Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щербакова, Е. В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2841/ (дата обращения: 15.11.2024).

Врезка1

В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными (МКШ). До настоящего времени более 70 % всех школ расположены в сельской местности, из них около 60 % являются малокомплектными. Сельская малокомплектная школа (СМКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем.

Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека.

Школа представляет собой важную часть сельского социума и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы МКШ, прежде всего, зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села.

С начала 90-х гг. ХХ в. российская сельская школа функционирует в новых экономических условиях развития общества, характеризующихся переходом к рыночной экономике, созданием правового и демократического государства. Кардинальные изменения, происходившие в нашем обществе, не могли не затронуть школу.

После распада СССР в России было закрыто более 19 тыс. сельских школ. По данным Минобрнауки РФ, в 1995 году их насчитывалось почти 69 тыс., в 2000 году — около 67 тыс., в 2010-2011 годах — менее 49 тысяч. Почти все они были ликвидированы не в 1990-е годы, когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжелой, а в последние десять лет. И в наши дни процесс закрытия школ происходит достаточно активно.

В Законе РФ «Об образовании» декларировалось, что СМКШ финансируется независимо от числа учащихся. Однако после введения подушевого финансирования и «новой системы оплаты труда» учителям процесс ликвидации школ активизировался. Ведь если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя окупить не сможет. Сегодня в России на смену малокомплектным школам приходят крупные школы, в которые детей из разных деревень возят на специальных школьных автобусах или устраивают в школы-интернаты, где они не только учатся, но и живут.

Недостаточное внимание вопросам социального развития села, взгляд на СМКШ как на неперспективную, практика объединения малочисленных классов, основанная на укрупнении сельских школ, проводившаяся в 70-е годы ХХ в., привели к значительной миграции сельского населения. Это обернулось опустением малых сел и деревень, дальнейшим сокращением пропашных земель, падением сельскохозяйственного производства.

Исторический опыт побуждает нас сегодня к взвешенному, продуманному подходу к проблемам СМКШ. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема сельской школы была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст – проблему исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. Сегодня мы видим, сколь губительны оказались последствия экспериментов, проводимых с целью реализации этой перспективы (строительство агрогородов, ликвидация так называемых, неперспективных деревень и т.п.). Сложности современного села в значительной степени связаны с последствиями названных преобразований.

СМКШ сегодня остро нуждаются в особой организации педагогического процесса, в специфических подходах к развитию личности ребенка, учитывающих многие региональные, социально-экономические культурные факторы.

Российская педагогическая энциклопедия приводит следующее определение малокомплектной школы: "Малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся" [6, с. 540]. Терминологическое обозначение средних школ и классов с малой наполняемостью как школ "малокомплектных" произошло по аналогии с начальной школой. До начала 70-х годов ХХв. термин "малокомплектная" применялся только к начальной школе, в которой учащиеся двух, трех, четырех классов объединялись в один класс – комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом – комплектом работал один учитель. В 70-е годы в понятие малокомплектная школа начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов.

Предпринимались попытки дифференцировать название таких школ и классов, образующих её: "малые школы (классы)" (М.И.Зайкин, Е.Г.Осовский), "школы (классы) с малой наполняемостью" (Г.Ф.Суворова), "малочисленные школы (классы)" (С. Рогачев). Сегодня можно констатировать, что окончательного терминологического определения подобного типа сельских школ ещё не произошло.

В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в отечественной педагогике подходами к трактовке термина под малокомплектной мы понимаем школу, которую характеризует одна или несколько указанных особенностей:

  • отсутствие параллельных классов;

  • отсутствие одного или нескольких классов;

  • объединение начальных классов в один или два класса комплекта;

  • разобщенность территории школьного микрорайона;

  • безальтернативность образовательного пространства. Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования;

  • недостаточное оснащение школ современным оборудованием;

  • малочисленность учительского состава;

  • полифункциональность деятельности сельского учителя. Многопредметность и многопрофильность преподавания (многие учителя ведут предметы не по своей специальности);

  • особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социальнопедагогических функций;

  • слитность с природным окружением. Сельская школа, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе.

  • малочисленность родительского коллектива;

  • низкий образовательный ценз родителей;

  • "педагогическое одиночество" – ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег.

  • большая значимость трудового воспитания. Занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе.

  • тесная связь с народными традициями. Воспитание в сельской школе строится с учетом народных традиций.

Эти условия МКШ отмечают в своих работах Ф.С. Авдеев, М.И. Зайкин, Г.Ф.Суворова, А.М. Цирульников и другие исследователи.

Условия работы сельской малокомплектной школы весьма специфичны.

Выполнение МКШ своих общеобразовательных функций связано с отходом от дидактических стереотипов, которые сложились в практике большой школы. Многие хорошо зарекомендовавшие себя в большой школе методы и приёмы педагогического взаимодействия в условиях малочисленного класса теряют свою значимость, не обеспечивают необходимого образовательного и воспитательного эффекта, а иногда становятся тормозом развития личности ученика.

Многочисленность сельских школ, специфика их функционирования обусловили интерес к ним исследователей.

В 80-е - 90-е годы ХХ в. обучение и воспитание детей в сельской школе интересовало представителей экономики, народного образования, социологов, психологов. Появился большой пласт научно-педагогической литературы по вопросам развития и совершенствования деятельности МКШ. Здесь следует упомянуть работы А.Е.Кондратенкова, И.М.Косоножкина, Н.Д.Неустроева, Е.Г.Осовского, Г.Ф.Суворовой.

Школоведческие аспекты развития сельской МКШ рассмотрены в работах Е.С.Березняка, Л.Г.Борисовой и др. Вопросы подготовки и повышения квалификации сельских учителей исследованы Ф.С.Авдеевым, А.Н.Чаловым, В.П.Артемьевым. Проблемы воспитания сельских школьников волновали таких исследователей, как П.А.Жильцов, А.Ф.Иванов, Н.К.Лазарева.

Имеются работы по проблемам совершенствования учебного процесса, методики ведения уроков в сельской малокомплектной школе по отдельным предметам (М.И.Зайкин, Г.И.Саранцев, С.П.Амутнова, А.Ю.Купалова, О.С.Габриелян, Р.Н.Князева, К.Л.Лисова и др.)

В 90-х годах ХХв. был выдвинут ряд проектов развития сельских вариативных образовательных программ (Е.В.Бондеровская, А.Ф.Иванов, А.М.Цирульников).

В 90-е г. г в сельской местности появляются новые образовательные учреждения: гимназии, лицеи, "школы крестьянского хозяйства" и др. Растет число национальных школ на селе. Разработка моделей национальных школ происходит на альтернативной основе с учетом социально-экономической ситуации в регионе.

Однако наряду с положительными тенденциями существует еще целый ряд проблем. Иногда увлечение новыми формами организации обучения происходит без принципиального изменения содержания образования, а рост объема учебной информации – без пересмотра технологии обучения. Это ведет к перегрузке учащихся, ухудшению здоровья детей, снижению качества образования. Многие вопросы дидактико-методического обеспечения педагогического процесса в СМКШ по-прежнему нуждаются в разрешении. Особенно остро ощущается потребность в разработке вопросов обучения и воспитания в современной сельской малокомплектной школе на дидактическом уровне.

В настоящее время есть объективная необходимость в создании новых основ организации сельской малокомплектной школы, что предполагает принципиальное изменение концептуальных подходов в области образования – проектирование развивающихся, вариативных, культуросообразных сельских школ. Это потребует создания специальных технологий вариативной организации и самоорганизации сельской школы, выявления методик диагностики, изучения и управления развитием сельских школ, в особенности инновационного типа, культурных процедур педагогических решений в области сельского образования. Необходимо написание добротных школьных учебников с учетом специфики организации обучения в малых группах.

Знание специфики функционирования МКШ является особенно актуальным для выпускников педагогических вузов, который готовит кадры в том числе и для сельской школы. Для сельской малокомплектной школы нужен учитель с принципиально иным набором профессиональных компетенций и главное среди них – умение сопровождать ребенка в образовательном процессе – и дистанционно, и в профильном обучении, и в плане ориентации выбора профессионального образования. Это предполагает принципиально иные технологии обучения и воспитания. Для педагога сельской школы особенно значимо не просто передать знания, а научить ребенка самостоятельному умению учиться, «дать удочку». Сегодня в педагогических вузах и колледжах необходимо разнообразие содержания, форм и методов подготовки сельского учителя.

Сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а следовательно, и сельская школа будет существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические черты в рамках единой национальной культуры и того поля, которое называют единым образовательным пространством. Поэтому проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. Поэтому программа развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в национальной доктрине образования.

Школа в селе должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе. Именно со школой сегодня связаны надежды на воспитание сельского труженика нового типа, повышение роли человеческого фактора в сельском хозяйстве, совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села.


Литература:

  1. Зайкин М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. Н.Новгород, 1991.

  2. Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В.Бочарова, М.П.Гурьянова// Педагогика.2005. № 8 с.32-38.

  3. Гурьянова М.П. Модели реструктуризации сельских общеобразовательных учреждений: опыт регионов//Дидакт. 2003.№3 с.34-39

  4. Зайкин М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования// Сельская школа.2004.№ 2. с.3-6.

  5. Организация образования в сельской местности России (исторический очерк). М.: РАО, 1993.

  6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. т.1.



Основные термины (генерируются автоматически): сельская школа, школа, сельская малокомплектная школа, класс, малокомплектная школа, Россия, сельская местность, сельскохозяйственное производство, малая наполняемость, начальная школа.

Похожие статьи

Профессиональное развитие учителей в малокомплектной сельской школе

Школьный музей: история и перспективы развития

Нормативно-правовое обеспечение деятельности малокомплектной сельской школы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Особенности восприятия детьми социального мира»

Начальная школа на современном этапе развития общества

Учебно-игровой Лего-центр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Учебно-воспитательная деятельность в условиях сельской школы

Семейные традиции учащихся общеобразовательной школы

Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра

Школа — социокультурный центр микрорайона. Из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги

Похожие статьи

Профессиональное развитие учителей в малокомплектной сельской школе

Школьный музей: история и перспективы развития

Нормативно-правовое обеспечение деятельности малокомплектной сельской школы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Особенности восприятия детьми социального мира»

Начальная школа на современном этапе развития общества

Учебно-игровой Лего-центр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Учебно-воспитательная деятельность в условиях сельской школы

Семейные традиции учащихся общеобразовательной школы

Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра

Школа — социокультурный центр микрорайона. Из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги