Специфика работы классного руководителя 5-9 классов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панфилова, Е. В. Специфика работы классного руководителя 5-9 классов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида / Е. В. Панфилова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2855/ (дата обращения: 15.11.2024).

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Данный процесс состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение учащимися передаваемого педагогами опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая классными руководителями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. [3, с. 17].

С течением времени менялись доминирующие функции классного руководителя в школе. Сегодня это содействие развитию личности ребенка, реализация его личностного творческого потенциала, обеспечение условий для успешной социальной адаптации. Но значимость деятельности классного руководителя в образовательном учреждении по-прежнему очень велика. И тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы широки и несоизмеримы ни с какими затратами.

В сложившейся школьной практике классный руководитель обычно занимает одну из двух позиции, которые можно определить как «диспетчер» и «творец». В первом случае работа педагога часто носит формальный характер. Например, он следит за посещаемостью, проверяет дневники, проводит классные часы, обеспечивает участие класса в общешкольных мероприятиях. Общение с родителями ограничивается встречами на родительских собраниях и телефонными звонками в случае прогула или плохого поведения школьников. Во втором случае учитель много сил и времени тратит на выполнение требований администрации, на общение с классом, на улаживание конфликтов между одноклассниками, педагогами, на решение проблемы в семьях ребят. Он путешествует по стране со своим классом, водит их на экскурсии, в музеи, воспитывает детей наряду с родителями, а иногда и заменяя их.

Работа с детьми, имеющих различные интеллектуальные нарушения, безусловно, подразумевает знание индивидуальных особенностей этой категории учащихся. В основу коррекционной воспитательной работы положена личностно-ориентированная педагогика, основные тезисы которой нацеливают классного руководителя на развитие возможностей и способностей конкретного ребенка, востребованности его обществом, формирования моделей коммуникативного поведения.

Каковы же ключевые направления воспитания, которые должны лечь в основу деятельности классного руководителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Во-первых, это регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают первые социальные навыки, порой оказывающие заметное влияние на их будущее. При поддержке классного руководителя школьники обретают опыт различных отношений: групповых, межличностных, деловых, избирательных и т.п. Если эта поддержка педагогически обоснована, то этот опыт будет построен на взаимопомощи, взаимной ответственности, терпимости и уважения.

Во-вторых, это восполнение дефицита полноценного общения, который испытывают многие современные дети, а дети с нарушениями интеллекта, у которых, как правило, имеются отклонения в развитии всех познавательных процессов, испытывают его вдвойне. За счет разнообразия организуемой в школах воспитательной деятельности (познавательные экскурсии, кружки, студии, секции) педагог может создавать условия для расширения круга общения детей и развития их творческих и познавательных способностей.

В-третьих, это решение задачи психологической защиты детей с ограниченными возможностями здоровья от негативного влияния некоторых взрослых, семьи, социума. К сожалению, наше общество ещё не готово в полной мере «воспринимать» детей-инвалидов, и поэтому их жизнь часто протекает в условиях депривации. Социальная депривация усугубляется за счет длительного пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях интернатного типа, в специальных стационарах и т. п., где социализирующий опыт ограничен и общение осуществляется, в основном, между такими же детьми. В подобной обстановке у учащихся формируется недостаточно адекватное представление об окружающей действительности, задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков общения. [2, с. 24].

Безусловно, при соответствующих условиях классного руководителя таких учащихся, и в союзе с другими субъектами образовательного взаимодействия, создается психологическая комфортная обстановка в классе и школе, дети чувствуют себя защищенными, необходимыми другим людям и понятым ими. И хотя в школах, в том числе и в коррекционных, сегодня появились и психолог, и социальный педагог, классный руководитель остается объединяющей фигурой, призванной отслеживать, направлять, координировать деятельность каждого учащегося в классе.

Чтобы реализовать сложнейшие задачи воспитания, классному руководителю необходимы серьезные личностные ресурсы. Практика показывает, что здесь возникает ряд специфических проблем и особенностей.

Первая проблема состоит в том, что один и тот же классный руководитель в течение пяти лет (школьного «цикла» классного руководства) должен одинаково успешно выстраивать воспитательную работу и с детьми, и с подростками. Позиция классного руководителя по отношению к одному и тому же классу за пятилетие меняется несколько раз. В 5-6 классах это «няня», сопровождающая детей в период адаптации в новых условиях обучения и помогающая формировать коллектив с его установками и воспитательными ценностями. В подростковых классах (7-9) это «опекун» или «координатор». Хотя учащиеся с ограниченными возможностями здоровья к 13 годам уже многое умеют делать сами, классный руководитель «страхует» своих подопечных, побуждает и направляет их деятельность, а также «подсказывает», как лучше организовать жизнь класса.

Вторая проблема связана с востребованностью коммуникативных умений классного руководителя. Именно они обеспечивают успешность регулирования межличностных отношений между обучающимися и продуктивность контактов с родителями, педагогами и внешкольными организациями, заинтересованными (или не заинтересованными) во взаимодействии со школой.

Третья проблема заключается в необходимости классному руководителю постоянно накапливать новые знания по различным отраслям: здоровье, безопасность, литература, экология, психология и др. Чтобы держать «на высоте» педагогический авторитет, необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья очень чутко реагируют на любые неточности и неопределенности, которые может допустить педагог в разговоре с детьми. [4, с. 9].

Таким образом, классный руководитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать разнообразными свойствами и чертами профессионала, которые помогают ему оказывать положительное влияние на развитие личности учащегося и добиваться оптимальных результатов в обучении и воспитании растущей личности.

С целью коммуникативного общения с учащимися 5-9 классов классному руководителю желательно использовать определенные приемы общения. Приемами называются элементы, составные части видов общения, при помощи которых обеспечиваются их более гибкое и эффективное применение. А подготовка к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в этом процессе и освоение способов практической реализации этой готовности. Эта деятельность включает в себя несколько аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья, формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных умений. Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют классные руководители в своем общении с учащимися. [1, с. 36].

Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, как классный час, который выполняет функцию коммуникации, т.е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое внимание классного руководителя должно уделяться тому, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья учились слушать и уважительно относиться к высказываниям и суждениям, по мере возможности излагать собственные точки зрения.

Другим существенным способом формирования и (что особенно важно) изменения социальных установок учащихся с ограниченными возможностями в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой школьников 5-9 классов организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Целесообразность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на откровенную дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам, формулировать выводы дискуссии. Классный руководитель при этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся с ограниченными возможностями здоровья проявить собственную точку зрения, получить опыт участия в поиске решения проблемы в классе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своем поведении в процессе общения.

Таким образом, формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей воспитательной работы коррекционной школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Горленко В. Каждый человек достоин уважения // Воспитание школьников. – 1995. – № 5. – С. 36.

2. Завьялова У.С. Воспитательный план-помощник, справочник, путеводитель в работе классного руководителя //Классный руководитель. – 2000. – № 8. – С. 24.

3. Козлов И.В. Мудрость в повседневных контактах // Воспитание школьников. – 1997. – № 4. – С. 17.

4. Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы. – М.: Глобус, 2007. – 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, ограниченная возможность здоровья, учащийся, воспитательная работа, класс, ребенок, сфера общения, групповая дискуссия, активная деятельность воспитанников, воспитательная система класса.

Похожие статьи

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8-го вида

Комплексный подход к развитию координационных способностей учащихся коррекционной школы VIII вида

Роль классного руководителя в обеспечении профильного обучения в классах с экологической направленностью

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)

Деятельность воспитателя по обучению сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Роль педагога в улучшении трудовой подготовки и формировании общетрудовых умений в школе-интернате для детей с ОВЗ

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Особенности организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе дошкольного учреждения

Похожие статьи

Основные аспекты коррекционно-развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8-го вида

Комплексный подход к развитию координационных способностей учащихся коррекционной школы VIII вида

Роль классного руководителя в обеспечении профильного обучения в классах с экологической направленностью

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)

Деятельность воспитателя по обучению сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Роль педагога в улучшении трудовой подготовки и формировании общетрудовых умений в школе-интернате для детей с ОВЗ

Готовность учителя начальных классов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Особенности организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе дошкольного учреждения