Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
Автор: Расулова Манзура Журабаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 13506 раз
Библиографическое описание:
Расулова, М. Ж. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка / М. Ж. Расулова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 91-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2885/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассмотрены возможности использования информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку, обозначены дидактические задачи уроков английского языка, охарактеризованы виды работ, способствующих эффективному усвоению фонетических, лексических, грамматических аспектов изучаемого языка.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронные средства, мотивация, коммуникативная компетентность, восприятие, интеграция, культура речи, языковая деятельность, личностно-ориентированный подход.
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным разделам изучаемого иностранного языка, проводить углубленное структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой форме, использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности, регулировать динамическую последовательность их предъявления. Более адекватная форма презентации языковых знаний дает положительный психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание языкового материала.
Внедрение современных образовательных технологий в процесс преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, важно, чтобы изучение материала заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. Применение современных образовательных технологий способствует повышению мотивации, интереса к предмету, желанию изучать язык и общаться на нем.
Одним из вариантов достижения цели является применение информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства. Каждый урок иностранного языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, т.е., определенного уровня языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.
Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует:
развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний;
повышению уровня использования наглядности на уроке;
повышению производительности урока;
установлению межпредметных связей;
приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка;
развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач, в частности, на уроке английского языка:
а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности
б) совершенствовать умения восприятия иноязычной речи на слух на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также подготовленных учителем текстов.
в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально, в письменной форме составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других видов переписке в процессе совместной деятельности партнеров;
д.) совершенствование лексико-грамматических навыков, путем тренировки при помощи программ, игр, тестов.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online-тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
На начальном этапе изучения иностранного языка очень важно правильно и грамотно научить произносить звуки. Именно фонетическая сторона владения языком влияет на правильное восприятия языковых единиц и формирования общей культуры речи. При правильном формировании фонетической стороны речи, ребенок будет не просто правильно произносить лексические единицы, но и с легкостью воспринимать на слух материал на иностранном языке, что является неотъемлемой частью грамотного овладения устной речью.
При обучении фонетике можно использовать презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи, озвученные носителями языка. Также очень важно учитывать возрастные особенности и уровень владения языком.
При отработке звуков, можно использовать программы-тренажеры, которые ведут контроль за произношением слова, и ребенок не сможет перейти на новый этап, не произнеся предыдущие лексические единицы верно. Чтение - это неотделимая часть при обучении языку. На данном этапе очень помогают гипертексты. Гипертекст – это возможность не только прочитать текст, но и более подробно изучить те явления, которые встречаются в тексте.
На начальном этапе, можно использовать различные тренажеры с упражнениями типа «вставь пропущенную букву, найди одинаковую букву, раздели слова по правилам чтения и т.п.»
Используя ИКТ на уроках при отработке грамматических форм, дети гораздо быстрее усваивают полученную информацию, представленную в наглядной форме, чем просто с использованием схем и таблиц. Когда ребенок видит ситуацию, он ее проживает и оказывается в ней.
Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся.
Использование мультимедийных презентаций даёт возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации; усиление мотивации учения; систематизацию изученного материала; формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и и обучающегося.
Обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в себе огромный мотивационный потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном языке.
-
- Литература:
1. Джураев.Р.Ҳ. Таълимда интерфаол технологиялар. – Тошкент, 2010. – 87 б.
2. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – Москва: Знание, 1986. – 80 с.
2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – Москва: Педагогика, 1988. – 191 с.
4. Ҳайитов.А., Боймуродов.Н. Таълимда ноанъанавий дарслар ва интерфаол усуллардан фойдаланиш. – Т.: Янги аср авлоди, 2006. - 76 б.