Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абзалова, С. С. Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания / С. С. Абзалова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 73-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2804/ (дата обращения: 16.11.2024).

Целостность общества обеспечивается не только воспроизводством новых поколений, но и неразрывной связью поколений, освоением молодежью культурно-исторических достижений своего народа.

Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан. К сожалению, в настоящее время детские и молодежные организации не играют заметной роли в формировании мировоззрения и нравственных ориентиров молодого поколения. Поэтому особо возрастает значимость уроков гуманитарных дисциплин в решении этой актуальной проблемы.

Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм духовно- нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Например, в 8 классе при изучении тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы человечества» даю учащимся групповое задание - провести экологическую разведку окрестностей села и написать свой творческий отчет и предложения по улучшению экологической обстановки родного края. Ученики выпускают стенгазеты, пишут творческие работы (сочинения, стихи, эссе) на темы: «О чем скорбит природа моего края?» «О чем рассказали мне родники родного края?» «Легенды родного края о реках и родниках», готовят проекты по экологическому оздоровлению села. По итогам этой большой исследовательской и творческой работы провожу научно- практическую конференцию учащихся «Живи, мое село, живи!» совместно с учителем биологии, руководителем школьного музея. На это мероприятие приглашаются старожилы, знающие об истории села, о его достопримечательных местах, представители местного самоуправления, ЖКХ, отвечающие за экологическое благополучие населенного пункта.

Дети получают огромное удовлетворение от своей работы, учатся отстаивать свою жизненную позицию, выявлять и критиковать негативные явления в обществе, стремятся внести свой посильный вклад в дело оздоровления экологии родного края.

При изучении темы «Личность и социальная среда» в 8 классе провожу конкурсы поисково-исследовательских работ « Человек с большой буквы», «Людей неинтересных в мире нет», «Всем смертям назло». В процессе исследовательской деятельности учащиеся встречаются с земляками, чья жизнь, по их мнению, является примером для подражания, берут у них интервью, пишут о своих впечатлениях об этих людях. Итоги этой работы подводим на уроке-встрече с замечательными земляками, которых выбрали сами дети. Они увлеченно рассказывают о своих односельчанах, об их отношении к жизни, людям, труду. Такие внеклассные мероприятия воодушевляют и вдохновляют подростков, помогают формировать их духовный мир без изъянов и пороков.

Работу над темой « Товар и деньги» завершаю уроком – дискуссией «Роль денег в жизни человека». На этот урок приглашаю старожилов, известных в селе меценатов и спонсоров, земляков, которым помогли благотворители, нумизматов, руководителя школьного музея. От этой встречи учащиеся получают настоящий урок жизни, урок доброты, душевной щедрости. Ведь значительная часть современной молодежи, еще не имея устоявшихся духовных ценностей, больше, чем другие слои населения, ориентирована на «легкие деньги». Поэтому очень важно, чтобы подростки знали цену заработанного своим трудом рубля, возможности для их разумного, гуманного вложения, знали о конкретных примерах благотворительности и милосердия.

Изучение тем «Семья»(8 класс), «Семья и брак» (11 класс) тоже тесно связываю с краеведением. Ребята получают увлекательное поисково-исследовательское задание для всей семьи: «Моя родословная», «Я горжусь своей семьей», «Традиции моей семьи», «Памятная фотография в семейном альбоме», «Дорогая и памятная вещь в моей семье» и др. Итог этой исследовательской работы подводим на научно-практической конференции «Семья- начало всех начал», на которой ученики знакомят товарищей со своими интересными работами, проникаются чувством гордости за свою семью, желанием в будущем быть хорошим семьянином и продолжать лучшие семейные традиции.

Важной воспитательной задачей современной школы является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Решению этой гуманной задачи способствуют уроки обществознания и внеклассные мероприятия по темам: «Нации и народности»( 8 класс), »Религия», (9 класс), «Межнациональные отношения» (11 класс), на которые приглашаю земляков - представителей разных национальностей, живущих в селе. Ребята на деле убеждаются в том, что только дружба, взаимопонимание и

взаимоуважение могут способствовать миру и процветанию общества. Незабываемыми событиями в жизни учащихся стали вечера встреч «Я тоскую по тебе, Узбекистан», «Страна восходящего солнца»( О Японии), «Я видел мир, большой и прекрасный».

Краеведение и музейная педагогика представляют благодатный материал при изучении тем «Религия», «Духовная культура» в 9 классе. Я практикую экскурсии и походы с учащимися в духовные заведения родного края, встречи с представителями различных религиозных конфессий, поисково-исследовательскую деятельность учащихся, посвященную истории культовых заведений края . Во время изучения тем: « Культура», «Искусство» организую встречи с народными умельцами села, вместе с учащимися создаем в школьном музее экспозицию «Творчество золотых рук моих земляков».

Можно с уверенностью утверждать, что приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд учителя делает еще более значимым и необходимым.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, духовная культура, итог этой, класс, школьный музей, высокая нравственность, моя семья, решение этой, современная школа, урок обществознания.

Похожие статьи

Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Музейная педагогика как средство формирования гражданственности детей-сирот

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Похожие статьи

Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Музейная педагогика как средство формирования гражданственности детей-сирот

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания