Критерии показатели оценки гендерного поведения подростков в воспитательной работе
Автор: Салманова Альбина Фаритовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2348 раз
Библиографическое описание:
Салманова, А. Ф. Критерии показатели оценки гендерного поведения подростков в воспитательной работе / А. Ф. Салманова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2878/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одним из сложных вопросов в воспитательной работе в рамках школьного образования был вопрос гендерного поведения. Особое внимание в данном вопросе мы уделили критериям оценки гендерного поведения. Для определения критериально-оценочного аппарата. Мы рассматривали анализ точек зрения различных ученых (Л.Е. Балашов, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, В.А. Беликов и др.) позволил нам остановиться на некоторых ключевых положениях относительно решаемой задачи. Согласно им:
критерий определяется как признак (свойство, качество) изучаемого объекта, на основании которого производится оценка, суждение о его состоянии и уровне функционирования;
показатель есть количественная и качественная характеристика сформированности каждого свойства, признака (В.И. Загвязинский).
В настоящее время в педагогической теории и практике существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся к тому, что они должны воссоздавать основные закономерности формирования и развития личности; с их помощью должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого педагогического явления или процесса. Помимо этого, критерии должны раскрываться через ряд качественных и количественных показателей, по мере проявления которых можно определять о большей или меньшей степени его выраженности; критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и в культурно-педагогическом пространстве.
Именно данных требований в своей работе мы строго придерживались.
Выбор критериев был напрямую был связан с исследованием структуры воспитательной работы и использованием в ней гендерного подхода).
При разработке критериального аппарата мы опирались на анализ нашего ключевого понятия гендерное поведение. Это позволило нам к критериям гендерного поведения отнести: мотивационный, когнитивный, рефлексивно-оценочный, коммуникативно-личностный и деятельностным критериям. Каждый критерий конкретизируется через показатели и признаки.
Критерии и показатели при оценке развития гендерного поведения подростков
Таблица 1
№ п\п |
Содержательные компоненты гендерного поведения |
Критерии |
Показатели |
1. |
Мотивационный |
Мотивационный критерий |
|
2. |
Познавательный |
Когнитивный критерий |
2.Самооценка,самоконтроль, 3. Самоанализ гендерного поведения; |
3. |
Коммуникационный |
|
|
4. |
Деятельностный |
Деятельностный критерий |
|
В связи с этим, при выборе уровней развития гендерного поведения подростков в своей работе мы выделили также высокий (продуктивный), средний (нормативный) и низкий (адаптивный) уровни.
В задачи первого этапа экспериментальной работы входила задача, связанная с определением коэффициентов для количественной и качественной оценок выявленных критериев и показателей. При этом мы посчитали необходимым обосновать механизмы перевода качественных показателей в количественные и соотнесения респондента к определенному уровню развития гендерного поведения подростков.
Для количественного сравнения уровней развития гендерного поведения подростков мы ввели следующую оценку каждого показателя и баллы для их выражения:
баллом (2) мы отмечали критерий, который способствует развитию того или иного качества гендерного поведения;
балл (1) означает нейтральный показатель;
баллом (0) мы отмечали критерий, который препятствует развитию тому или иному качества гендерного поведения подростка. В таблице 3 нами дана, количественная оценка уровня развития гендерного поведения подростка по каждому показателю в баллах. Как следует из нее, все показатели в итоге сведены к «2», «1» или «0» баллам.
Таблица 2
Показатели и диагностические методики их оценки
Показатели |
Методики определения показателя |
Уровни овладения и оценочные баллы |
||
Продуктивный (2 балла) |
Нормативный (1 балл) |
Адаптивный (0 баллов) |
||
Критерий: мотивационный |
||||
1.Желание вступать в контакт, |
|
0-4 балла |
5-8 баллов |
9-15 баллов |
2.Социальное моделирования пола |
«Оценка степени гендерной зрелости» |
20-13 баллов |
9-12 баллов |
1-8 баллов |
3.Потребность совершенствовать свои ЗУН. |
|
33-26 баллов |
25-17 баллов |
16-8 баллов |
Критерий: когнитивный |
||||
1.Полнота знаний об окружающим мире, других людях; |
Беседа «Оценка степени психосоциальной зрелости» |
40-36 баллов |
35-26 баллов |
до 25 баллов |
2. Рефлексивно-оценочный; |
|
40-30 баллов |
29-11 баллов |
Менее 10 баллов |
3.Способность осознания социокультурных конструктов гендерного пространства развития общества. |
|
20-13 баллов |
12-9 баллов |
1-8 баллов |
Критерий: коммуникативно - личностный |
|||||
|
Рисуночный тест «Д-Д-Ч» |
15-11 баллов |
10-6 баллов |
5-0 баллов |
|
|
Рисуночный тест «Д-Д-Ч» |
15-11 баллов |
10-6 баллов |
5-0 баллов |
|
3.Доброжелательность |
Рисуночный тест «Д-Д-Ч» |
15-11 баллов |
10-6 баллов |
5-0 баллов |
|
Критерий: деятельностный |
|||||
1.Проявляет интерес: к жизненным ориентациям молодежи. |
Опросник «Мотивация учения» |
33-26 баллов |
25-17 баллов |
16-8 баллов |
|
2. Проявляет интерес к гендерным аспектам стратегий жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере |
|
20-13 баллов |
12-9 баллов |
1-8 баллов |
|
3..Проявляет интерес к гендерным отношения в семейной сфере |
|
20-13 баллов |
12-9 баллов |
1-8 баллов |
Чтобы установить интервалы группировки значений, мы использовали методику А.А. Кыверялга. Сообразно данной методике, средний уровень определяется 25% отклонением значения от среднего по диапазону бальных оценок. Тогда распределение по двум «граничным» уровням (низкому и среднему) можно представить следующим образом: низкий уровень – от R(min) до 0,25*R(max); высокий уровень – от 0.75* R(max) до R(max), где R(min) – это нижний предел диапазона бальных оценок, R(max) – это высший предел диапазона бальных оценок.
Следуя той же логике, уровень развития гендерного поведения определялся нами интервалами, представленными ниже в табл. 3:
Интервалы определения уровня развития гендерного поведения подростка в образовательном учреждении
Уровни развития гендерного поведения подростка в ОУ
|
адаптивный уровень |
нормативный уровень |
– |
Баллы |
0-8 баллов |
9-23 балла |
24-32 балла |
На основе приведённого в табл. 3 соответствия, суммарный балл, оценивающий итоговый результат эксперимента, менялся в нашем конкретном случае в пределах от «0» до «32
Если уровни по отдельным показателям (или критериям) брать за эталон, то можно было отследить, насколько респондент изменяется в сравнении с данным эталоном за время эксперимента, по каким показателям происходит рост или уменьшение отдельного уровня.
Предложенная диагностическая программа оценки уровня развития гендерного поведения подростка в образовательном учреждении отрабатывалась нами в ходе констатирующего эксперимента и использовалась в формирующем эксперименте. Она позволила нам не только определять уровень развития гендерного поведения респондентов и отследить их динамику в процессе экспериментальной работы.
Таблица 4
Критерии уровней готовности подростков к воспитательной работе в школе с учётом гендерного подхода
|
Признаки |
Характеристика готовности подростков к воспитательной работе в школе с учётом гендерного подхода |
||
Продуктивный уровень |
Нормативный уровень |
Адаптивный уровень |
||
1.Желание вступать в контакт независимо от пола. |
У подростка с детства есть желание научиться строить продуктивные взаимоотношения со значимыми для них взрослыми людьми, расширить круг общения со сверстниками в разнообразных видах деятельности не разделяя их по половой принадлежности; |
Подростки проявляют желание и открыты новым контактам и общению, с готовностью откликаются на новые дружеские связи; |
Дети не отслеживают своих желаний в области общения: проявляют либо замкнутость, либо суперактивность, беспокойство и непостоянство в общении дифференцируя людей по половому признаку. |
|
|
проявляют интерес ко всему новому в мире, проявляет самостоятельность в общении с окружающими. |
Подростки проявляют интерес к новому, используя новые технологии. |
Не проявляют интерес к новой информации: закончились уроки – интерес исчерпан; |
|
3.Потребность совершенствовать свои ЗУН в области гендерного поведения, |
проявляют интерес ко всему новому, к расширению сферы познания «мира»; много читают, анализируют, делая самостоятельные выводы для себя. |
Подростки проявляют интерес к новому, часто задают вопросы, ищут новые источники информации; |
проявляют ситуативный интерес к новой информации: закончились уроки – интерес исчерпан; в остальных случаях инициативу не проявляют; |
Продолжение таблицы
Когнитивный критерий |
|
|
у подростков есть потребность узнавать правила общения в разных сферах общественной жизни; подростки направлены на социум; |
не проявляют потребности в накоплении знаний правил поведения и выстраивания отношений с людьми; |
2.Самооценка, самоконтроль; |
Подростки, знают где и как себя вести; стараются самостоятельно расширять эти знания и оценить себя в данной ситуации; |
знают правила поведения в школе и за её пределами; стимулирование учителя способствует накоплению этих знаний и применения их в социуме; |
подросток знает основные правила поведения в общественных местах; вежливые слова, но не всегда использует, не может самостоятельно оценить ситуацию; |
|
3.Самоанализ гендерного поведения; |
сознательно пополняет знания о правилах бесконфликтных деловых и личностных взаимоотношениях; понимает что эти знания – залог его успешной деятельности в стенах школы и за её пределами; |
осознают, что эти знания помогают им в жизни, понимают степень знания правил культуры поведения и необходимость их накопления; |
ребенок может сказать как нужно себя вести, но не пытается осознать важность этих знаний и поведения; |
|
Коммуникативно-личностный критерий |
|
|
|
|
2.Эмпатичность в отношении детей другого пола; |
|
подростки проявляют чуткость по отношению к окружающим, правда не всегда адекватно реагируют на настроение людей и не всегда могут вовремя прийти на им помощь; требуется обсуждение со взрослыми; |
Не проявляет чуткости к товарищам, не понимает, когда причиняет боль словом, поступком; |
|
Деятельностный криерий |
|
Подростки инициативны, активны и претендуют на лидерство, они пользуются авторитетом среди товарищей, самостоятельно могут организовать своё время |
подростки берут ответственность на себя за организацию своего времени. |
не проявляет инициативу в организации собственного времени, всегда полагаются на других. |
|
|
Подростки вовлекают ребят в интересные дела они всегда в курсе новых течений в молодёжи, актуальных профессий на рынке труда, ориентированы на семью и семейные ценности в отношении как юношей так и девушек. |
Подростки вокруг них всегда дети и кипит работа; они всё хотят упорядочить и требуют от всех подчинения; им нужно одобрение учителя и похвала; проявляют интерес только в отношении себя, В семье и в профессии видят себя лидерами дифференцируют друзей по полу. |
Подросток принимает в них участие, хотя часто спорит и конфликтует с ребятами; иногда ему удаётся быть в центре внимания, но в серьёзные дела он не рискует вовлекаться без вмешательства учителя, профориентирован слабо, надеется на выбор родителей, на семью не ориентирован. |