Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе
Автор: Яцкова Ольга Юрьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 13128 раз
Библиографическое описание:
Яцкова, О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе / О. Ю. Яцкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2771/ (дата обращения: 16.11.2024).
Перед современным образованием ставятся определенные цели и задачи, которые соответствуют настоящему времени. В современном мире человек должен быть готов к максимально эффективному использованию своих способностей, применять свои знания и умения в нестандартных условиях, уметь быстро и качественно реагировать на все изменения, происходящие в современном мире, в науке и технике.
В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописано: «Общеобразовательные учреждения должны <…> раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [1, с.6]. «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше» [1, с.12].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,<…> Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должна отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [2,c.8].
Следовательно, современное образование должно содействовать тому, чтобы научить детей активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время насущными становятся вопросы формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного образования.
Строго научным предметом исследования «творческий потенциал» становится в начале XX века (П.К. Энгельмейер). Затем всплеск активности в изучении отдельных аспектов развития творческого потенциала личности отмечается в 60-80-е гг. в философии (С.Р. Евинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, П.Ф. Коравчук, И.О. мартынюк и др.), а также в психологии (Л.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Ю.Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Г.С. Сухобская и др.)
В педагогике активное изучение данного феномена началось в 80-90-е гг. (Т.Г. Браже, Л.А. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова, и др.). Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил.
Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения. Так, сторонники аксиологического подхода определяют творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения (М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.).
Авторы онтологического взгляда рассматривают творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Копосова, В.Н. Николко и др.). Данный феномен признается важнейшим родообразующим фактором человечества, способом актуализации творческой сущности отдельно взятого человека.
С позиции развивающего подхода к изучению творческого потенциала личности исследователи определяют его как совокупность реальных возможностей, умение и навыков, определенный уровень их развития (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.)
В рамках деятельностно-организационного подхода осуществляется рассмотрение данного феномена как качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера (Г.С Альтшуллер, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак и др.).
В работах Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева и др. представлен способностный подход, который позволяет отождествить творческий потенциал с творческими способностями человека и рассмотреть его как интеллектуально-творческую предпосылку к творческой деятельности.
По мнению сторонников энергетического подхода, творческий потенциал отождествляется с психоэнегетическими ресурсами и резервами личности, которые выражаются в необычайной интенсивности духовной жизни и могут разряжаться в других видах деятельности (Н.В. Кузьмина, л.Н. Столович и др.)
Своеобразие подходов к рассмотрению творческого потенциала личности позволяет выделить ресурсный подход (т.А. Саломатова, В.Н. Марков и ю.В. Синягин и др.). С позиции данного подхода В.Н. Марков и Ю.В. Синягин подчеркивают, что потенциал, являясь ресурсным показателем, постоянно расходуется, возобновляется в ходе жизнедеятельности субъекта, реализуется во взаимоотношении с окружающим миром, а также является системным качеством.
Достаточно широко представлена группа исследователей, авторы которых изучают творческий потенциал личности с позиции интегративного подхода (Е.А. Алексеева, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук, А.М. Матюшкин, А.И. Санникова и др.). В рамках данного подхода исследователи подчеркивают интегративность как его характерное свойство, и определяют творческий потенциал как дар, имеющийся у каждого, как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным динамическим образованием, которое: отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике (П.Ф. Кравчук); выражает отношение человека к творчеству (позиции, установку, направленность) (А.М. Матюшкин и др.) [3].
Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей. [4]
С точки зрения Ю.Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:
богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;
уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого;
высокой работоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей [5].
Л.К.
Веретенникова предлагает рассматривать творческий потенциал как
интегральную характеристику личности. Она отмечает, что ядром
творческого
потенциала выступает способность личности к созиданию
нового,
оригинального, т.е. способность к творчеству. Вместе с тем
творческий
потенциал личности не может быть сведен только к этой
способности,
последнее не существует как нечто отдельное,
изолированное от других
качеств личности. Этот потенциал, наряду с
названной способностью,
предполагает сформированность системы
других, тесно связанных с ней и
взаимопроникающих качеств
личности. Среди них психические процессы,
интеллект,
направленность и другие. Веретенникова Л.К. подчеркивает, что каждый
должен иметь возможность заниматься творчеством, и для этого должны
быть развиты необходимые способности, умения. Проявлению творчества
ребенка надо учить, следует своевременно позаботиться о формировании
потребности в творческой деятельности с пробуждения к ней настоящего
интереса [6].
В.Г. Рындак и Л.В.Мещерякова определяют творческий потенциал как систему личностных особенностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, направленности, определяющих освоения педагогических инноваций, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, а и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь решения [7].
Исходя из работ Л.А. Даринской., творческий потенциал – это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности». Творческий потенциал учащегося, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:
стремление значимости собственной личности (самореализацию);
творческий подход к учебной деятельности; творческую активности в учебной деятельности;
способность к самовыражению;
рефлексию собственной жизнедеятельности;
ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве [8].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода. Литература:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Издательство «Просвещение», 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Фелерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2001. – 230 с.
Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996
Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личнсти. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – 84 с.
Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 Количество страниц – 340 с.
В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). – М.: Педагогический вестник, 1998. – 116 с.
Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2005. – 293 с.