Информатизация образования как инновационная педагогическая технология
Автор: Хадиева Фарида Ильдусовна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2220 раз
Библиографическое описание:
Хадиева, Ф. И. Информатизация образования как инновационная педагогическая технология / Ф. И. Хадиева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2845/ (дата обращения: 15.11.2024).
Информатизация образования в широком смысле — комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.
Образование в данном случае, не утрачивая своей традиционной функции – передачи социального опыта подрастающим поколениям, должно выполнять принципиально новую функцию, а именно создание высокоадаптивной педагогики информационного общества.
В Приоритетном национальном проекте «Образование» отмечается, что на современном этапе модернизации российского образования значительную роль играет реализация приоритетных направлений развития образования. В качестве первой среди этих направлений названа «Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно - технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационных компетенций работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий». [Республиканская комплексная целевая программа «Информатизация образования в Республике Татарстан на 2008-2010 годы»].
Поскольку в настоящее время человечество находится в состоянии перехода к информационному типу общества, информатизация образования рассматривается, как необходимое условие развитие современного грамотного члена общества.
Я работаю учителем татарского языка и литературы и в татарских, и в русских группах. На первый план при обучении татарскому языку как неродному выдвигается коммуникативное обучение через диалоговые тексты. Недопустимо только изучение одной грамматики и необходимо соблюдать ситуативно-тематический принцип. То есть искусственно создается ситуация, и ученик свободно общается в рамках ситуации с соседом по парте. Но одной диалоговой речи недостаточно, поэтому я использую презентации на своих уроках, чтобы заинтересовать учеников материалом, который я хочу преподнести им. Таким образом, в легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова.
В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения основным аспектом является интеллектуальный рост учащихся. В настоящее время на уроках детям дается очень большой объем информации, поэтому необходимо интенсифицировать процесс развития. С целью интенсификации обучения, я использую новые технологии. Компьютер перед учащимися и учителями раскрывает новые возможности, позволяет уйти от традиционного обучения, помогает находить новые идеи и решать сложные проблемы. Раскрытию индивидуальных способностей наиболее полно способствует метод проектов. Осваивая этот метод коллективного творчества, учащиеся понимают ответственность за результаты своей работы и важность роли каждого, что и привлекает их к этому методу.
Применение компьютера на уроках татарского языка имеет следующие положительные стороны:
индивидуализация содержания учебного процесса, быстрое усвоение объемного материала;
возрастает познавательная активность учащихся;
учет психологических особенностей детей и объективная оценка знаний;
меняется характер работы учителя.
На сегодняшний день плохо поставлен вопрос о компьютерной поддержке татарского языка как государственного. Задачи внедрения национальных языков в информационные технологии актуальны. Неудовлетворительным является также состояние татарского сегмента в Интернете, где практически отсутствует татарский компонент. Не выполняются условия паритетности функционирования в компьютерных технологиях обоих государственных языков в условиях двуязычия.
Целью современной политики модернизации образования является обеспечение образовательной успешности в процессе позитивной социализации учащихся в условиях среднего и высшего образования и конкурентоспособности российских выпускников на мировом уровне.
Осмысление опыта, реализации государственной программы информатизации образования в преподавании татарского языка и литературы на протяжении ряда лет позволяет обозначить основные организационно-педагогические условия информатизации воспитательно-образовательного процесса школы:
Обеспечение системного подхода к процессу информатизации, его научно-методическое сопровождение. Это означает, что процесс информатизации должен основываться на системном анализе образовательно-воспитательного процесса и осуществляться в тесной интеграции науки и практики.
Интеграция новых информационных технологий с современными образовательными технологиями. Опыт освоения методов и приёмов организации проектной деятельности учащихся на уроках татарского языка и литературы, технологии развития критического мышления и других современных образовательных технологий подтверждает, что информационные технологии обогащают практику их применения, способствуя качественным изменениям личности учителя и ученика, повышению её активности в процессе изучения языка и культуры татарского народа в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций.
Необходимость создания системы мониторинга эффективности процесса информатизации в преподавании неродного языка. При оценке эффективности информатизации образовательного процесса должны анализироваться целевые, содержательные, деятельностные, организационные, технологические и временные характеристики обученности учащегося татарскому языку и литературе.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что обеспечение организационно-педагогических условий информатизации в преподавании татарского языка и литературы носит этический характер. Если школа думает о качестве поликультурного образования, то администрация и педагогический коллектив непременно будут осваивать новые эффективные технологии, решать задачу обогащения образовательной среды.
Использую следующие виды работ с применением информационно-компьютерных технологий:
Работа со схемами. При подготовке к уроку составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые учащиеся заполняют с помощью интерактивной доски. Презентацию можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала, при закреплении и для контроля знаний.
Работа с текстами. С помощью презентаций очень удобно проверять словарный диктант, проверочный диктант или списывание. Для этого на одном слайде появляется текст с пропущенными буквами или с допущенными ошибками. После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг - друга по следующему слайду, где другим цветом выделены вставленные или исправленные орфограммы. Учащиеся сразу выставляют оценки по критериям, данным на третьем слайде. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценку за знания.
Презентации учащихся.
Проектная технология. Проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности учеников. На моих уроках дети выполняют следующие виды проектов:
Реферативные - учащиеся пишут рефераты по темам: «Традиции и обычаи», «Праздники», «Профессии».
Конструктивно-практические проекты: делают коллаж, ведут дневник наблюдения погоды, дневники просмотра телепередач.
Игровые ролевые проекты: разыгрывают игры, ставят постановки по текстам сказок, материалам учебника, рекомендованного для домашнего чтения, например: «Шүрәле маҗаралары» («Приключения Шурале»). Так как именно этот герой сказки Габдуллы Тукая является основным героем учебно-методического комплекса под авторством Р.З.Хайдаровой, который включает в себя учебник, диск с мультфильмами, рабочие тетради и тетради с контрольно-измерительными материалами.
Информационные и исследовательские проекты, например: «Биләр» («Билярск»), «Татар язучылары» («Татарские писатели»), «Казан Кремле» («Казанский Кремль»).
Издательские проекты: например, «Шәҗәрә» («Родословные»).
На уроках использую элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр: «снежный ком», «отгадай героя», «отгадай слово», игра-пантомима «в магазине», «лото», «продолжи рассказ», исправь ошибку, уроки-игры, ролевые игры, взаимоконтроль и самоконтроль.
Практически к каждому разделу учебника и к каждой теме программы по татарскому языку можно подобрать материал на Интернет ресурсе. Использование электронных учебных пособий и Интернет-ресурсов позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.
Я разработала и провела открытые занятия с использованием электронных учебников во 2 классе по теме «Ашамлыклар» («Продукты»), в 4 классе по теме «Тәмле телле булыйк» («Давайте будем вежливы»).
На уроках используются программы Microsoft Office: приложения Word, Power Point; Excel; Adobe Reader; Smart Board.
Наличие цифровых образовательных ресурсов по предмету:
Электронные учебники |
язык» для 1-7 классов
|
База ЦОР, сформированная в кабинете татарского языка |
|
Список, используемых образовательных Интернет-ресурсов |
Литература:
Республиканская комплексная целевая программа «Информатизация образования в Республике Татарстан на 2008-2010 годы».
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Татарстан» № 617 от 11.12.2006 г.
Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - 5-е изд.- М.: Вита – Пресс, 2003.