Основные принципы методологии формирования интеллектуальной личности на основе концепции А.Кунанбаева «полноценная личность» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кенжегараев, Н. Д. Основные принципы методологии формирования интеллектуальной личности на основе концепции А.Кунанбаева «полноценная личность» / Н. Д. Кенжегараев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2776/ (дата обращения: 16.11.2024).

Основные три принципа формирования интеллектуальной нации, обозначенные в проекте Лидера нации Н.А.Назарбаева «Интеллектуальная нация - 2020», требуют особенных, разносторонних разработок. Концепция А.Кунанбаева о «полноценной личности» тождественна с идеей интеллектуальной нации. Концепцию «полноценная личность» мы не должны изучать, интерпретировать в узком аспекте, связывая его наукой о нравственности, трактовать только в религиозно-философском контексте. Науку о совести, науку о нравственности, о человечности, проблему формирования совершенного человека, пути человека к полноценности Абай толковал исходя из социально-политического дискурса. Его особо не заботила безгрешная жизнь, земное и потустороннее счастье и благополучие отдельных персон, индивидов. «Полноценный человек» в понимании Абая от религиозно-философского контекста превращяется в социально-политического, человеческого и приобретает эстетический, культурный характер. Развивая все необходимые институты ценности, «полноценный человек» у Абая должен трудиться для будущего своей страны и его успешного развития. Этим он поднимается до высшего уровня категории эстетики – «эстетики служения». А.Кунанбаев на примере своей жизни и деятельности показал, каким должен быть «полноценный человек». Все личностные качества человека, передающиеся в ходе формирования как личности (нравственное, религиозное, социальное, философское, духовное, этическое, моральное, мировоззренческое, политическое, эстетическое, педагогическое, юридическое, и.т.д.), должны сосредоточиваться в одном – в «эстетике служения», т.е. быть «полноценным человеком» не только в познавательном, теоретическом плане, а на практике и в деле. Исходя из хадиса «Лучший человек тот, который приносит людям добро», по видению Абая, духовно развитый полноценный человек - это творящий добро и пользу обществу, среде, народу, человечеству и всему миру человек. Полноценная личность Абая – социальная личность, социализированная личность. Эти идеи А.Кунанбаева созвучны и взаимосвязаны с первым принципом, предложенном в проекте«Интеллектуальная нация - 2020» Лидера нации: «Нам нужны люди, которые знают, как работать в ХХІ веке. Профессионалы, прекрасно разбирающиеся во внутренних и международных процессах. Патриоты, ставящие государственные интересы выше частных.

Сегодня самым ценным качеством становится креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации» [1]. Креативное мышление, умение быть полезным и служить своему обществу и всему человечеству, критическое мышление, способствующее осмыслению смысла жизни и оцениванию роли каждого человека в этом мире - это те принципы, необходимые для полноценного развития личности.

В концепции «полноценная личность» и в целом творчестве А.Кунанбаева, в частности, теме «Наука» уделяется особое значение. Поэт классифицировавший науку, возвышает Науку, ставя ее на самую передовую позицию. Одним из основных трех качеств «полноценного человека» Абай считает разум. Разум в понимании Абая синоним науки. Он ни раз показывал, что без разума не бывает науки и без науки не бывает разума, эти качества друг друга дополняют, способствуют усовершенствованию друг друга. Абай делит науку на три вида: человеческие науки, наука о Боге, наука естествознания. «Известно, что Наука – один из ликов Всевышнего, потому и любовь к Науке – признак человечности и искренности» [2, 215],- так возвышая роль науки в человеческой жизни Абай призывает человечество стремиться к науке. Абай думает, что все три вида науки должны сгруппироваться, концентрируясь в одном человеке. Человечество не должно ограничиваться только человеческими науками, у человека, стремящегося к человеческим наукам, должна быть любовь к науке о Боге. В 38 слове назидания Абай выдвигает концепцию «Хакима». Хакимом он называет человека, совмещающего все три вида науки. Человека, специализированного в человеческих науках и естествознания, он называет Ученым. Хаким, по мнению Абая, колоссально полезнее человечеству. «Не будь этих мыслителей (хакимов), идущих верным путем, наступило бы всеземное крушение. Эти истинные ученые (хакимы) являются костяком всех человеческих творений, их умами приводится в порядок все, что есть на земле. Их деятельность направлена на земное благоденствие, как говорится: земная жизнь – есть возделанная нива для жизни загробной.

Не всякий ученый – мудрец, но всякий мудрец - ученый» [2, 225],- этими мыслями Абай говорит о том, что идеал и образец совершенствования человека это – хакимы. Каждый человек, родившийся на свете, созданным человеком должен стремиться к полноценности, мудрости. По мнению Абая, хакимы не должны только размышлять о земных благах и заботах. Он ставит примером деяния мусульманских хакимов, заботившихся о сущностях и необходимостях двух миров. «Пусть они (хакимы) не являются нашими духовными пастырями, но они заслуживают нашу признательность, ибо, как сказано пророком в Хадисе, лучшими из людей считаются те, кто приносит пользу окружающим.

Эти люди (хакимы) не знают ни сна, ни покоя, ни развлечений, они находятся в неустанном поиске полезных для человечества открытий, они добыли электричество, подчинив человеку энергию молнии, научились держать связь друг с другом на огромных расстояниях, заставили огонь и воду выполнять колоссальную работу, непосильную тысячам людей, они совершенствуют человеческий разум, учат нас отличать добро от зла, несомненно, мы во многом обязаны им» [2, 226]. Анализ качеств хакима дает нам полное право говорить, что Абай очень хорошо был осведомлен информацией о современном развитии Европейских стран - каких достижений науки, научно-технического прогресса, индустриально-инновационного развития они достигли и пользуются. Ставит в пример казахскому народу, указывая к каким достижениям науки общество должно стремиться и не забывая о духовности, человечности людской сущности.

Исходя из того, что первым принципом формирования интеллектуальной нации является – наука, образование, наука приносящая благо и добро всему земному шару, человечеству, интерпретирования науки в целом и цели науки Абаем взаимосвязаны, преемственны с идеями проекта Лидера нации.

Разделяя разум на холодный разум и светлый разум, Абай поднимает вопрос о пользе и вреде разума на человеческое общество. В концептуальном, программном стихотворении «В интернате учатся» («Интернатта оқып жүр») Абай затрагивает глобальную проблему политики и философии образования и педагогики, воспитания. Хотя автор описывает действительность казахского общества, но проблема общая для человечества. Проблема мотива и морали образования и стремление к науке каковыми должны быть и каким целям стремится подрастающее поколение казахского народа - вот что волнует автора. Во времена Абая и в нынешнее время очень много людей, стремящихся к образованию и науке только в материальных, корыстных, карьеристических целях. Критикуя стремление и мотивы детей и их родителей, А.Кунанбаев призывает казахское общество, человеческое общество в целом учиться, просвещаться не только в материалистических целях, в целях материального обогащения, а в целях усовершенствования человеческого разума и души, морали. «Пайда ойлама, ар ойла - Не думай о выгоде, думай о человечности» звучит концепция мудреца. С этой концепцией Абай указывает инновационный путь в науке: мораль и духовность – вот что должно быть в истоке каждого научно-технического прогресса и развития.

Получение современного, востребованного образования, применение полученного образования в развитии общества, совмещение с принципами человеческих ценностей, с помощью критического мышления направлять себя в осуществлении своих деяний на благо себя, общества, человечества в целом, эти идеи являются сущностью научного дискурса трудов А.Кунанбаева и созвучны с принципами проекта интеллектуальной нации.

Вторым ключевым моментом реализации проекта «Интеллектуальная нация - 2020» является мощная информационная революция. А.Кунанбаев как передовой образованный человек в своем обществе узнавал очень много информации о процессе мирового развития. Наряду с литературой и культурой, Абай знакомил казахский народ с достижениями мировой цивилизации развитых стран во всех направлениях человеческой цивилизации, в том числе и с информационным развитием. Эту идею потверждает то, что он говорил о таких достижениях научно-технического прогресса, как: машина, фабрика, электр, энергия, завод, мобильная коммуникация (телефон, телеграмма, радио) и призывал казахское общество к образованию и развитию. Эти плоды человеческой цивилизации, приводящие современными источниками Абаем, в казахском обществе не существовали, народ не был знаком с достижениями научно-технического прогресса. Осознавая все это, А.Кунанбаев хочет, чтоб казахское общество как развитые государства мира переступило в стадию индустриального развития. Мечта индустриализации Абая отчасти осуществилась на протяжении ХХ века с громадными потерями казахского народа. И ныне Казахстан не смог превратиться в индустриализованное государство, далеко отстает от развитых, конкурентноспособных стран. Исторически осмысляя историю развития казахской государственности Лидер нации делает громадное усилие на индустриализацию страны, пути и технологии превращения Казахстана в конкурентноспособную, индустриализованную страну, разрабатывая проект «Интеллектуальная нация - 2020».

В качестве третьего принципа проекта «Интеллектуальная нация - 2020» отмечается духовное воспитание молодежи. Одним из негативных воздействий процесса глобализации является оторванность казахской молодежи от родной почвы, преобладание потребительского сознания, культивирования материального богатства, материалистического прагматизма. Озабоченный широким распространением этих нездоровых лжеценностей, Лидер Нации призывает противопоставить этим явлениям укрепление национально-культурных ценностей и нравственность молодого поколения, являющимися очень правильными, существенными. «Знания или профессиональные навыки не могут быть созидательной силой, если не основаны на национальных приоритетах, нравственных ценностях, понятиях общественного долга, социальной солидарности и преемственности поколений» [1], - эти концепции Лидера нации охватывают все накопившиеся в казахском обществе самые злабодневные, острые проблемы. В произведениях А.Кунанбаева поднимается аналогичная с идеями Лидера нации тематика. В стихотворении «В интернате учатся» («Интернатта оқып жүр») Абай призывает молодежь приучить к национально-культурным ценностям. Он обращает внимание народа на то, что молодое поколение, обучающееся в русских школах безграмотны в области исламской религии и религиозной морали. В двадцать пятом слове А.Кунанбаев рассуждает о проблемах воспитания, образования молодежи, пути формирования полноценного человека: «Хорошо бы дать казахским детям образование и вполне было бы достаточно научить их сначала хоть тюркской грамоте. Но наша земля Дар-аль-Харб, здесь с начала надобно скопить богатство, потом знать персидский и арабский языки.

Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре стали такими, какие они есть. Если ты будешь знать их язык, озарится твой внутренний мир» [2, 185]. Абай недаром говорит о том, что начальное образование нужно давать на родном языке, приобщая ребенка к национально-культурным ценностям, в том числе и религиозным ценностям. В подростковом возрасте можно начать обучение других языков и предметов. Он выдвигает идею о правильности религиозного обучения и морали в целях нравственного воспитания человека. Абай сторонник симбиозного, синтетического метода в обучении. Он убежден, что, в целях духовно-нравственного воспитания, детей нужно учить канонам религии и религиозной нравственности. Будучи духовно развитым и верующим человеком он в дальнейшем правильно будет определять приоритеты и стратегии своего развития. Современная образовательная политика и педагогика Казахстана идет к этому. Это обусловлено социально-политическими условиями, ослаблением нравственности населения. В настоящее время мы обращаемся к методике джадидизма, то есть методике предлагаемой А.Кунанбаевым. Это один из правильных путей и методик обучения и воспитания человека.

«Казахи, обучающие детей в русских школах, пытаются использовать их грамотность как знак превосходства в распрях с сородичами. Избегай этих намерений. Стремись научить детей честным и разумным трудом добывать свой хлеб, пусть другие последуют доброму примеру, тогда мы не будем терпеть произвол вельможничающих русских, коль у них нет единого для всех закона. Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа. Пока из той молодежи, что получила русское образование, не вышло выдающихся личностей. Потому что родители и родственники портят их, сбивают с праведного пути» [2, 186], - остро критикуя общественное сознание казахов и их детей, конкретно указывает какими мотивациями должно руководствоваться общество. Мотивационная концепция общества в плане науки и образования, в человеческом развитии и в формировании полноценной личности А.Кунанбаева тождественны концепциям Лидера нации. В третьем принципе формирования интеллектуальной нации и интеллектуальной личности Н.Назарбаев глубоко акцентирует свои мысли на концепции мотивизации молодого поколения. Развивая идею А.Кунанбаева, Лидер нации призывает общество к национальным и общечеловеческим ценностям: «Наше молодое поколение должно однозначно усвоить старую как мир истину – настоящего успеха в жизни добивается только тот, кто приносит пользу людям и своей стране» [1].

А.Кунанбаев считает, что наука должна служить человеческому обществу, в усовершенствовании сознания человечества. Наука не должна быть орудием верховенствия одного человека над другими, одного государства над другими государствами. Наука и научно-технический прогресс должен руководствоваться созидающей мотивацией. Как отмечает А.Кунанбаев: «Мы стремимся овладеть знаниями в целях наживы. Напротив, используем богатство на пути к овладению знаниями. Искусство – вот подлинное, неиссякаемое богатство, учиться ему – самое благородное дело. Знания должны служить справедливости и отвечать требованиям закона Божьего» [2, 228]. Абай считает науку, стремления к науке долгом человека перед Создателем, перед его деяниями. Путь науки – это путь к истине, путь справедливости, Божий путь. Это своего рода гуманизация науки. Абай видит, что не все люди придерживаются этого закона. Человечество в основном использует свое знание, открытие, научные достижения только в материальных целях, в целях верховенствия и власти над остальными. Абай считает эту идеологию неправильной, несправедливой, расходящейся с Божескими законами. Наука принесет человечеству добро тогда, когда сроднится благими нравами и Божеским законом. Концепция А.Кунанбаева о мотивах науки остается до сих пор актуальной. Наука в современном человеческом обществе приобрела политико-экономический характер. Ученые привержены к земным благам и радостям. Открытия и научные достижения пользуются в целях прибыли, материального обогащения, власти, карьеры. Научные открытия и достижения коммерциализованны, являются источником финансовой выгоды. Суровые и реальные требования рыночной экономики и капитализма, отношении материального прагматизма внесли свои коррективы. Но это никому не дает право забывать и затмить основные предназначения и цели науки. Если задуматься в общечеловеческом масштабе о благополучии и мире, процветании всего земного шара, нынешнему человеческому обществу нужно поменять, переоценить свои ценностные приоритеты. Для спокойствия и мирного сосуществования всех стран и людей на свете, для торжествования равенства и справедливости во всем человечестве, человеческое общество вынуждено переоценить свои ценностные институты и развиваться в направлении гуманизации и духовности, богопослушания и богоугодности. В современном мире не прекращаются войны и беспощадные кровопролития, это тенденция с каждым годом усложняется, человечество на грани катастрофы. Это не говоря о чудовищных войнах, которые пережила Земля. Ложные стереотипы, основанные на материальных ценностях, приводят человечество к конфликтам, кровопролитию, убийству, жестокости и являются большим и непростительным изъяном человеческого общества.


Литература:

  1. Назарбаев Н. Выступление на встрече со стипендиатами программы «Болашак». г.Астана. 30 января 2008 г. [WWW-документ] URL. Электронный ресурс.www.akorda.kz.

  2. Абай. Книга слов. Поэмы. Перевод с казахского К.Серикбаевой, Р.Сейсенбаева. Алматы: Ел, 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): наука, интеллектуальная нация, абай, казахское общество, полноценный человек, научно-технический прогресс, человеческое общество, казахский народ, молодое поколение, полноценная личность.

Похожие статьи

Основные философские идеи педагогической концепции В. А. Сухомлинского в развитии и воспитании полноценной личности

Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление»

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Современное понимание феномена «культура здоровья дошкольника»

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века

Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма

Похожие статьи

Основные философские идеи педагогической концепции В. А. Сухомлинского в развитии и воспитании полноценной личности

Основные подходы к определению понятия «корпоративное управление»

Теоретические подходы к определению понятия «массовая культура»: проблемы идентификации феномена

Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Современное понимание феномена «культура здоровья дошкольника»

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века

Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма