Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе
Автор: Борисов Антон Александрович
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 984 раза
Библиографическое описание:
Борисов, А. А. Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе / А. А. Борисов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2787/ (дата обращения: 19.12.2024).
- Начало обучения в
школе – один из самых сложных периодов в жизни ребенка не
только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане.
Поступая в
школу, ребенок переходит от беззаботного детства к сложной учебной
деятельности, заполненной чувством ответственности. Меняется
вся его жизнь, появляются задачи, не связанные с предшествующим
опытом, что требует максимальной мобилизации интеллектуальных,
эмоциональных и физических резервов развивающегося организма. И
этот переходный период должен проходить максимально спокойно без
ущерба для здоровья ребенка.
- Развитие ребенка – это комплексный процесс изменений, включающий рост и физическое развитие всех органов и систем организма, в том числе мозга, развитие познавательных функций – внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, моторных и сенсорных функций, а также психическое (личностное) развитие и социокультурное развитие. Ни одно из этих направлений развития не идет отдельно, самостоятельно, вне связи с другими компонентами.
- С поступлением в школу изменяются базовые механизмы организации всех физиологических и психофизиологических функций, растет напряжение адаптационных процессов. Школьная адаптация – это приспособленность к процессу обучения и школьной деятельности. Адаптация к школе – длительный процесс, имеющий физиологические, психологические и социальные аспекты, связанные с развитием ребенка.
- Индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении ребенка, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, нежелание идти в школу. В первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Каковы же основные причины нарушения успешного адаптационного периода детей к школе?
- Освоение обычных видов деятельности школьника вызывает серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, изучение реакции организма первоклассников на уроках по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы выявило, что напряжение этой системы ребенка можно сравнить с напряжением той же системы космонавта в состоянии невесомости. При этом интеллектуальные и эмоциональные нагрузки первоклассника сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6—7 лет наиболее утомительна, так как при удержании определенной позы, например, при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма (особенно безотрывного) сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев). [1, с.216]
- В 6—7 лет начинается собственно формирование навыка письма, а все графические движения и действия, которые ребенок освоил до этого возраста, служат базисом для их развития. Основные характеристики письма у детей этого возраста: нестабильность, неровность, нечеткость штрихов, сильное мышечное напряжение (часты жалобы детей — ≪болит рука≫, ≪устала рука≫), несовершенны механизмы регуляции позы (ребенок очень
- быстро нарушает правильную позу при письме), фактически каждое движение в серии выполняется отдельно, нет плавности и связности движений. Это тот этап, когда ребенок еще не может произвольно менять скорость письма, сохраняя качество (движения могут быть медленными и правильными или быстрыми, но неправильными). Все это свидетельствует о том, что моторная программа еще только формируется и необходима постоянная коррекция и оценка по ходу движения. [1, с.281]
- Любое взаимодействие человека с окружающей средой, любое действие связано с движением или включает в себя движение. Взгляд, улыбка, жест, ходьба, физические упражнения, письмо и речь — все это движения. Просто стоять, поддерживая определенную позу, — значит тоже совершать определенные движения. Вполне справедливо мнение известного российского физиолога И. М. Сеченова: «...Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Вне зависимости от того, нужно ли вам почесать нос, выполнить сложнейшее танцевальное "па" или поставить свою подпись, в реализацию движения включаются разные звенья нервной системы от коры мозга до двигательных нервов, приводящих в действие мышцы нашего тела». [6, с. 91]
- Исследователями установлено, что при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15—30 ударов в минуту, к увеличению систолического давления на 15—30 мм рт. ст., к изменению биохимических показателей крови и т. п. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм в экстремальных условиях. Эти примеры показывают насколько труден для ребенка процесс физиологической адаптации к школе. [1, c.406]
- Только на пятой неделе обучения постепенно повышаются и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу. Однако считается, что весь первый год учебы (если сравнить его со следующими периодами обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма ребенка. [1, c.412]
- Социально-психологическая адаптация тоже все чаще проходит у современных первоклассников с трудностями. Одним из показателей удовлетворенности ребенка пребыванием в школе является его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности. Положительное эмоциональное состояние влияет на усвоение школьных программ и норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на формирование личности учащегося.
- Успешность адаптации во многом зависит от развития у детей положительной оценки себя как ученика. Этот процесс сравнивания себя с другими учениками по критериям педагога и на основе этого сравнения выработка положительного мнения о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах начинается с первого школьного дня. Постепенно у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Позитивная адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе. [1, c.401]
- Социальное здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем и компетентностью педагога. У нездорового учителя ниже качество работы, а значит, ученики хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются. Безграмотность учителя в вопросах здоровьесбережения, пренебрежение к физическому и психологическому состоянию учащихся не компенсируется призывами заботиться о здоровье и даже проведением уроков здоровья. Несоответствие педагогических требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, к резкому снижению учебной активности и работоспособности. Поэтому у значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выраженное утомление. [2, с.98]. «В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия». [5, с.26]
- Отдых во второй половине дня, ночной сон не всегда достаточны для расслабления первоклассников. Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника. Естественно, что легче переносят период адаптации и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех систем организма и гармоничным физическим развитием, имеющие 1 группу здоровья. Но их число в школах, как правило, не превышает 20%.
- Слабое физическое развитие ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, негативно влияют на состояние центральной нервной системы. А это служит причиной более тяжелого протекания адаптации, что ведет к снижению работоспособности, высокой утомляемости, ухудшению здоровья и снижению успешности обучения. Организм должен быть функционально готов, т.е. развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды.
- Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно продолжительность периода адаптации у шестилеток в основном дольше, чем у семилеток. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития. Поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу — не 6 (до 1 сентября), а 6,5 и даже 7 - 7,5 лет. Именно на шестом году формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий, обеспечивающие готовность к школьному обучению.
- Специалисты выделяют факторы, которые существенно облегчают адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важные из них — рациональная организация учебных занятий (паузы во время уроков, разбивка большого задания на несколько мелких и др.) и рациональный режим дня.
- Обеспечение соответствия внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического факторов — является необходимым условием благоприятного преодоления адаптационного периода детей к школе. Этого можно достигнуть только через кропотливую целенаправленную и постоянную работу по поддержанию оптимального соответствия режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным и индивидуальным функциональным возможностям первоклассников. Критериями благополучной адаптации детей к школе будут выступать улучшение динамики работоспособности ученика на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.
- Литература:
- Развитие ребенка – это комплексный процесс изменений, включающий рост и физическое развитие всех органов и систем организма, в том числе мозга, развитие познавательных функций – внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, моторных и сенсорных функций, а также психическое (личностное) развитие и социокультурное развитие. Ни одно из этих направлений развития не идет отдельно, самостоятельно, вне связи с другими компонентами.
Безруких М.М., Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. Возрастная физиология. – М., 2002.
Безруких М.М., Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Психофизиология развития. – М., 2005.
Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. – Т. 4.
Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.
Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под редакцией М.П. Ивановой. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с. (Серия «Психология отечества»).
Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1952. — Т. 1.