Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 3071 раз

Библиографическое описание:

Штенгель, Ю. Ю. Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий / Ю. Ю. Штенгель. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2772/ (дата обращения: 16.11.2024).

Образование, самый из актуальных вопросов человека, который думает о будущем, о своем развитии, как в профессиональном направлении, так и в повышении уровня знаний по интересующим вопросам. В свете развития информационный технологий и интернет ресурсов возникает возможность получать необходимую информацию и образовательные услуги, не меняя свой образ жизни. В этом вопросе может помочь Дистанционная форма образования (ДО).[1]

Само понятие ДО появилось в Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, и имело название «Корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, имели возможность общения с педагогом и сдачи зачётных работ по средствам данному виду связи. ДО занимает прогрессивное положение в модернизации. Согласно приказу №137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий ) возможно проводить как очно , так и дистанционно. [2]

ДО от традиционных форм обучения отличают следующие черты:

Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и ритме, неограниченное время.

Большой охват источников учебной информации, общение через сети связи друг с другом и с преподавателем.

Равные возможности получения образования независимо от места проживания, что актуально для студентов заочного обучения.

Расширение роли преподавателя, в сфере координации познавательного процесса, усовершенствовании преподавания, повышение творческой активности и собственной квалификации в соответствии с нововведениями и инновациями.[1]

Определение понятия Дистанционное обучение как взаимодействие преподавателя и учащегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность, говорит о том, что данный вид обучения, дает возможность в большей степени реализовывать теоретический учебный процесс. ДО имеет решающее значение особенно в вопросе реализации права любого гражданина на получение образования , закрепленного в ст 43 Конституции РФ:

«Каждый гражданин имеет право на образование.»

Особое значение данный вид обучения имеет для людей-инвалидов.[3]

Доступность в наше время современных технологий позволяет помогать студентам, применяя различные формы организации дистанционных занятий:

Чат-занятия осуществляются с использованием чат-технологий, проводятся синхронно, обучающиеся имеют одновременный доступ к чату, что позволяет вести конструктивный диалог с несколькими обучающимися в один период времени.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные и практические занятия или подготовку к ним.

Чат-занятия и веб-форумы дают возможность многодневного обсуждения интересующих вопросов, а так же асинхронное взаимодействие друг с другом .[4][5]

Рис 1. Взаимодействие нескольких пользователей ЧАТ-занятие


ДО также позволяет снизить затраты на проведение обучения (оборудование специализированных учреждений, поездок к месту учебы на консультации), появляется возможность повышение качества обучения за счет применения современных средств. Для выполнения требования повышения квалификации работников различных структур, ДО может открыть новые возможности и направления обучения, без отрыва от производства создавая единую образовательную среду технического обучения. Данный вид Дистанционного обучения должен ориентироваться на государственные стандарты.[5]

Дистанционное обучение (ДО) в сфере ССУЗовской подготовки компетентных специалистов, с введением новых образовательных программ имеет большое образовательное значение, т.к. в современном процессе обучения главным становиться обучение студентов практическим навыкам выполнения тех или иных работ. Изучению теории отводится минимальное количество времени учебного процесса, что возлагает на студента обязанность самостоятельной подготовки, изучение технической литературы. Большая часть обучающихся, привыкнув к школьной форме подготовки не могут сориентироваться в большом объеме литературы и сторонних источниках информации. Студент может задать интересующие вопросы на консультативных и дополнительных занятиях, но как бывает часто, интересующий вопрос рождается тогда, когда преподаватель не доступен для студента в процессе подготовки домашнего задания. На помощь студенту приходит одно из направлений ДО.

Консультативное ДО- форма когда студент имеет возможность не просто ознакомиться с базой данных общей сети , но и задать интересующий его вопрос и получить компетентный ответ на него.

В процессе работы в форме ДО формируются объемные электронные библиотеки. Формирование определенной базы данных консультативного ДО- не в плане предоставления образовательной услуги, а именно с целью помощи в поиске информации и координации теоретической подготовки обучающегося, является емким процессом. Нельзя сказать, что ДО облегченный вариант работы преподавателя. ДО требует определенных навыков работы с системами информатизации.

Рис 2. Реализация навыков преподавателя


Расширение современных информационных технологий приводит к стиранию границ между традиционным очным обучением и дистанционным обучением.

Рис.3 Взаимосвязь традиционного очного процесса обучения и ДО


В современном процессе обучения уже можно утвердительно сказать, что очное образование невозможно без технологий дистанционного обучения.


Литература:

  1. Концепция создания и развития единой систем дистанционного образования в России Госкомвуз России-М.: НИИВО 1995 .(утверждена решением Совета ИДО МЭСИ от 29 апреля 1998 г.)/

  2. Приказ №137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»

  3. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

  4. Термины и определения дистанционного обучения", Лаборатория дистанционного обучения Российской Академии Образования.

  5. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 416 с.


Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, вид обучения, возможность, современный процесс обучения, студент.

Похожие статьи

Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Система оценивания результатов учебной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Похожие статьи

Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Система оценивания результатов учебной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения