Взаимосвязь профессионально компетентностного педагога и формирования профессиональной культуры учащегося профессионального колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, ноябрь 2012)

Статья просмотрена: 941 раз

Библиографическое описание:

Уматалиева, К. Т. Взаимосвязь профессионально компетентностного педагога и формирования профессиональной культуры учащегося профессионального колледжа / К. Т. Уматалиева, М. П. Имомов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2817/ (дата обращения: 16.11.2024).

Требования сегодняшнего дня поставили перед системой образования главную задачу, это подготовка высококвалифицированных кадров. Необходимо отметить сегодня профессиональное образование является одним из конвейеров подготовки специалистов, являющихся одними из рычагов развития экономики государства. Именно поэтому нами в данной научной статье отмечается взаимосвязь развития профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации, что в последствии позволит формировать профессиональную культуру учащегося профессионального колледжа, что в свою очередь будет решением поставленной задачи подготовки высококвалифицированных кадров.

Для этого сейчас мы должны разобраться, что же мы представляем под понятием профессиональная компетентность и профессиональная компетентность педагога, и профессиональная культура учащегося.

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

  • персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

  • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

  • аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

  • экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов. Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Понятие «культура» охватывает всю совокупность традиций любого со­общества, определяющих поведение его членов, включая и качественное свое­образие этих традиций в данное время и данном месте. Культура содержит в себе систему ценностей и идей, выражает реально значимые для сообщества психические состояния и определяет конкретные условия формирования лич­ности.

Симоненко В.Д. отмечает, что «в процессе развития культуры человек создает определенную культуру», которая характеризует исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека [1].

В узком понимании профессиональная культура - это совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкрет­ным видом деятельности. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста среднего специального учебного заведения процесс многоуровневый. Личность, оп­ределяя свое отношение к жизни и предметно-трудовой среде, способ самовы­ражения в них, обладает различной степенью готовности к самореализации в профессиональной деятельности, основанной на осознании жизненных приори­тетов, ценностей, а также личностных возможностей, знании содержания рабо­ты специалистов, опыте осуществления профессиональной деятельности. В процессе формирования профессиональной культуры учащийся профессионального колледжа осуществляет деятельность, которая включает цель, мотивацию, оценочно-эмоциональное отношение к объекту, проектирование, конструирование пред­стоящей работы, способы достижения цели, сам процесс преобразования, ре­зультат, оценивание итогов работы. Ему необходимо учитывать данные осо­бенности деятельности при определении своего будущего жизненного и про­фессионального пути.

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что профес­сиональная культура - это интефативное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновремен­но с двух позиций - конкретно-технологической и социокультурной; формиру­ется на основе конструктивного объединения профессиональной и ключевых компетентностей.

Исходя из выше сказанного мы сделали вывод о том, что они связаны как ниточка с иголочкой между собой, невозможно будет сформировать профессиональную культуру учащегося без профессионально компетентного педагога, что не позволит в дальнейшем решить задачу высококвалифицированных кадров.

Сегодня мы должны достаточно чётко понимать, что без повышения квалификации педагогов и использования современных технологий обучения мы не сможем выпускать высококвалифицированных специалистов.

В системе повышения квалификации на сегодняшний день необходимо использовать новые методики обучения, которые будут способствовать развития компетентности преподавателя. Одна из методик предлагаемая нами такая как, к примеру «Аналогия [от греческ.: analogia] означает однородность или схожесть; определенные соответствия по признакам при одновременных различиях в признаках. Таким образом, технология аналогий является логическим методом заключения, при котором делается вывод о предметах (явлениях) относительно их однородности или схожести (умозаключение по аналогии). Дидактическая цель технологии аналогий заключается в улучшении компетенции решения проблем.

Методическая цель технологии аналогий заключается в сравнении со способами действия и в переносе навыков или знаний с уже испытанных и надежных способов действия на новые, т.е., в нахождении идей для решения проблем на основе умозаключения, сделанного по аналогии.

Основным признаком и элементом технологии аналогий является вывод по аналогии. При этом вывод делается на основе аналогии между двумя объектами по образцу: A имеет схожесть с B. B имеет свойство b. Следовательно, A имеет также свойство b. При этом объектами могут быть существа, вещи или феномены, схожесть может заключаться в свойствах, структурах и функциях. Выводы по аналогии относятся к редуктивным или восстановительным умозаключениям. Они всегда являются вероятностными умозаключениями, которые имеют гипотетический характер и всегда требуют верификации на практике.

Технология аналогий часто используется для наглядного объяснения. К примеру, этот метод используется для математических тренировочных заданий, при решении которых учащиеся изучают структуру решений общую для многих других заданий. Часто в начале нового еще не известного проекта также применяется метод аналогий. При этом проводится сравнение с уже знакомым проектом, который был выполнен при схожих условиях. Вывод по аналогии можно делать как в естественных науках, так и в общественных науках. Естественнонаучные аналогии можно найти в так называемой иерархически организованной бионике. Условием для применения является существование или осознанное восприятие проблемной ситуации. Технологии «аналогии» делятся на следующие методически этапы: Основном преимуществом аналогии является перенос полученных знаний на техническую проблему, которая должна быть решена. Объективная реальность предлагает в своем бесконечном многообразие многочисленные схожие свойства (структуры, функции и пр.) между двумя объектами (существа, вещи, феномены). Этот факт позволяет людям понять реальность через перенос выводов, сделанных в ходе умозаключений по аналогии. Формирование аналогий способствует дальнейшему улучшению обучения лучшему пониманию ситуаций (решение проблемы) и творческому подходу к решению проблемы. Обучение облегчается, потому что проводятся параллели с уже известными знаниями. Исследования показывают, что «способность решать проблему существенно улучшается при применении ранее переданной информации, если было дано указание использовать ранее изученную информацию в качестве аналогии“. Данная технология позволит развить профессиональную компетентность преподавателя [2].

Данная модель позволяет обозначить уровень профессиональной культуры учащегося как высокий, под понятием высокая профессиональная культура мы понимаем умение организовывать свою производственную деятельность таким образом, чтобы она приносила пользу не только конкретному производству или обществу в целом, а и каждой кон­кретной личности. Профессиональная культура делает человека свободным, экономически независимым.

Вопросы формирования профессиональной культуры специалистов на различных уровнях образования стали сегодня одними из самых изучаемых. И аналогично тому, что по отношению к общему понятию культуры можно рас­сматривать различные оценочные критерии, так и в отношении профессиональ­ной культуры специалиста выделяется целый ряд направлений исследований. Определившись с понятием профессиональная компетентность педагога, нами было определенно какими необходимо снабдить будущего специалиста для формирования профессиональной культуры, и обозначили их в виде профессиональной модели учащегося профессионального колледжа. (рис 1)


Рис. 1. Модель компонентов формирования профессиональной культуры
учащегося профессионального колледжа.


Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что на формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и иные факторы. Среди них можно выделить объективные и субъективные, более и менее значимые, лично­стные и социальные. Объективное воздействие оказывают общемировые тен­денции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образова­тельного учреждения, престижность профессии в обществе. Таким образом, уровень профессиональной культуры является той основ­ной характеристикой личности будущего специалиста, которая не только будет определять уровень и качество мастерства в определенной трудовой деятельно­сти, но и позволит молодому человеку с творческим подходом относится к сво­ей работе, уважать труд окружающих людей. Высокий уровень профессиональной культуры позволяет специалисту владеть ситуацией в любых условиях и при этом всегда оставаться Человеком с большой буквы.


Литература:

  1. Симоненко В.Д. основы технологической культуры. Кинига для учителей. –Брянек: Изд, Вентана. Граф, 1998, -286с.

  2. HILL, Bernd; NADER, Werner: Biologische Systeme, eine unerschöpfliche Innovationsquelle. In: Biologie in unserer Zeit, 30. Jg. 2000, Nr. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная культура, профессиональная компетентность педагога, будущий специалист, профессиональная компетентность, профессиональная культура учащегося, учащийся профессиональный колледж, принятие решений, профессиональная деятельность, творческий подход, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитание личности учителя в условиях рыночных отношений

Компетентностный подход и формирование предметных компетенций через творческое взаимодействие ученика и преподавателя специальных дисциплин

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Похожие статьи

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных особенностей студентов

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитание личности учителя в условиях рыночных отношений

Компетентностный подход и формирование предметных компетенций через творческое взаимодействие ученика и преподавателя специальных дисциплин

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе