Функция учителя в современных условиях образования
Автор: Степанчук Зоя Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2941 раз
Библиографическое описание:
Степанчук, З. А. Функция учителя в современных условиях образования / З. А. Степанчук. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2910/ (дата обращения: 19.12.2024).
На пороге нового тысячелетия происходят изменения, как в социальной, так и образовательной сферах жизни общества. Современный человек должен быстро ориентироваться в потоке большого количества информации, стараться понимать истинный смысл, а самое главное не подменять нравственные ценности на сомнительные идеалы. Поэтому, наверное, никогда не исчезнет потребность в учителе-мастере, который направляет сознание личности на гуманитарные аспекты образования, делая своего ученика творцом своего бытия.
Что же общего между учителем и мастером? Этот вопрос наводит на мысли о том, то это личность, которая обладает набором определенных качеств или компетентностей. В первую очередь он обладает следующими качествами: ценностно-смысловые установки; ориентация на гуманитарный подход в образовании; умение ставить себя в позицию Другого; быть творцом не только своего образования, но и образования ученика; не быть равнодушным ко всему.
Обратимся к определению данного слова: 1) Мастер - это человек, который профессионально занимается каким-либо ремеслом; 2) Мастером какого-либо дела называют человека, который достиг в нём большого умения, профессионализма; 3) Мастером своего дела называют человека, который очень хорошо выполняет свою работу; 4) Мастером в разговорной речи называют человека, который ловко и умело делает что-либо; 5) Человека называют мастером на все руки, если он умеет делать очень многое.
Обратимся к пониманию значения слова «учитель» в разные политические и экономические эпохи.
Учитель в СССР, педагогический работник, осуществляющий коммунистическое воспитание, образование и обучение подрастающего поколения в общеобразовательных школах [1, с.438]. Учитель - наставник, преподаватель [2, с.295].
По мнению Льва Николаевича Толстого, целью и смыслом жизни человека является "взаимное служение существ друг другу, бесконечное просветление и единение существ, перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества". Нравственность - это и есть сущность человека, его родовой признак.
Таким образом, самое главное для педагога видеть в своем ученике успешную личность, давать ему возможность ошибаться, искать и находить верное решение в любой жизненной ситуации; понимать свои успехи и адекватно оценивать свои неудачи; быть ответственным за свое образование. Учитель – это как начальная точка отсчета в формировании своего образовательного пространства.
Рассмотрим значение термина «мастер» в различных источниках.
Мастер – (словарь Ожегова) 1. Квалифицированный работник в какой-н. производственной области. Часовых дел м. Скрипичный м. 2. чего. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Мастера искусств. М. спорта (спортивное звание)… Работать мастером. 4. е чем, на что и с неопр. Человек, который умеет хорошо, ловко делать что-н., мастак. М. на выдумки. М. рассказывать. * Дело мастера боится - посл. о том, что дело ладится в умелых руках. Мастер на все руки (разг.) - о том, кто все умеет делать. Мастер (словарь Даля) - м . мастерица ж. немецк. ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем; - признанный таким от цеха, получивший право так называться; - старший, во всяком ремесленном заведении или по каждой части производства на фабриках, заводах, наблюдающий за подмастерьями и рабочими. Сапожный, портняжный мастер, сам хозяин или заведывающий работами. Булыжный мастер, шуточно, мостовщик…Мастер своего дела. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится).
Мастер - 1) Квалифицированный работник, занимающийся каким-л. ремеслом. 2) Руководитель отдельного специального участка какого-л. производства. 3) Ремесленник, принадлежащий к высшей группе сословной организации ремесленников. 4) Специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-л. области. 5) разг. Ловкий, искусный в каком-л. деле человек…1) Учитель-самоучка, обучавший чтению и письму (в Российском государстве XIV-XIX вв.). 2) Учитель грамоты по церковным книгам у раскольников (в Российском государстве XIV-XIX вв.) [3, с.142].
В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга'.
Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая _необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. (Сластенин В., Исаев И.)
Обратимся к пониманию сущности понятий компетенция и компетентность, предложенную А.В. Хуторским. Автор считает, что компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В дальнейшем, там где это возможно и необходимо, мы будем пытаться разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
Компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Рассмотрим виды профессиональной компетентности: а) специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда; личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; индивидуальная компетентность- владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил [5, с.83].
Образование - это естественное, оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними. По сути, всякое образование всегда имело, по крайней мере, два стратегических ориентира – на личность (ее духовное становление и развитие базовых способностей) и на общество (его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям).
Образование – это самостоятельная форма общественной активности (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая другие социальные сферы, которая обеспечивает целостность общественного организма и которая является мощным ресурсом его исторического развития; - универсальный способ трансляции исторического опыта, дар – одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания нацело некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени; - всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека – способного к самообразованию, а тем самым к саморазвитию [4,с.73].
Самым главным, по мнению В.И. Слободчикова, для учителя является владение проектными технологиями (психолого-педагогическими, социально-педагогическими, педагогическими).
Психолого-педагогическое проектирование создают условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения – как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания – как освоение норм общежития в разных видах общности людей.
Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона.
Педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
По мнению В.И. Слободчикова, идеальное конструирование предполагает проведение целого ряда специальных робот, первым из которых является концептуализация, вторым – программирование, третьим - планирование.
Концепт – как совокупность разнопрофессиональных и разнопредметных взглядов на исходный замысел.
Технология проектирования представляет собой движение в трех пространствах: 1) в пространстве мышления, осуществляющего идеальное конструирование (концептуализация, программирование, планирование); 2) в пространстве мыследеятельности аккумулирующей в себе арсенал средств, техник и способов коллективно-распределенной проектной работы в образовании; 3) в пространстве реальной деятельности образовательной общности, единство которой задается общим смыслом этой деятельности и конкретной кооперацией внутри её.
По мнению В.П. Беспалько, педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:- научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; - процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; - процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Таким образом, современный учитель это не просто компетентный педагог, а в первую очередь целостная личность, которая объединяет в себе духовные, нравственные, профессиональные приоритеты, направленные на формирование созидающего педагогического пространства.
Литература:
Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия",1969-1978.
Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (1) - Спб., 1863-1866.
Ефремова Т.В., Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2., Издательство: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
Слободчиков В.И., Очерки психологии образования. – 2-е издание переработанное и дополненное. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.
Лапина О.А., Педагогика: общие основы теории обучения [Текст]: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ,2003.-160с.