Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смородинова, М. В. Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2837/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматривается технология формирования предметной компетенции учащихся. Данная технология направлена на развитие и формирование личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые являются основой в системе школьного образования. В учебном процессе технология формирования предметной компетенции предполагает совместную деятельность учителя и учащегося по достижению определенных воспитательных и образовательных целей.

Ключевые слова: технология, предметная компетенция, учащиеся, учитель.

В настоящее время существуют различные точки зрения на понятие «технология». В педагогическом словаре мы находим следующее определение «технологии» – это «направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов» [5, с.149].

Симонов В.П. описывает технологию как «введение новых операций в трудовой процесс» [7, с. 24], т.е. внедрение идеи или изобретения.

По мнению Беспалько В.П. любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке [3, c. 137].

Авторы Альберт М., Мельсон М., Хедоури Ф. под технологией понимают «любое средство преобразования исходных материалов - будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг» [1, с. 697].

Итак, мы можем сделать следующий вывод: технология формирования предметной компетенции учащихся – это процесс целенаправленного, закономерного развития навыков и умений целеполагания.

В педагогической литературе понятие компетенции широкое распространение получило относительно недавно, с середины 60-х гг. XX века. Неоднозначно само толкование понятия компетенции в образовании, оно либо слишком расширенное или, напротив, очень зауженное, что приводит к не устоявшейся семантике слова компетенция в отечественной педагогике.

О.М. Бобиенко понимает под компетенцией – «общую способность и готовность личности к деятельности, основанную на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [4].

А.В. Хуторской утверждает, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, таких как: знания, умения, навыки и способы деятельности, задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимые для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним [8]. Рассмотренные выше определения компетенции указывают на знания и опыт, приобретенный личностью в процессе обучения.

Среди огромного количества существующих определений понятия «компетенция» мы можем выделить такие важные элементы, как например:

• совокупность конкретных функциональных характеристик;

• комплекс знаний, навыков, умений, приобретенных человеком;

• способность человека к выполнению какой-либо деятельности;

• круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает определенными познаниями и опытом;

• системное образование в личности, которое является компонентом его качества.

Таким образом, наиболее общим для всех представленных точек зрения на понимание термина «компетенция» представляется нам определение ее как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений навыков, которые необходимы для реализации конкретной деятельности.

Следовательно, мы можем говорить о том, что компетенция – не бесспорное и очевидное явление в образовательной культуре. Компетенция – это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино.

В этом же контексте функционирует и понятие предметной компетенции, понимаемой как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика» [2, с.62] по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления продуктивной деятельности.

По мнению А.В. Хуторского формирование компетенций происходит средствами содержания образования, в результате чего у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных» [8]. Подобной точки зрения придерживается и академик РАО В.В. Краевский. Он констатирует, что введение понятия «предметная компетенция» в нормативную и практическую составляющую образования позволяет «… решать типичную для российской школы проблему, заключающуюся в том, что ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций» [6, с.133].

В.В.Краевский и А.В.Хуторской сходятся во мнении, что предметная компетенция предполагает не просто усвоение учеником не связанных между собой знаний и умений, а овладение ими в едином комплексе. Предметная компетенция определена личностно-деятельностным подходом в образовании, ведь она соотносится с учеником, а также проявляется и контролируется только в процессе выполнения им определенного набора действий.

Следовательно, предметная компетенция предполагает не просто усвоение учеником не связанных между собой знаний и умений, а овладение ими в едином комплексе.

Таким образом, под предметной компетенцией мы будем понимать способность реализации учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что для успешного формирования предметной компетенции в области литературы необходимы следующие знания: литературные знания, знания о тексте, знания о чтении, знания о себе как читателе.

Чтобы сформировать компетентностого ученика, только сложением суммы знаний и умений не обойтись. Стать компетентным в данной предметной области ученик может как с помощью учителя на уроках литературы, так и самостоятельно. Выбрав в итоге то, что ему будет близко и понятно, как с эстетической точки зрения, так и с нравственной.


Литература:
  1. Альберт М., Мельсон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебное пособие. ­– М: «Вильямс», 1997. ­– 701 с.

  2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Новостной сайт «Эйдос», версия для КПК. [М., 2002]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

  3. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.

  4. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // Новостной сайт ТИСБИ, версия для КПК. URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.html

  5. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 176 с.

  6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и Методика/В.В.Краевский, А.В.Хуторской.–М.:Академия,2007.–347 с.

  7. Симонов В.П. Моделирование и оценка качества научно-исследовательской работы в образовательных системах. Учебно-метод. пособие для системы высшего и среднего профессионального образования. ­– М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 92 с.

  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. // Новостной сайт «Эйдос», версия для КПК. [М., 2002]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): предметная компетенция, знание, компетенция, технология формирования, умение, единый комплекс, предметная компетенция учащихся, продуктивная деятельность, усвоение учеником, ученик.

Похожие статьи

Технология создания учебной задачи для формирования функциональной грамотности младших школьников

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

Технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Похожие статьи

Технология создания учебной задачи для формирования функциональной грамотности младших школьников

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

Технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов