Проблемы правового образования подростков из семей в трудной жизненной ситуации
Авторы: Торопов Павел Борисович, Кузнецова Татьяна Артуровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 275 раз
Библиографическое описание:
Торопов, П. Б. Проблемы правового образования подростков из семей в трудной жизненной ситуации / П. Б. Торопов, Т. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2852/ (дата обращения: 15.11.2024).
Проблема правового образования подростка связана с системными (социальными, экономическими, политическими) преобразованиями, в ходе которых прежние элементы системы разрушены, а необходимые социальные механизмы, отвечающие за создание новых, еще не сформированы.
С одной стороны о необходимости правового образования не рассуждает только ленивый и его основы даются во всех образовательных учреждениях, с другой, уровень правосознания граждан не следует за количеством полученных знаний.
Действительно, курс «Государство и право» во многих учреждениях общего среднего образования поддерживается факультативными занятиями и обеспечивается постоянными обновлениями из периодических изданий: «Основы государства и права», «Право и образование», «Право в школе».
Расширяется внеклассная деятельность педагогов по правовому воспитанию на территории образовательного учреждения от Москвы («Подросток и закон»), до Южно-Сахалинска («Непримиримые»).
Активно развиваются специализированные направление педагогики - педагогическая юриспруденция и правовая (юридическая) педагогика (Е.В. Протас, А.М. Столяренко и др.) [3, 4] Ежедневно на центральные и популярные телевизионные каналы выходят передачи показывающие работы правоохранительных служб и чрезвычайные ситуации, связанные с правонарушениями.
Несмотря на то, что по официальным статистическим данным количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии с 2000 по 2008 год сократилось с 195426 до 116090, однако по грабежам, незаконным завладением транспортным средством без цели хищения (угон), незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ количество противоправных действий не только не снизилось, но и превысило показатели как 2000, так и 2005 года [1].
Эта ситуация проявляется в несколько раз более остро в семьях в трудной жизненной ситуации.
Несмотря на то, что семьи с детьми в трудной жизненной ситуации пользуются особым вниманием, которое проявляет в школе (классный руководитель и психолог) и вне ее (специалист по социальной работе, сотрудник КДНиЗП, участковый) динамика правонарушений среди подростков из неблагополучных семей не является удовлетворительной.
Абсолютно верно заметили Певцова Е.А., Сапогов В.М. исследуя правосознание воспитанников интернатных учреждений «Усиление правовой информированности без должного внимания к целостной системе правосознания создает основу для ее отторжения. Для несовершеннолетних и педагогов, кроме всего, это может стать фактором злоупотребления правом» [2, c. 81].
Балтийский федеральный университет им. И. Канта, совместно с ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» в 2011 г. провели исследование особенностей установки к неправомерному поведению более 50 подростков 12-18 лет, проживающих на территории г. Калининграда.
Методика исследования – полуструктурированное интервью, проводилось индивидуально, с согласия родителей.
Целью исследования было выявление установок подростков к правонарушению и опреление факторов, которые, по мнению подростков, оказывают значимое влияние на противоправное поведение.
По результатам исследования планировалось разработать рекомендации по составлению и внедрению программы развития правового сознания подростков во внеучебное время.
Такая потребность весьма актуальна и связана с большей результативностью воспитания «трудных» подростков во внешкольной среде, в ходе неформального общения, с участием их «ближнего круга» - группы, мнение которой для подростков иногда более значимо, чем мнение учителей и родителей.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют об определенной правовой компетентности подростков. Подростки в целом знают законодательство и его отдельные статьи, касающиеся наиболее распространенных правонарушений, представляют последствия правонарушений в соответствии с законом и могут сформулировать нравственные последствия таких правонарушений.
То есть процесс правового образования (по крайней мере, в Калининградской области РФ) достаточно результативен, в том числе и на уровне детей из семей в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, объективно существует определенное противоречие между достаточно обширным и растущим объемом правовых знаний и противоправным поведением подростков.
Результаты исследования позволили обратить внимание на следующую особенность восприятия подростками правонарушения.
Значительная их часть (почти 70 %) воспринимают собственное деяние как случайность или результат внешнего воздействия, при этом не характеризующее их личность и поведение целом.
Более половины подростков рассматривают правонарушение как временное явление, связанное с собственными возрастными особенностями.
Подавляющее большинство, характеризуя противоправный поступок достаточно быстро и аргументировано могут объяснить его причины, при этом, так же в большинстве случаев, эти причины «внешние» и связанные с недостатком средств в семье или у самого подростка для активной жизни на определенном уровне.
Необходимо отметить, что желаемый уровень жизни, подростками, весьма высок и превышает уровень жизни их родителей.
Подростки понимают, что доход семьи является отражением затраченных на его получение усилий, но считают сложившуюся систему вознаграждения устаревшей и неэффективной, а, следовательно, нуждающейся в изменении и дополнении иными доходами. Именно среди дополнительных доходов подростки видят пути, которые «могут быть оценены как преступление».
Вызывает интерес именно эта формулировка («могут быть оценены»). Почти половина опрошенных, косвенно, признает, что любое деяние может быть оценено людьми и представителями правоохранительной системы двояко, в зависимости от личного мнения и личной заинтересованности представителя правопорядка.
То есть, у большинства подростков нет доверия к правоохранительным органам (точнее есть уверенность в возможности избежать наказания).
При описании деяний, которые сами подростки относят к преступным (нанесение телесных повреждений, кража, грабеж) подростки часто отрицают умысел, подтверждая свои мысли представлениями о собственной импульсивности, обидчивости, неадекватном поведении «потерпевшей стороны».
В значительной части преступных деяний (почти 60 % опрошенных) видят проявление самореализации и чувства коллективизма. Они активно оправдывают собственное поведение невозможностью отделения от группы, тяжелыми последствиями отказа от совместных деяний (от отказа в групповом членстве, до физического наказания). При этом явно проявляется свойственное подросткам в этом возрастном периоде, потребность в групповом членстве и принятии группой.
В подавляющем большинстве случаев, характеризуя противоправное деяние, подростки оправдывают его, ссылаясь на четыре основные фактора:
большинство людей смогли бы легко сделать то же самое;
близкие мне люди не рассматривают это как противоправное деяние;
я (близкие мне люди) делают это часто;
этот поступок не связан с напрямую с преступным деянием.
Из сказанного видно, что подростки, понимая (зная) содержание («букву») закона, не видят его связи с собственными деяниями, не ассоциируют содержание закона с собственными действиями и оправдываю собственные действия групповым влиянием.
То есть они не только не осознают себя как личность в правовой среде, но и не рассматривают себя как отдельную личность, обладающую индивидуальным правосознанием.
Исходя из этого, мы можем рекомендовать при работе с подростками из семей в трудной жизненной ситуации, в ходе правового образования, обращать внимание не только на содержание статей законодательных документов, но делать акцент на формирование установки к нормам права. То есть переходить от педагогического к психологическому подходу в правовом образовании.
При формировании установки, необходимо:
констатировать негативное отношение большинства людей к противоправному деянию (к сожалению, по результатам деятельности СМИ этого невидно);
подчеркивать, что близкие люди рассматривают изучаемое деяние как противоправное деяние (с привлечением значимых людей к диалогу и обоснованному суждению);
обращать внимание на то, что преступления не являются частым явлением в обществе, с учетом количества населения России (по результатам деятельности СМИ этого невидно);
формировать навык раскрытия причинно-следственных связей между поступками и их последствиями.
рассматривать не положения закона и даже не противоправный поступок, а позицию личности в ситуации, провоцирующей противоправное деяние.
Перечисленные выше положения были реализованы в программе клуба «Я и право» ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» для детей из семей в трудной жизненной ситуации и их родителей.
Литература:
Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009
Певцова Е.А., Сапогов В.М. Профилактика правонарушений и формирование правомерного поведения воспитанников интернатных учреждений в образовательных правоотношениях. Монография (научное издание). – Псков: Издательство АНО «ЛОГОС», 2009.
Протас Е.В. Историческая эволюция, теория и опыт интеграции педагогической культуры в юридическое образование. – М., 2004.
Столяренко А.М. Юридическая педагогика в системе МВД. – М., 2003.