Вопросы формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся
Авторы: Тохиров Уктамжон Отакузиевич, Турсунов Журабек Эгамбердиевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 438 раз
Библиографическое описание:
Тохиров, У. О. Вопросы формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся / У. О. Тохиров, Ж. Э. Турсунов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 112-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2796/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальной задачей сегодняшнего дня является поиск эффективных путей организации и проведения уроков в соответствии с содержанием учебной программы и ГОС.
Необходимо разработать теорию обучения, служащего определению уровня знаний, умений и навыков учащихся, фактором изменения в положительную сторону показателей учащихся.
Первым элементов теории обучения является образ учащегося. В процессе развития личности учащегося образовательная система является основным доказательством. Для создания эвристической теории обучения нужно определить идеальный образ учащегося в виде способностей, составляющих основу эвристических компонентов.
В процессе изучения реальной действительности ученик выполняет следующие основные виды деятельности: познание, изучение объектов окружающего мира; создание продукта личного образования; познание и создание.
При реализации данных видов деятельности проявляются следующие качества личности:
Когнитивные (познавательные) качества: чувство окружающего мира, умение задавать вопросы, поиск причин явлений, умение показать понимание или не понимание сути вопроса.
Креативные (творческие) качества: воодушевление, фантазия, острота ума, чувствительность к противоречиям, точность суждений и чувств, способность к рефлексии.
Методологические качества (организаторская деятельность): умение определять и объяснять цель учебной деятельности, умение ставить перед собой цель, способность к рефлексии.
Когнитивные качества важны для человека, для его познавательной деятельности, эта деятельность распределяется в соответствии с учебными предметами:
физические и физиологические качества: умения видеть, слушать, понимать, чувствовать изучаемый объект, познание посредством вкуса, активная работоспособность, энергичность;
интеллектуальные качества: догадливость, аходчивость, логичность, умение обосновывать, анализировать и синтезировать, находить аналогии, применять различные аргументы;
выносливость, сообразительность, поиск проблемы, умение экспериментировать, умение задавать вопросы, умение видеть противоречия, формирование гипотез и проблем, выполнение теоретических и экспериментальных исследований, умение обобщать и делать выводы;
знание норм морали и традиций, умение обосновывать знания и результаты, умение определять свои мысли при ситуации выбора, оперативность действий;
умение выражать понимание или не понимание возникших вопросов, умение понимать и оценивать позиции других, умение вступать в содержательный диалог и дискуссию;
умение находить основные и второстепенные объекты, взаимосвязь между ними, причину возникновения объекта, источник;
понимание своеобразного содержания каждого изучаемого предмета, овладение базовыми знаниями, навыками и умениями, понимание фундаментальных проблем изучаемого предмета, нестандартное мышление;
умение находить причины возникновения культурно-исторических объектов, определять его структуру и состав, создавать системы идеальных объектов, находить взаимосвязь между реальными объектами и культурно-историческими явлениями;
умение воссоздавать усвоенные знания в материальной и нравственной формах.
Креативные качества в процессе образования обеспечивают учащемуся условия для создания творческого продукта:
эмоционально-образные качества: воодушевление, эмоциональный подъем в творческой ситуации, образность, воображение, фантазия, вдумчивость, романтизм, чувство новизны, творческая гипотеза;
инициативность, изобретательность, готовность придумывать, своеобразие, нестандартность;
способность генерировать идеи;
овладение разнообразием мышления, соответствие с нормами морали в семье, школе, социальной среде;
умение контактировать с изучаемым объектом, выбирать методы изучения, определить структуру и состав, устанавливать взаимозависимость между объектами.
Организаторские деятельностные (методологические) качества в процессе организации обучения проявляются в познании и творчестве:
знание учащимся особенностей своей индивидуальной деятельности;
умение понимать и объяснять свои цели посредством занятий учебным предметом;
целесообразность, соответствие содержанию программ, доведение начатого до конца, целеустремленность, упорство и настойчивость:
учебное целеполагание в заданной отрасли, умение планировать достижение успеха, выполнение намеченного плана исходя из индивидуальных способностей, достигать и осознавать свой результат, умение сравнивать свои результаты с результатами товарищей;
формирование правил деятельности, закономерностей её системы;
самоорганизация: планирование деятельности, программирование, коррекция этапов и способов деятельности, регулирование деятельности, альтернативное мышление:
самоконтроль, самоанализ и самооценка;
умение вступать в отношения с другими субъектами образования и окружающим миром, отстаивать, защищать свои идеи, решительность;
умение организовать творчество других, изучать и перерабатывать идеи других, организовать мозговой штурм, принимать в нем участие, сравнивать идеи, умение дискуссировать и диспутировать.
Перечисленные качества служат расширению и уточнению способностей учащихся. Эвристические способности учеников используются для формирования целей образовательного процесса.
- Литература:
Модернизованный государственный образовательный стандарт и учебная программа. – Т.: Янгиюль полиграф сервис, 2010. – С. 292.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика теория и технология креативного обучения. Издательство Московского университета. 2003.