УлГУ, который аккумулирует опыт библиотек города и региона, пропагандирует лучшие информационно-библиотечные проекты, организовывает профессиональные встречи и конференции.
«Круглый стол » для библиотек вузов «АИБС MARK SQL и ИРБИС- 5 лет работы в библиотеках вузов города: итоги и перспективы» прошел в 2007 году.
Наработки отдельных библиотек вузов в этой области могут и должны быть использованы библиотеками в своей индивидуальной и совместной деятельности.
Можно констатировать, что количество специалистов с высшим непрофильным образованием в вузовских библиотеках имеет наибольший показатель и положительную динамику роста. Это объясняется, с одной стороны, тем, что сами библиотеки в связи с выполнением различных функций ощущают всё большую потребность в таких специалистах как программисты, социологи, психологи и др. А с другой стороны, часто в библиотеку приходят специалисты, которые не смогли себя найти по своей основной специальности, не смогли трудоустроиться. Открытие в УлГУ культуры и искусств факультета повышения квалификации и переподготовки кадров даёт им хорошие возможности за короткий срок получить библиотечное образование, иметь перспективу профессионального роста.
Этот путь можно рассматривать и как одно из направлений, которое поможет библиотекам ликвидировать дисбаланс между потребностями в квалифицированных специалистах и невозможностями силовыми методами удержать молодых специалистов с профильным образованием в библиотеках.
Тем более что руководителям библиотек нельзя сегодня не учитывать и те изменения, тенденции, которые характерны для современной системы подготовки библиотечных кадров высшей квалификации с учётом мирового опыта. Именно подготовка специалистов с возможностями расширения сферы применения знаний и умений в условиях функционирования в обществе разнообразных информационных институтов, введение при подготовке библиотечных кадров сдвоенных специальностей, ориентация на развитие творческих успехов [3, с. 5].
Для сохранения положительных тенденций в формировании кадров вузовских библиотек, стабилизации и оптимизации библиотечных коллективов необходимо было бы по возможности сохранить то положительное, что уже достигнуто. Выработать систему мер по повышению престижа библиотечной профессии в обществе в целом и во властных структурах; разработать комплекс мер по привлечению в библиотеки молодых специалистов и закреплению их на местах; привлекать к учебе в высших и средних специальных учебных заведениях молодых работников библиотек, имеющих общее и не библиотечное среднее образование; создать условия для приоритетного приема в профилированные вузы студентов из конкретных территорий; провести исследование состояния и перспектив развития библиотечных кадров [2, с. 162].
Активное внедрение во все сферы деятельности информационных и телекоммуникационных технологий существенно повлияло на информатизацию образовательного процесса и, как следствие, на тенденции развития библиотек высших учебных заведений, которые в условиях интернетизации общества определяются процессом интеграции в единую информационно-образовательную среду.
Сложившаяся ситуация отразилась на определении миссии вузовской библиотеки, содержании основных целей, задач и функций и привела к необходимости трансформации традиционных библиотечных технологий с учетом происходящих в высшем образовании перемен. Фактически сегодня вузовская библиотека становится информационным центром, формирующим банк научно-образовательных информационных ресурсов и предоставляющим к ним доступ [6, с. 360].
Изменение статуса вузовских библиотек, активная информатизация библиотечных технологий повлекли за собой изменение требований к уровню профессиональной компетенции работающих в них специалистов. Возросла потребность библиотек в специалистах, обладающих не только широким кругозором и высокой культурой, но и владеющих информационными технологиями, умеющих быстро реагировать на изменяющуюся обстановку и принимать адекватные решения, и наконец, стремящихся овладевать новыми знаниями. Большинство же работающих в вузовских библиотеках специалистов обучены традиционным библиотечным технологиям, а межотраслевая миграция привела к тому, что значительная часть персонала не имеет специального библиотечного образования. Социально-экономические условия развития общества затрудняют приток в вузовские библиотеки кадров, обладающих компетенциями, необходимыми для работы в условиях библиотечно-информационных технологий. В результате сложившаяся кадровая ситуация вступает в конфликт с новыми целями и задачами вузовских библиотек.
В связи с этим перед руководителями вузовских библиотек очень остро встает проблема оперативной профессиональной и социально-психологической адаптации имеющегося персонала к новым условиям профессиональной среды, основанной на библиотечно-информационных технологиях, которая требует комплексного подхода в решении и предполагает не только актуализацию знаний, но и интеграцию психологических, социальных и профессиональных механизмов личности в единую систему. Это позволит сделать кадровый потенциал библиотек адекватным предъявляемым требованиям [5, с. 161].
Следует отметить, что координация работы вузовских библиотек возложена на Центральную библиотечно-информационную комиссию (ЦБИК) при Министерстве образования. Однако координация деятельности носит рекомендательный характер, а не административный. Такое положение закреплено соответствующим документом – Постановлением Комитета по высшей школе «О системе координации библиотечно-информационного обслуживания в вузах» (№17 от 02.04.1992). Координация деятельности библиотек вузов в регионах возложена на зональные, областные и городские методические центры. Таким методическим центром для библиотек вузов Ульяновской области является научная библиотека УлГТУ. По Приказу Министерства высшего и специального образования №521 от 03.07.1969 года научная библиотека УлГТУ была определена областным методическим центром для библиотек вузов Ульяновской области. Выбор библиотеки УлГТУ был не случайным. К этому времени в городе существовало четыре вуза и сложилось достаточно сильное методическое объединение вузовских библиотек при межведомственной библиотечной комиссии, самым активным членом которой были сотрудники УлГТУ.
Литература:
Бочарникова, Е. С. Профессиональное развитие библиотечных специалистов [Текст] / Е. С. Бочарникова // Научные и технические библиотеки. - 2008. - N 6. - С. 41-45.
Высоцкая, Е. К. Современная динамика развития кадров муниципальных библиотек Российской Федерации [Текст] / Е.К. Высоцкая // Библиотечное дело ХХI. – 2008. - №2(12). – С. 162-177
Высоцкая, В. К. Непрерывное образование библиотекарей России: состояние и проблемы [Текст] / В.К Высоцкая // Непрерывное библиотечное образование. Бюллетень.- 2009.- №5.- С.5-10.
Сударикова, Е. П. К вопросу о переходе подготовки библиотечно-информационных специалистов по четырем квалификациям [Текст] / Е. П. Сударикова // Информационный бюллетень РБА. - 2005. - N 35. - С. 37-38.
Фомичева, И. К. Адаптация библиотечных специалистов к
автоматизированным технологиям [Текст] / И. К. Фомичева // Библиотека и библиотекарь в современном мире. – Казань : Медицина, 1999 - 161-164Фомичева, И. К. Адаптация библиотечных специалистов к
новым информационным технологиям: постановка проблемы [Текст] / И. К. Фомичева //Библиотечное дело - 2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве: тез. докл. 6-ой междунар. науч. конф. - М., 2001 - С. 360-361