Информационные технологии в системе заочного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 582 раза

Библиографическое описание:

Бабенко, Е. В. Информационные технологии в системе заочного обучения / Е. В. Бабенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2800/ (дата обращения: 17.10.2024).

Перемены, происходящие в настоящее время в России, предопределяют создание адекватных этим процессам социально-педагогических условий и, тем самым, обусловливают необходимость осмысленного реформирования, творческого проектирования и внедрения новой модели образования [1-5].
Успешное решение учебно-воспитательных задач в высшей школе определяется соответствующим уровнем профессионально-педагогической культуры профессорско-преподавательского состава вуза и уровнем технологий обучения.
Очевидно, что практическое воплощение современных тенденций развития системы высшего профессионального образования в России самым непосредственным образом связано с проблемой разработки соответствующих технологий обучения. Очевидно также и то, что педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания, однако осознанное управление этим процессом и выбор наилучшей его технологии все еще остаются за пределами возможностей хрестоматийной педагогической науки и реальной вузовской практики[1,2].
Иными словами, решение проблем высшего профессионального образования невозможно без повышения педагогической интеллектуальной культуры, без активного воздействия на общественное мнение, без обязательного преодоления устоявшихся стереотипов, консерватизма в педагогической науке и практике. Решение этих задач непосредственно связано с разработкой новых технологий обучения.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
В настоящее время в литературе существует множество определений ИКТ, каждое из которых, в зависимости от точки зрения на подобные технологии, отражает одну из сторон этого многогранного понятия. В представленной работе под информационными и коммуникационными технологиями понимается обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки и передачи информации.
Современным устройством информационно-коммуникационных технологий является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на нем информацией.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства коммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты, различные on-line (чаты, skype, icq и т.д.) и off-line технологии передачи информации и (веб-страницы, наполненные определенного рода информацией, передаваемой от первоисточника к потребителю, соискателю этой информации, mail-сообщения и т.д.), т.п.
В условиях массового внедрения в повседневную жизнь компьютерных сетей различной сложности и других, аналогичных им средств ИКТ, современная система образование приобрела новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. В настоящее время даже в простом сотовом телефоне организован доступ к глобальной сети Internet, а значит, реализована возможность мгновенного доступа к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
С помощью современных сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Информационные и коммуникационные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах заочного обучения.
Оперативное общение преподавателей и студентов с помощью современных средств компьютерных телекоммуникаций является неотъемлемой частью процесса заочного обучения. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения и др. Это так же позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывать обучение на основе индивидуального подхода [3,5,7].
Как показывает практика внедрения информационных технологий в систему заочного обучения высшего профессионального образования, современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

    Наряду с очевидно необходимыми знаниями, умениями и навыками оперирования современными информационными технологиями, одним из ключевых навыков, необходимых как преподавателям, так и студентам для использования современных средств ИКТ в заочном обучении является навык информационного поиска.

Из научно-педагогической литературы следует, что “информационный поиск – это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения [2,3,5].
Существует много приемов организации информационного поиска, каждый из которых имеет непосредственное отношение к процессу использования средств ИКТ в системе заочного обучения. В ходе использования средств ИКТ для выполнения процедуры информационного поиска необходимо определить, что искать и с помощью чего искать, а также иметь возможность выбора вида деятельности по поиску и обработке информации, который способствовал бы обеспечению максимальной интерактивности. Однако, при этом обучаемый имеет возможность выбрать наиболее подходящий для себя способ поиска информации и решать одну и ту же задачу различными способами.
Использование процедур информационного поиска, как и произвольная работа студентов с информационным наполнением телекоммуникационных систем, позволяет сформировать у обучаемых определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации.
В большинстве опубликованных на сегодняшний день в сети Internet средствах поиска информации есть определенная самоорганизация, достигаемая за счет усилий специалистов, отбирающих и фильтрующих информацию в сети. Однако, в уже выбранном информационном материале редко прослеживается четкая внутренняя структура. “Структуры, созданные гипертекстовыми ссылками, часто являются всего лишь патиной перекрестных ссылок, а не четким аналитическим каркасом. Сеть хорошо показывает, что вещи связаны между собой, но не показывает как” [7].
Данные факты свидетельствуют о необходимости наличия у обучаемых навыков грамотного поиска, структуризации и систематизации информации, получаемой по телекоммуникационным каналам в процессе заочного обучения.
Необходимость использования средств ИКТ в современной системе образования позволяет выделить несколько приоритетных направлений, учет которых необходим в предварительной подготовке обучаемых к использованию технологий заочного обучения.
В их числе: - выработка у обучаемых умения планировать свое взаимодействие с информационными ресурсами телекоммуникационных сетей;
  • возможность переноса имеющихся у обучаемых интеллектуальных и процессуальных умений в новую информационную ситуацию, формирующуюся в процессе их интерактивного взаимодействия с информационными ресурсами компьютерных сетей;

  • необходимость овладения обучаемыми умений поиска и аналитической обработки информации, получаемой из сети Internet;

  • переосмысление роли преподавателя в процессе взаимодействия обучаемых с информационными телекоммуникационными ресурсами;

  • учет в учебном процессе условий достижения максимального информационного контакта между участниками коммуникации;

  • варьирование различных методов работы с глобальной сетью Internet должно быть нацелено на формирование максимальной мотивации обучаемых к поиску и практическому использованию необходимых информационных ресурсов;

  • возможность работы обучаемых в индивидуальном и самостоятельном режимах;

  • выработка у обучаемых понимания адресной направленности информации, критического осмысления и систематизации информации;

  • выработка у обучаемых умений интерпретации информации, получаемой по телекоммуникационным каналам, с целью практического использования подобной информации в повседневной жизни.

Эффективное освоение потенциала средств ИКТ также предполагает соответствующую подготовку преподавателя, который должен опираться на следующие положения [8]:
  • обучение работе со средствами ИКТ является частью содержания образования;

  • средства ИКТ есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;

  • использование средств ИКТ расширяет возможности человеческого мышления в решении проблем;

  • обучение работе со средствами ИКТ является методом формирования мышления.

Анализируя значение внедрения современных информационных технологий в систему заочного обучения высшего профессионального образования, представляется целесообразным утверждать следующее:
  • современные информационные и коммуникационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования;

  • телекоммуникационные технологии, являясь частью информационных технологий, играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса;

  • использование современных обучающих информационных средств и корпоративных образовательных ресурсов является весьма эффективным методом, как для систем заочного и дистанционного обучения, так и для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

В настоящее время в системе заочного обучения высшего профессионального образования все большее внимание уделяется такой крупной составляющей ИКТ, как мультимедиа.
Появление мультимедийных технологий стало переломным моментом между двумя информационными эпохами: эпохой печатной информации и новой эпохой, технической базой которой является цифровое представление информации[2,4,6].
Переход к параллельной передаче аудио и визуальной информации на компьютере в сочетании с использованием больших объемов информации и интерактивными возможностями работы с ней предопределил качественный скачок в эффективности использования мультимедиа в образовании [2,6].
Вопросами подготовки специалистов к применению новых информационных технологий в рамках курсов повышения квалификации занимались Гомулина Н.Н., Моисеева М.В., Фрадкин В.Е. и др.
Частным вопросам методики обучения с использованием информационных технологий посвящены исследования Абросимова П.В., Ездова А.А., Клевицкого В.В., Макаровой О.Е., Нуркаевой И.М., Оганджаняна А.Ф., Светлицкого С.Л. и др.
Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
  • "манипулирование" (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

  • контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;

  • деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

  • дискретная подача аудиовизуальной информации;

  • тонирование изображения;

  • фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";

  • многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном "окне" - видеофильм, в другом - текст);

  • демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

В частности, системы мультимедиа обеспечивают целый арсенал средств более выразительных, чем текст. Программы мультимедиа предоставляют информацию не только в виде текстов, но и в виде трехмерной графики, звукового сопровождения, видео, анимации.
Применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах заочного учебного процесса. Прежде всего, мультимедиа стимулирует когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации. Во-вторых, мультимедиа повышает мотивацию учащихся. В-третьих, мультимедиа может помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых. В четвертых, учебные мультимедиа-средства теоретически могут развить у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания.
Мультимедийные продукты предоставляют широкие возможности для различных аспектов обучения. Одними из основных возможностей и преимуществ мультимедиа-средств в случае их применения в заочном обучении являются [2,9,10]:
  • одновременное использование нескольких каналов восприятия обучаемых в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

  • возможность симулировать сложные реальные эксперименты;

  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

  • возможность развить когнитивные структуры и интерпретации обучаемых, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учащегося.

При использовании систем мультимедиа в заочном обучении не следует забывать, что мультимедиа может рассматриваться как средство обучения, так и средство связи.
В различных открытых академических контекстах мультимедийные продукты и услуги Internet могут использоваться как для выработки созидательных навыков, так и для развития критического мышления с тем, чтобы уровень подготовки обучаемых соответствовал новым потребностям общества, основанного на обучении и сетевых технологиях.
На эффективность системы заочного обучения высшего профессионального образования в значительной степени влияет также среда, в которой протекает учебный процесс. В это понятие входит структура учебного процесса, его условия и доступность (общество, библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории и т.п.). В этом смысле мультимедийные приложения используются как одна из многочисленных возможных сред обучения, применимая в многочисленных проектах заочного обучения, в которых обучаемые размышляют об изучаемой предметной области и участвуют в диалоге со своими сокурсниками и преподавателями, обсуждая ход и результаты своего обучения.
Таким образом, постоянный прогресс в области создания и внедрения в систему высшего профессионального образования средств ИКТ является основным толчком для развития и интенсификации заочного обучения.
Расширение использования средств ИКТ в системе высшего профессионального образования облегчает взаимодействие между различными типами образовательных учреждений, различными источниками образовательных материалов, а также обеспечивает высокоэффективную поддержку удаленного расположения преподавателя и студентов [6].
Подводя итоги, можно утверждать, что создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики – одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного, опережающего и распределенного образования.

Литература:
  1. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, 1995. - 220 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: "Академия", 200
  3. Колин К.К. Информационные технологии – катализатор развития современного общества. // М.: Информационные технологии, – 1995, №0,С. 2-7.
  4. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: РАО, 1999.
  5. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
  6. Основы открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.; Отв. ред. В.И. Солдаткин. Т. 1. РГИОО. М.: НИИЦ РАО, 2002.
  7. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. / Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.
  8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 336 с.
  9. Мультимедиа / Под ред. А.И. Петренко. - М.: БИНОМ, 1994. - 272 с.
  10. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. - 1994. - № 4. - С. 89-96.
Основные термины (генерируются автоматически): заочное обучение, высшее профессиональное образование, ИКТ, информационный поиск, возможность, процесс, система, средство, современная система образования, учебный процесс.